урок литературы Борис Пастернак — художник, музыкант, философ. Анализ литературного произведения. Темы… в поэзии Б. Пастернака. (11 класс)


ГБОУ РК «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Борис Пастернак -
художник, музыкант, философ
Анализ литературного произведения Темы… в поэзии Б. Пастернака»
(урок литературы в 11 классе)
Подготовила учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Шостак Наталия Петровна
Феодосия, 2015Борис Пастернак -
художник, музыкант, философ.
Анализ литературного произведения. Темы… в поэзии Б. Пастернака.
Подготовила учитель русского языка
и литературы Шостак Н.П.
Класс: 11Вид урока: информационно - исследовательский
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Цели:
деятелъностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
образовательная: рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;
развивающая: развивать умение работать самостоятельно с дополнительной информацией и учебником, делать выводы, развивать умение частично - поисковой познавательной деятельности, развивать коммуникативные качества;
воспитательная: воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.
Объект исследования - поэзия Пастернака.
Оборудование: портрет Б.Пастернака, книги, свеча, гитара, презентации, слайды.
Эпиграф: Во всём мне хочется дойти до самой сути.
Б.Пастернак.
Вступительное слово учителя:
Он награжден каким - то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил, - так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина Цветаева скажет о нем:
Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая - то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.
Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. "Наследие Пастернака ... завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью" (Лев Озеров). В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Евгению Борисовичу Пастернаку.
Мы изучили биографию Пастернака, какие самые яркие страницы его жизни Вам запомнились?
Ученик: Познакомившись с творчеством Бориса Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан - человечество приобрело поэта…
Учитель: Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? Как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве Пастернака? Какова тематика его поэзии? Стараясь дать ответы на эти вопросы, проведём исследовательскую работу. Запишите число, классная работа, сформулируйте тему урока и цель. Проанализируем стихи поэта. Работать необходимо в парах или мини-группах. При изучении творчества Мандельштама мы определили схему анализа поэтического произведения, воспользуйтесь рабочими тетрадями, информационными карточками и учебником. У Вас есть 10 минут на то, чтобы составить анализ стихотворения в виде связного рассказа из примерно из 10-12 предложений не более. А фон создавать будет музыка Скрябина, любимого композитора Пастернака.
Учащимся предлагается 6 стихотворений для анализа, соответственно должно работать 6 групп. Отвечая на вопросы схемы-анализа, у учащихся должны получиться мини-сочинения.
См. приложение.
От группы выступают как минимум 2-3 человека: 1 читает выразительно стихи, 2 – анализирует поэзию.3 – прикрепляет свой анализ на ватман и подписывает главную тему стихотворения. (На выступление каждой группе дается не более 3-4 минут. После выступления первых трёх групп – динамическая пауза).
По ходу выступления каждой группы все учащиеся фиксируют в тетради название стихотворения, его тему и идею. Можно в идею таблицы делать тоже самое на доске:
Название стихотворения Тема стихотворения Главная мысль (идея)
Любить иных тяжёлый крест Тема любви и самопожертвования Восхищение женщиной и её умением любить.
Зимняя ночь Тема природы и философия любви Противостояние человека жизненным бурям внешнего и внутреннего мира.
В больнице Тема жизни и смерти Жизнь быстротечна – цените каждый её миг.
Во всём мне хочется дойти до самой сути. Тема поэта и поэзии Призыв к поиску истины во всём. Предназначение поэзии – открывать истину.
Снег идёт Тема природы и поиска смысла жизни Жизнь быстротечна, как снег.
Быть знаменитым некрасиво. Тема предназначения поэта Цель творчества – самоотдача, а не слава.
К концу урока эта таблица должна быть заполнена.
Подведение итогов урока:
Учитель:
-Какие главные темы прослеживаются в поэзии Пастернака? (любви, жизни и смерти, поэта и поэзии, в чём смысл жизни?)
-Выберите те темы сочинений, в которых вы могли бы использовать анализ одного из стихотворений как аргумент. Темы сочинений и названия стихотворений можно написать на доске, а учащиеся должны показать стрелками их соответствие.
Рефлексия: чему мы научились? Какие стихи Вам понравились больше всего, почему? Что было сложно?
Д\з выучить наизусть любое стихотворение Пастернака, уметь его анализировать.
Темы сочинений:
Стремление к познанию.
Что лучше любить или быть любимым?
Воспитание человека.
Человек и искусство. Роль человека в искусстве.
Честь и бесчестие.
Чинопочитание - унижение или уважение.
Человек и история.
Отношение человека к природе.
Патриотизм. В чём заключается любовь к родине?
Приложение
Художественные особенности поэзии Пастернака.
– Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.
Стихи  Пастернака  отличаются  живописностью,  его  картины  узна-ваемы:
Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник греб
По липам. И все это были подобья.
Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.
Образы-символы глубоки и ощутимы.
Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».
В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» – часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».
Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
                     «Когда разгуляется», 1956
Или:
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».
                     «Иней», 1941
Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.
В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.
3. Работа с текстом.
– А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.
Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.