Проект, выполненный обучающимися 6 класса Энциклопедия о космосе для детей Космознайка


Справочник о космосе для детей
Космознайка
-32385274320
Муниципальное общеобразовательное учреждение Билитуйская средняя общеобразовательная школа Забайкальского района Забайкальского края
Авторы-составители: учащиеся 7 класса Архипов Н.С., Борисенко С.П., Гуцу Е.П., Ковалев В.Е., Кузнецов В.В., Рогалева А.А., Сандаков И., Ситникова А.А., Смирнова К.С., Фалилеев А.Л., Федорова Н.Г., Фрезюк И., Щедрин А.
Руководитель: Кузнецова О.Н.
Главный художник: ученица 7 класса Гуцу Е.П.
Художники: учащиеся 3 – 7 классов
2011 год


С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок. Звёздам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это всё о взрослых.
Дети, подобно древним людям находятся в слиянии с природой, а потому всё что их окружает, кажется им таким родным и интересным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звёзд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной. Взрослые же, зная, что астрономия – сложная наука, наполненная цифрами и формулами, часто считают, что знакомить ребёнка с тайнами космоса ещё рано. «Всё равно ничего пока не поймёт», - говорят они. Конечно не поймёт, если не перевести астрономию на понятный ребёнку язык. Для этого надо придерживаться трёх правил:
- Превращаем абстракции (цифры, термины) в конкрети-ку – то, что ребёнок сможет исследовать с помощью своих органов чувств. Детям понятно только то, что он может увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
- Всё познаём в сравнении. Явления космического масштаба трудно представить даже взрослым. А потому, познавая глобальные вещи, лучше сравнивать их с теми объектами и явлениями, с которыми ребенок сталкивается в повседневном опыте.
- Побольше удивительных фактов в объяснении и юмора.

Содержание
Введение 4
Астрономия 7
Астероид 8
Вселенная 8
Галактика 9
Дыра черная 9
Звезда 10
Земля 10
Как появилась Земля 10
Комета 11
Луна 11
Метеор 12
Метеорит 12
Невесомость 13
Орбита 13
Планеты 13
Ракета 14
Световой год 14
Скафандр 14
Созвездия 15
Солнце 16
Спутник 17
Фазы Луны 18
Рисунки 19
Астрономия – наука о небесных телах (от греческих слов «астрон» - звезда, «номос» - закон). Эта наука – самая древняя. С тех пор как на Земле существуют люди, их всегда интересовало то, что они видели на небе. Нам известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное неб, потому что на стенах своих пещер рисовали то, что видели. Люди осознали, что звезды могут быть полезны, когда обнаружили, что наблюдаемое движение Солнца, Луны и звезд помогает выбрать лучшее время для посевов и уборки урожая.
leftcenterДревние китайцы изучали звездное небо и рисовали его на камне и пергаменте, отмечая малейшие изменения, которые им удавалось наблюдать. Это были самые первые звездные карты.
Древние греки превратили разгляды-вание ночного неба в науку. Современная астрономия изучает состав, строение, движение небесных тел в космическом пространстве, их про-исхождение. Наука уже раскрыла многие загадки космоса и продолжает их разга-дывать, поражая вооб-ражение людей новы-ми открытиями.
Сейчас существует много новых открытий, которые перевернут в течение ближайших десятилетий всю астрономическую науку. Строятся новые телескопы, космические аппараты, приборы и инструменты. Это позволит изучать далекие планеты, обнаруживать и расшифровывать сигналы из космоса.
Астероид – «звездоподобный» (от греческих слов «астрон», что означает, как уже известно, звезда и «оидос» - вид). Конечно, астероиды – не звезды. Это большие глыбы камня и металла. Их иногда называют малыми планетами, потому что они гораздо меньше настоящих планет, но подобно им движутся вокруг Солнца по орбитам. Большая часть астероидов находится между Марсом и Юпитером в так называемом поясе астероидов.
Происхождение астероидов еще не выяснено до конца. Ученые считали, что это остатки какой-то разрушившейся планеты, а сейчас предполагают, что скорее всего это «строительный материал», из которого образовались известные нам планеты.
Часть пояса астероидов.
Астероиды содержат цен-ные вещества и металлы, поэ-тому в будущем они могут стать важным источ-ником этих ма-териалов.

