Доклад на тему: «Военно-патриотический клуб как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников».
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Пильнинского района Нижегородской области
Доклад на тему: «Военно-патриотический клуб как средство гражданско-патриотического воспитания современных школьников».
Автор: Гринин Сергей Борисович, преподаватель – организатор ОБЖ МОУ Медянская СШ, Пильнинского района, Нижегородской области.
Проблема воспитания детей являлась важной задачей общества на протяжении всей истории развития человечества. Со временем одним из самых значимых социальных институтов, осуществляющих эту функцию, стала школа. Именно ей отводилась и, отводится в настоящее время, роль «путеводителя», который указывает детям на нормы морали, развивает у них нравственные чувства и является, по своей сути, одним из главных инструментов формирования и становления личности. Однако, сегодня задача воспитания школьников выглядит несколько иначе, чем несколько десятилетий назад, и если раньше ее можно было сформулировать как «воспитать человека», где на ряду с обучением у детей развивали чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за себя и других, то сегодня на первое место выходит человек как единица общества, обучение и воспитание «подстраиваются» под индивидуальные особенности, в то время как огромные пласты нравственности (чувство долга перед Родиной, любовь к отечеству и т.п.) отходят на второй план. Это нетрудно заметить на примере юношей, которые призываются в армию. Согласно статистике, приведенной в газете «Коммерсатъ» количество призывников за последнее десятилетие уменьшилось приблизительно в 2 раза, тогда как численность населения изменилась незначительно. Общеизвестным также в настоящее время является факт, что большинство юношей предпочитают «откосить» от армии, вместо того, чтобы пойти служить и отдать долг Родине. Хотя еще несколько десятилетий назад служба в армии являлась даже приоритетнее получения высшего образования (сначала армия, затем образование), молодые люди шли в армию с энтузиазмом, или, по крайней мере, с пониманием важности службы. Все это указывает на изменение нравственных ориентиров современной молодежи и необходимость воспитания гражданско-патриотической позиции детей и подростков.
Одним из средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в условиях школы может являться военно-патриотический клуб, призванный развивать у школьников духовно-нравственные и социальные ценности, формировать профессионально значимые знания, умения, навыки и качества необходимые защитникам Родины.
В соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г №551, Федеральным законом от 26.05.1995 г. № 27-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России»; приказом Министра Обороны Российской Федерации от 17.06.05 № 251, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11.07.05 г. № 422; приказом Министерства Образования РФ № 575 от 23 февраля 2000 г. «О подготовке к военной службе в образовательных учреждениях РФ», совместно с приказом Минобороны и Минобразования № 203/1936 от 3 мая 2001 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы»; на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2009 г. № 369 «Об утверждении областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области», Устава МОУ Медянская СШ на базе школы был создан военно-патриотический клуб «Патриот».
Целью ВПК «Патриот» является социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
Задачами ВПК «Патриот» являются:
Развитие мотивации школьников к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
В рамках первой задачи школьники, являющиеся членами военно-патриотического клуба «Патриот», принимают непосредственное участие в воспитательных и духовно-нравственных мероприятиях школы и района, таких как «Встреча с ветеранами боевых действий», «Дни воинской славы», «Вахта памяти», акциях «Георгиевская ленточка», «День памяти неизвестного солдата», «День памяти и скорби погибших в Беслане» и т.п.
В рамках второй задачи ВПК «Патриот» члены клуба изучают историю и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести, структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС РФ, руководителем клуба проводятся еженедельные встречи с членами клуба, на которых отрабатываются навыки строевой подготовки, стрельбы из пневматического оружия, оказания первой помощи. Также на занятиях военно-патриотического клуба с участниками обсуждаются правила действия в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны. С целью развития интереса к воинским специальностям и формирования желания получить соответствующую подготовку; выработки готовности к достойному служению обществу и государству руководителем проводятся ролевые игры, такие как «Равнение на середину», круглые столы и мини-дискуссии на соответствующие темы, участие в школьных, районных и областных конкурсах «Мальчишник», дивизионный смотр-конкурс военно-патриотических клубов (объединений) Нижегородской области.В рамках третьей задачи, членами ВПК отрабатываются навыки действия в экстремальных ситуациях, осуществляется общефизическая подготовка (изучаются навыки гигиены и закаливания, разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость).
В рамках четвертой задачи каждый член ВПК «Патриот», при вступлении в клуб, принимает воинскую присягу, становится курсантом клуба, в котором соблюдаются воинские традиции и устав клуба, формируются такие понятия как долг, честь, мужество, любовь к Родине и др.
Выпускник военно-патриотического клуба «Патриот» представляет собой личность с правильной гражданско-патриотической позицией, уважающий традиции и культуру нашей страны, готовый отдать долг Родине, обладающий мужеством, стойкостью и самостоятельностью.
Таким образом, военно-патриотический клуб является важным средством гражданско-патриотического воспитания современных школьников, позволяющим формировать гражданско-патриотическую позицию подрастающего поколения, развивать у них любовь к Родине и уважение к истории своего народа.