Открытый урок по истории на тему Казахстан в эпоху раннего железа в 6 классе.
Тема урока: « Казахстан в эпоху раннего железа» Обобщение по теме
Цели урока: Знать: природно- климатические особенности регионов, о письменных источниках и племенах, могут лаконично выражать свою
мысль, смогут сравнить культуры регионов. Уметь: анализировать исторические факты, соотносить личность и его слова о саках; обобщать исторические факты,
анализировать и делать выводы.
Применять: ранее полученные знания в нестандартной ситуации.
Оценивать: работу индивидуальную и групповую.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательно деятельности, самостоятельная работа, учебная игра.
Вид урока: урок-игра.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: география, литература, русский язык.
Оборудование: Интерактивная доска, презентации PowerPoint, кроссворды, листы с заданиями, карточки, смайлики, изображение светофора на ватмане, жетоны для оценивания ( зелёные, жёлтые, красные).
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационно этап.
Стадия вызова
2 мин
Прогнозирование цели урока.
1 мин
Актуализация знаний учащихся по теме:
1 мин
Постановка проблемного вопроса:
1 мин
Стадия осмысления.
(30 минут)
3 мин
5 мин
3 мин
7 мин
3 мин
6 мин
10 мин
1 мин
1 мин
Рефлексия.
1 мин
1.1. Приветствие учителя.
1.2..Тренинг « Моё настроение»
1.3. Что мы с вами изучали в течение нескольких уроков?
1.4.Эпиграфом к нашему уроку послужат слова
«На бескрайней казахской земле почти нет уголка, не овеянного легендой.
Что ни местность — история, что ни край — святая земля»
Назарбаев
1.5 Ребята, а как вы можете сформулировать цель вашей работы на уроке?
1.6. Прослушав цели, которые высказали ученики, учитель называет цели, которые поставил учитель для учеников. (1.7.Знакомит учеников с планом проведения урока-игры по повторению темы. Изученный материал учащиеся будут повторять, выполняя задания, представленные в виде разных заданий.
1.«Чистая доска».
2. «Письма из прошлого»
3. « История наоборот».
4. «Мы-ученые!»
5. «История нашего края»
6. «Ты- мне, я- тебе!»
7. « Рекламный плакат»
8. «Наш поэт!»
1.8. Учитель приводит слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева о связи народов, живших во времена железа: саков, уйсуней, кангюев, сарматов, тюрков и современного казахского народа.
- О чём сказал Н.А. Назарбаев?
1.9. Исходя из всего вами сказанного, мы можем поставить проблемный вопрос нашего урока:
«Какую роль играет эпоха железа в истории нашего государства?»
1.11.В ходе работы учащиеся сами себя будут оценивать.
Правильный ответ- зелёная карточка, неточный или неполный ответ –жёлтая карточка, неправильный ответ- красная карточка.
2.1. Игра « Чистая доска»
Ребята, на доске написаны слова, имена, вопросы, связанные с саками. Необходимо дать объяснение каждому слову, пока на доске не останется ни одного слова.
Слова: Курган,Чирик-Рабат, куйме, аргипеи, дромос, джут, саркофаг, «звериный стиль», Сарыарка,«стерегущие золото»
2.2. « Письма из прошлого»
Организует работу в группах.
Учитель: Вам дан исторический материал. Необходимо его прочитать и выделить то, о чем вы еще не знали.
2.3. «История наоборот»
Организует работу в парах.
Учитель: На доске вам представлены факты. Найдите неточность в данных фактах.
«Было найдено 4 Золотых человека»
«В 1998-1999 гг. экспедицией руководил Толеубаев»
«Шиликтинского Золотого человека нашел Акишев»
«Курганы с «усами» были найдены в Южном Казахстане»
В центре жили аримаспы.
Иссыкский «Золотой человек» датируется VIII-VII вв.до н.э.
2.4 «Мы-ученые!»
Учитель: Каждой группе дается задание.
«Историки»: Местонахождение знаменитых курганов? Место наибольшего скопления курганов? Высота и диаметр курганов великанов?
«Этнографы»: Какие племена населяли Восточный Казахстан? Самая интересная находка Шиликтинского кургана? Вместо глаз, ушей, ноздрей вставлялись маленькие камешки. Как называется использование камней в изделиях?
«Археологи»: Когда был изучен Шиликтинский курган №1? Дать определение термину «дромос»? Кто был захоронен в Шиликтинском кургане?
«Ученые»: Иссыкский курган изучал….? Шиликтинского Золотого человека нашел…..? В своих трудах о саках, аргипеях упоминал….?
2.5 «История нашего края» (работа с одаренными детьми)
Учитель: Сейчас мы пройдемся по нашим окрестностям. И убедимся в том, что мы живем в интересном крае.
Цель задания: обеспечить максимальное внимание учащихся.
2.6 «Ты- мне, я –тебе!» (домашнее задание)
Учащиеся подготовили вопросы друг другу. Каждая группа задает три вопроса (по одному другой группе).
2.7 «Рекламный плакат»
Каждая группа составляет экскурсионный маршрут по одному из регионов- кластер.
2.8 «Наш поэт!» (работа с одаренным ребенком)
Учащийся читает свое стихотворение.
Учитель: Вот и закончился наш урок. Ребята, как вы думаете, выполнили ли мы цель нашего урока, которая была вами поставлена?
3.5.Рефлексия. Учитель организует рефлексию «Светофор»
Светофор»
Зелёный–всё прекрасно, очень интересно.
Жёлтый – понравилось, но не всё было интересно,
Красный – урок не понравился, было скучно.Приветствие учеников.
При помощи смайликов показывают своё настроение:
(Приложение 1)
Отвечают: мы изучали историю регионов Казахстана.
Учащиеся слушают слова, которые читает учитель.
Учащиеся говорят возможные цели урока.
Возможные ответы учащихся:
Н.А. Назарбаев говорит саках, гуннах и о казахах, которые унаследовали историю, культуру этих народов.
На партах у учеников находятся жетоны разных цветов, которыми ученики будут сами себя оценивать за работу.
Фронтальная работа.
Учащиеся читают написанные слова, вопросы и отвечают, пока доска не станет чистой. Ученики должны дать полные ответы. (Самооценивание ответов, рисуют соответствующий их ответу жетон)
Работа в группах.
Класс делится на три группы( для деления используются цветные карточки). В течение 3 минут команды работают с материалом. Находят что-то новое для себя.
После окончания работы один ученик от каждой группы озвучивает найденный факт.
Группы оценивают работу друг друга. Высказывают своё мнение.
Учащиеся дают правильный факт.
Экспертная группа оценивает ответы групп.
Работа в группах.
Учащиеся работают в парах. Читают слова и обсуждают, какое слово не вписывается в этот логический ряд слов.
После выполнения задания учащиеся проверяют себя сами. ( Самооценивание: каждый правильный ответ- один зелёный жетон)
Индивидуальная работа с одарёнными детьми и самостоятельная работа учащихся.
Ученик рассказывает о могильниках, используя слайды презентации.( картины)
Отвечают на вопросы других групп.
Работа в группах
Группы вытягивают конверт с названием региона. Получает конверт с материалом. Составляет кластер и продумывают экскурсию.
Члены экспертной группы оценивают группы на ватмане.
Ответы учащихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока
Каждый ученик берёт карточку того цвета, которая покажет, насколько им понравился урок, и прикрепляют её на нужный цвет светофора.
Открытый урок по истории Казахстана в 6 классе
Тема: «Казахстан в эпоху раннего железа»
Подготовила учитель истории
Мансурова Айгуль Сагинтаевна