Конспект интегрированного урока по биологии и географии Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в природном сообществе
Интегрированный урок по биологии - географии
Тема : Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в природном сообществе.
Задачи урока:
1. Закрепить понятие природного комплекса на примере одного из сообществ.
2. Закрепить умение уч-ся давать характеристику природного комплекса - сообщества на примере окружающей природы.
3. Выявить многообразие видов одного из сообществ и их приспособленность к совместному обитанию.
4. Продолжить экологическое воспитание.
Оборудование : карта окрестности с. Лысково ,рабочие тетради , карандаши ,ручки , определитель растений .
Ход урока :
1. Организация - деление уч-ся на группы.
- Объявление темы.
-Ознакомление с заданиями по группам с учетом способностей.
- Инструктаж выполнения оформления журнала.
2. Беседа на местности.
Учитель географии
1. Дать понятие природного комплекса.
а)Зеленые части растений →жуки→хищные насекомые →птицы→
гусеницы
б)Отмершие части→дождевые черви→кроты→ бактерий ,личинки жуков могильщиков .
2. Как человек влияет на природные общества ?
3. Заключение экспертов по экологическим вопросам.
Выполнение группового задания (20мин)
①Группа Геоморфологи:
1. На карте обозначить направление движения во время экскурсии.
2. Охарактеризовать рельеф окрестности .
3. Дать оценку рельефа и в расположении природного комплекса.
②гр.Почвоведы
1. Сделать почвенный срез на глубине 40 см сделать размер почвы, материнской породы.
2. Взять образцы почвы , определить тип почвы.
3. Для выращивания каких культур благоприятны эти почвы.
③гр. Эксперты
1. Выявить какие растения и животные взяты под охрану в природном комплексе.
2. Какие из них обитают в нашем природном сообществе. Какие природные комплексы встречаются в окрестности нашего села.
3. Назовите компоненты любого природного комплекса.
4. Как влияет изменение одного компонента на природный комплекс. Привести примеры.
Учитель биологии:
Природное сообщество - совокупность растений ,животных, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и факторы неживой природы.
Им характерны разнообразны взаимосвязи: пищеводы, по месту обитания.
Итак ,ребята ,природный комплекс это в широком смысле, а в более узком - природное сообщество. Каждый из компонентов в сообществе приспособлен к друг другу и между ними существуют связи.
Вопросы к ребятам:
1. Какие связи существуют между ними ?
- по месту обитания
- пищевые
2. Привести примеры пищевых связей.
3. Как хозяйственная деятельность отразилась на природное сообщество?
4. Заключение экспертов по экологическим вопросам.
④ группа Зоологии.
1. Выявить какие животные, насекомые, птицы, обитают в данном сообществе.
2. Определите, к какому классу и типу их относят.
3. Установить приспособительные особенности к обитанию в данном сообществе.
⑤гр. Ботаники
а) Составьте список деревьев и кустарников произрастающих на данном участке. Соберите листья неизвестных вам деревьев и кустарников, трав. Определите их названия. Найдите среди травянистых растений представителей изученных вами семейств . Установите, к какому классу они принадлежат и выявите в чем выражается приспособленность растений к произрастанию в данном сообществе.
б)Провидите наблюдения за особенностями распределения растений по ярусам.
Какие растения образуют 1 ярус?
Какие условия жизни растений в этом ярусе?
Когда цветут и опыляются цветки деревьев 1 яруса?
Каковы особенности листовых пластинок растений 1 яруса по сравнению с растениями других ярусов?
⑥Отчет групп устно.
⑦Обобщение учителем по природным сообществам и дополнение.
⑧Домашнее задание.
Оформить дома все работы письменно в альбом.