Конспект урока по физической культуре на тему Способы регулирования физической нагрузки при выполнении физических упражнений для учащихся 10 классов (девушки)

Конспект открытого урока
по физической культуре
для учащихся 10 «А» класса (девушки)
«Способы регулирования физической нагрузки при выполнении физических упражнений»


Цель урока
1. Научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать ее.

Образовательные задачи
1. Совершенствование техники прямого нападающего удара.
2. Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху и снизу.
3. Совершенствование технических и тактических приемов в волейболе.

Развивающие задачи
Развитие скоростно- силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости.

Воспитательные задачи
Воспитание внимания, дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки, радости сопереживания, честности.

Оздоровительные задачи
Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, тренировка сердечной мышцы.

Дата:
Место проведения: спортивный зал МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Время проведения: 40 минут.
Инвентарь: волейбольные мячи, волейбольная сетка, гимнастические скакалки, конусы, секундомер.
Методический материал: инструктивные карты определения индивидуального тренировочного пульса, калькулятор.
Преподаватель: М. А. Трускова.


Задачи урока


Содержание урока

Дози-ровка

Организационно-методические
указания

Подготовительная часть урока 12 - 15 минут.

Организовать занимающихся и активизировать их внимание.













Подготовить организм к предстоящей работе.

Оптимизировать предрабочее состояние.

Обеспечить более быстрый процесс врабатывания организма.




Повысить возбудимость центральной нервной системы.












Повысить эластичность мышечного и связочного аппаратов.

Создание положительной психологической установки и положительного эмоционального состояния


Вход в зал. Приветствие. Сообщение задач урока.
Ознакомление учащихся с методом измерения индивидуальной пульсометрии. Выполнение пробы №1.
Выдается задание для освобожденных от урока по состоянию здоровья.
Строевые упражнения на месте.
Разминка
Упражнения в ходьбе:
- ходьба на носках с движениями рук;
- ходьба на пятках;
- перекаты с пятки на носок с круговыми движениями рук в плечевом суставе.
Бег в среднем темпе змейкой, имитация техники блокирования.
Ходьба по кругу, выполнение динамических дыхательных упражнений.
Выполнение СБУ с гимнастической скакалкой:
- прыжки со скакалкой с ноги на ногу;
- бег с высоким подниманием бедра;
- «ножницы» вперед;
- бег с захлестыванием голени назад;
- прыжки на правой, (левой);
- бег галопом правым (левым) боком.
Дыхательные упражнения.
Выполнение ОРУ без предметов в движении:
1. Упражнение для лучезапястного сустава.
2. Упражнение для локтевого сустава.
3. Упражнение для плечевого сустава.
5. Выполнение упражнения для туловища.
6. Дыхательные упражнения.

Выполнение пробы №2.

Перестроение из одной колонны по одному в колонну по два.
1-2
мин.











30 сек





0,5 кр.

0,5 кр.
0,5 кр.



зал


0,5 кр.

3 раза





1 зал

1 зал

1 зал
1 зал

1 зал

1 зал

3 раза



6-8 раз

6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз

3 раза


1-2 мин
Обратить внимание на внешний вид учащихся.


Подсчет ЧСС за 15 сек., полученный результат умножаем на 4.
Заполнение индивидуальных графиков динамики пульса по индивидуальным показаниям. Приложение 1

Освобожденным ученикам выдается теоретическое задание.


Повороты выполнять четко по команде. Следить за осанкой.


Спину держать прямо, упражнения выполнять четко под счет.

Перекаты с пятки на носок – плавные.
Большая амплитуда движений в плечевом суставе.

Бег с носка, не отставать от направляющего, выпрыгивание вверх –
руки имитируют блок.
Дыхание спокойное. Неполный вдох через нос, продолжительный выдох через рот.





Упражнения выполнять четко под счет, музыкальное сопровождение.
Упражнения выполнять на передней части стопы, шаги частые.
Держать заданную дистанцию.






Вдох через нос – продолжительный выдох через рот.


Все упражнения выполнять четко под счет.
Удерживать правильную осанку. Спину держать прямо.

Большая амплитуда движений в суставах.

Дыхание произвольное.
Следить за самочувствием учеников.
Вдох через нос – продолжительный выдох через рот.

Заполнение индивидуальных графиков динамики пульса по индивидуальным показаниям.




Основная часть урока 24 – 25 минут.

Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху и снизу.


Развитие скоростно-силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости.

Совершенствование техники прямого нападающего удара.




Совершенствование технических и тактических приемов в волейболе.
Комплексное развитие психомоторных способностей.
Прием и передачи мяча сверху и снизу в парах, тройках.



