Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагател


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Урок № 34
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения»
Цели урока:
повторить лексико-грамматические разряды имен прилагательных;
отработать умения производить морфологический разбор имени прилагательного;
повторить правила о правописании окончаний прилагательных.
Тип урока: комбинированный.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация .
2016-2017 учебный год
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания (обсуждение упражнений учебника)
III.Задания для учащихся «Проверь себя»: орфоэпический анализ слова (Приложение).
Задание «Дай толкование слова» подразумевает работу с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ и может проводиться как самим учителем, так и подготовленным учеником (Приложение).
IV.Вступительное слово учителя.
В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи.
Части речи являются категориями наиболее общего характера. Именам существительным присуще общее значение предметности, прилагательным – качества, глаголу – действия и т. д. Все эти значения (предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно лексические значения слов различны, причем одна и та же основа может стать источником образования разных по грамматическим признакам слов, то есть разных частей речи. Например, от основ, имеющих общее значение предметности – -камен-, -дерев-, можно образовать и имена существительные камень, дерево, и имена прилагательные каменный, деревянный, и глаголы каменеть, деревенеть; от основ, имеющих общее значение качества, -бел-, -глух- могут быть образованы не только прилагательные белый, глухой или глаголы белеть, оглушить, но и существительные белизна, глухота. Лексические значения основ даже в пределах одной части речи могут быть разными и заметно отличаться от грамматических значений. Например, прилагательные наряду со значением качества – белый, худой могут быть связаны со значением предметности – золотой, кирпичный, процесса действия – уклончивый, сыпучий и т. д. Однако эти значения (предметность или действие) в прилагательных не являются ведущими, какими они выступают в существи-тельных или в глаголах. Имена прилагательные выражают предметность и процесс действия не отвлеченно, а лишь как признак какого-либо предмета или явления действительности (золотой браслет, кирпичный дом, уклончивый ответ, сыпучий материал), как принадлежность предмета или явления, в то время как имена существительные, имеющие значения качества (белизна, глухота) или действия (беготня, раскорчевка), обозначают самостоятельные (независимые) понятия и могут иметь при себе определяющие их прилагательные: приятная белизна, тяжелая глухота, постоянная беготня, свежая раскорчевка и т. д.
Морфологические признаки разных частей речи различны. Например, имена существительные обладают категориями рода, падежа и числа. Именам прилагательным также присущи грамматические категории рода, числа и падежа. Но если род, число и падеж существительных – категории грамматически независимые, то у прилагательных они всецело зависят от существительного, к которому относится прилагательное.
Повторение разрядов имен прилагательных по значению.
Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.
Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).
- Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
- Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?
— Могут ли имена прилагательные менять разрядное значение? От чего это зависит?
— Имена прилагательные какого разряда обозначают признак, способный проявляться в предмете в большей или в меньшей степени?
2. Чтение материала учебника (с. 137).
После прочтения — задание: образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных: красивый, счастливый, требовательный.
Учитель обращает внимание класса на ударение в словах (например: красивее).
Задание: записать предложения на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и пунктограммы и произвести морфологический разбор имени прилагательного (порядок разбора дан на с. 139).
И еще одна черта пленяет меня в ней: относясь ко всему житейскому с презрением, она не презирает людей. Помимо чемоданов и саквояжей, на перрон вынесли складной велосипед, гимнастические гири и связки с книгами на разных языках.
3. Чтение § 38 и анализ данных таблицы на страницах 142—143. Выполнение упражнения 226. Выписать из предложений словосочетания «существительное + прилагательное», выделить окончания прилагательных, указать падеж.
VI.Итог урока.
Анализ типичных ошибок, допущенных в ходе урока.
Тесты «Готовимся к ЕГЭ» по теме (Приложение).
VII. Домашнее задание: упр. № 152
Преподаватель Вартабедьян В.Б.