Заключительный урок по роману Пушкина Евгений Онегин По страницам романа Пушкина
По страницам романа Пушкина «Евгений Онегин»
Урок обобщения и систематизации изученного
Цели: проверить знание текста романа, формирование самостоятельного суждения о прочитанном, совершенствование монологической речи, развитие коммуникативных навыков, воспитание потребности в чтении (в повторном чтении), воспитание интереса к слову, чуткого отношения к нему.
Подготовка к уроку: перечитать текст романа, выразительное чтение (наизусть) отрывка, рисунок (или словесный портрет героя).
Оформление: компьютер, проектор
Вступительное слово учителя.
Сегодня заключительный урок по роману «Евгений Онегин», по словам самого автора, роман – его лучшее произведение. Мы еще раз вспомним текст романа, его героев, послушаем выразительное чтение отрывков из романа, определим знатоков текста.
Разминка.
1. Определите жанр романа «Евгений Онегин» ( роман в стихах)
Что значит роман? (произведение, в котором отразилась эпоха через историю героя, сюжет. Через мысли, чувства, поступки героев выступает историческая жизнь русского общества)
2. Роман написан «онегинской строфой». Что это такое?
(перекрестная рифма, смежная, опоясывающая, смежная. Такое построение позволяет свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос).
3. Время написания романа? ( 1823 – 1830 – 7 лет 4 месяца 17 дней)
4. Укажите временные границы действия, происходящего в романе.
(1819-1825)
5. Как называет свой роман сам автор во вступлении к роману?
(«собранье пестрых глав»
6. Как Белинский назвал роман?
(«Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»)
«Узнай героя!»
«Острижен по последней моде, как денди лондонский одет.» (Онегин)
«Дика, печальна, молчалива» (Татьяна)
«Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга)
«Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Ленский)
«не мог он ямба от хорея отличить» (Онегин)
«Он был простой и добрый барин» (Дмитрий Ларин)
«Лет 40 с ключницей бранился,
в окно глядел и мух давил» (дядя Онегина)
8. «Хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» (Гвоздин).
«Мифология»
В романе встречаются мифологические герои. Определите этих богов.
1. Венера. (богиня весны и садов)
2. Терпсихора. ( богиня греческой мифологии, покровительница танца)
3. Зевс (верховный бог)
4. Диана (богиня Луны)
5. Флора (богиня цветов)
6. Фортун (богиня счастья, удачи.)
7.Аполлон (сын Зевса, бог–целитель, прорицатель, покровитель искусств)
8. Как называется река забвения? (Лета)
«Растолкуй!»
Объясните значения слов. Объясните, почему они так сгруппированы.
Ланиты, очи, персты, уста. (части тела)
Шлафрок, фрак, жилет. (верхняя одежда)
Чепец, картуз, боливар. (головные уборы)
Трюфли, бланманже. (еда (сладкая))
Возок, кибитка, бричка, карета, сани. (повозки)
Рисунки. Иллюстрации
Описать свои рисунки (иллюстрации к произведению).
Выразительное чтение
Прочесть отрывок из текста.
Блиц – турнир
Дата рождения Пушкина. (06.06.1799)
Где учился Пушкин? (Царскосельский лицей)
Сколько лет учился в лицее? (6)
Как звали жену Пушкина? (Гончарова Н.Н.)
Полное имя матери Пушкина. (Надежда Осиповна)
Как зовут отца Пушкина. (Сергей Львович)
Фамилию какого персонажа комедии «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным? (Скотинины)
Каким было отчество Татьяны? (Дмитриевна)
О ком пишет Пушкин: «Любой роман возьмите и найдёте, верно, её портрет» (Ольга)
«Русская хандра им овладела понемногу». Кто он? (Онегин)
Подведение итогов
Выявление победителей: «Лучшая команда», «Знаток текста»
15