Передачи мяча во встречных колоннах через сетку.




Техника прямого нападающего удара:
выполнение упражнения в 3 касания.


Учебно-тренировочная игра по правилам волейбола 6х6.




5 мин





5 мин






5 мин






10мин.







Обратить внимание на положение и работу кистей.
Регулировать высоту передачи. Добиваться точности в передачах. Согласовывать работу рук и ног.

По сигналу учителя выполняем передачи мяча через сетку партнеру, который находится во встречной колонне и переместиться в конец своей колонны.
Добиваться точности в передачах.

Обратить внимание на положение предплечья и работу кисти во время удара (захлестывание кистью). Удар выполняется в наивысшей точке. Стопы во время отталкивания располагать параллельно, прыгать вертикально, мягко приземляться.
Осуществление судейства, следить за правилами игры.







Заключительная часть урока 4 -5 минуты.




Приведение организма и психики занимающихся в оптимальное состояние.
Восстановить сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.


Подведение итогов урока.




Выполнение пробы №3.

Ходьба по кругу в колонне по одному.
Игра «Минутка»







Выполнение пробы №4.

Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.

Выход из зала.

1-2
мин

1-2 мин.








1-2 мин

1-2 мин
Заполнение индивидуальных графиков динамики пульса по индивидуальным показаниям.


Ученики двигаются по кругу, стараясь успокоить дыхание и снять возбуждение. По сигналу учителя каждый начинает отсчет времени и через минуту должны остановиться. Когда все остановятся, руководитель указывает на тех, кто наиболее точно выполнил задание.
Заполнение индивидуальных графиков динамики пульса по индивидуальным показаниям.
Отметить лучших, объяснить ошибки.

Сгибание и разгибание рук из исходного положения упор лежа (до 20-30 раз в день)
Уборка инвентаря.


Приложение 1.
Инструктивная карта.
Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП).
Цель: научиться правильно, выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её.

1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 мин.: наложить пальцы рук на запястье, шею или висок и подсчитать количество ударов за 15 сек., полученную цифру умножить на 4.
2. Определить свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) по формуле Кевонена: ИТП= (220 – ваш возраст в годах – число ударов своего пульса за минуту в покое) х 0,6 + число ударов своего пульса в покое.
Например мне – 40 лет и пульс в покое равен 66 уд/ мин. Делаю подсчеты: ИТП = (220–40–66) х 0,6 +66 = 134. Мой ИТП равен 134 ударам в минуту. Сохранять точно эту величину пульса во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.
3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12 (134 + 12 = 146 уд/мин).
Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений не рекомендуется.
4. Определить нижнюю границу: от величины: ИТП – число 12 (134 – 12 = 122 уд/мин). Это нижний предел. Занятия при более низком пульсе будет неэффективны.
Частота сердечных сокращений во время моих занятий должна ограничиться диапазоном от 122 до 146 уд/мин.
Пульс в покое
Индивидуальный тренировочный пульс
Верхняя граница ЧСС.
Нижняя граница ЧСС.







График динамики пульса

180
170
160чсс
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
1 2 3 4 пробы

1 проба делается сразу после приветствия в вводной части урока.
2 проба – в конце вводной части урока.
3 проба – в начале заключительной части.
4 проба – в конце урока.
Инструктивная карта.

Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП).
Цель: научиться правильно, выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её.

1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 мин.: наложить пальцы рук на запястье, шею или висок и подсчитать количество ударов за 15 сек., полученную цифру умножить на 4.

2. Определить свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) по формуле Кевонена: ИТП= (220 – ваш возраст в годах – число ударов своего пульса за минуту в покое) х 0,6 + число ударов своего пульса в покое.
Например мне – 40 лет и пульс в покое равен 66 уд/ мин. Делаю подсчеты: ИТП = (220–40–66) х 0,6 +66 = 134. Мой ИТП равен 134 ударам в минуту. Сохранять точно эту величину пульса во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.

3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12 (134 + 12 = 146 уд/мин).
Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений не рекомендуется.

4. Определить нижнюю границу: от величины: ИТП – число 12 (134 – 12 = 122 уд/мин). Это нижний предел. Занятия при более низком пульсе будет неэффективны.
Частота сердечных сокращений во время моих занятий должна ограничиться диапазоном от 122 до 146 уд/мин.

Пульс в покое
Индивидуальный тренировочный пульс
Верхняя граница ЧСС.
Нижняя граница ЧСС.








График динамики пульса

180
170
160чсс
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
1 2 3 4 пробы


1 проба делается сразу после приветствия в вводной части урока.
2 проба – в конце вводной части урока.
3 проба – в начале заключительной части.
4 проба – в конце урока.

15