Вселенная - космическое пространство и всё, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль. Размеры Вселенной превосходят все, что человек может себе представить. Наша Земля всего лишь крохотная точка, которую ты можешь поставить на листе бумаги, прикоснувшись к ней кончиком карандаша, по сравнению с размерами планеты. Кроме того, ученые знают, что Вселенная постоянно расширяется. Как и почему это происходит, до сих пор остается загадкой.
leftcenter
Галактика – единая звездная система, которая состоит из 100 миллиардов звезд, и наше Солнце – только одна из них. Существуют миллионы других галактик разнообразной формы и размеров. Нашу галактику называют просто Галактикой, но она называется Млечный Путь. Это спиральная галактика с двумя рукавами.
Наша Галактика Млечный Путь. Солнечная система указана красной стрелочкой. Это маленькая частичка Галактики.
33585152480310А так мы можем видеть Млечный Путь из любого места нашей планеты.
Дыра черная. В ядре Галактики из старых звезд, возможно, располагается огромная черная дыра. Это очень плотный объект, у которого такая сила тяготения, что даже световые лучики не могут вырваться из его плена. Если взять яблоко и вырезать из него кубик со стороной в 1 см, то на Земле этот кубик будет весить всего1 грамм. А в черной дыре он весил бы как 35 каменных египетских пирамид. Вес одной пирамиды приблизительно 6 миллионов тонн!
left1689735
Звезда – массивные раскаленные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Самая ближайшая к нам звезда – Солнце. Человек невооруженным глазом может увидеть 6 тысяч звезд. По размеру звезды бывают сверхгигантами. Они больше нашего Солнца в 400-1000 раз. Звезды, которые в 10 раз больше Солнца называются гиганты. А такие звезды, как Солнце – карликами.
Земля – уникальная планета в Солнечной системе. Это единственная планета, на которой есть условия для жизни. Что у Земли внутри?

Как возникла Земля? Существует много гипотез о том, как появились планеты, в том числе и наша Земля. Но современные астрономы считают, что Солнечная система образовалась из межзвездного вещества – пыли и газа. Вращаясь, облако из этого вещества уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Самый большой из них стал Солнцем. Его вещество продолжало сжиматься и стало разогреваться. Вокруг него продолжало вращаться газо-пылевое облако. И остальных его сгустков и возникли планеты.
Комета - это комок грязного снега в космическом пространстве. Ядро кометы представляет собой плотный шар из твердых частиц льда, окутанный туманной оболочкой, которая называется комой. Большинство комет не превышают 10 км в поперечнике. Орбиты у них сильно вытянуты, так что большую часть времени они проводят вдали от Солнца и лишь на короткое время приближаются к нему. Оказавшись вблизи Солнца, кометы нагреваются, тают и могут выпускать хвост газа и пыли.

Луна – естественный спутник Земли, который движется вокруг нее на расстоянии в 376284 км. Масса Земли превышает массу спутника в 81 раз. Сила притяжения Луны очень слаба – примерно в 6 раз меньше земной. Этого недостаточно, чтобы удержать атмосферу. Поэтому на Луне днем температура достигает 100 градусов по Цельсию, а ночью падает до -150. Поверхность Луны являет собой однообразное безжизненное нагромождение скал, покрытых толстым слоем пыли. В результате ударов метеоритов (космических камней) вся поверхность изрыта кратерами. Некоторые небесные тела ударялись о Луну с такой силой, что пробивали лунную кору насквозь. Тогда изнутри вытекала лава и растекалась по поверхности. Затем она остывала, затвердевала, образуя темные равнины, которые видны невооруженным глазом и называются лунными морями.
Луна вращается вокруг своей оси так медленно, что за это время успевает пройти свой путь вокруг Земли, поэтому мы всегда видим только одну её сторону. Обратную сторону удалось увидеть только космонавтам и космическим кораблям.
Впервые в истории человечества на поверхность Луны ступил Нейл Армстронг 21 июля 1969 года. Вслед за ним спустился лунный грунт Базз Олдрин. Астронавты установили мемориальную табличку «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от имени всего человечества»

Метеор и метеорит. В Солнечной системе полным-полно всевозможных космических обломков. Камень или обломок, несущийся в космическом пространстве, зовется метеорным телом. Как только этот камень попадает в атмосферу Земли, он становится метеором. Если он не сгорит в атмосфере от трения о воздух и ему удастся достичь поверхности Земли (или другой планеты или спутника), то он начинает именоваться метеоритом. В ясную ночь ты можешь увидеть метеоры. Они выглядят как светящиеся летящие точки.
129540-100965 Невесомостью будем называть те или иные состояния тел, когда их вес равен нулю (при условии наличия самого тела). На Земле можно испытать невесомость, падая с высоты или находясь в бассейне с водой. Ты знаешь, что в воде все предметы становятся легкими, и ты можешь поднять даже маму.
Орбита – это путь небесного тела в пространстве. Хотя орбитой можно называть путь любого тела, обычно имеют в виду движение взаимодействующих между собой тел: например, орбиты планет вокруг Солнца, спутников вокруг планеты или звезд в сложной звездной системе относительно общего центра масс. Искусственный спутник «выходит на орбиту», когда начинает двигаться вокруг Земли или Солнца.
Планеты – это остывшие небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца по своей орбите. Те планеты, которые расположены ближе к Солнцу, - небольшие, каменистые и очень плотные. А те, что удалены сильнее, как правило, большого размера и состоят из газа, льда и жидкостей.

Ракета. Никто толком не знает, кем была изобретена первая ракета. Возможно, китайцы. Говорят, что еще в 1232 году во время сражения при Кайфунгфу они метали ракетоподобные «огненные стрелы». Затем 5 веков ракеты применялись для фейверков. Примерно в 1800 году англианин Уильям Конгрив создал усовершенствованную твердтопливную ракету. В XXвеке русский ученый Константин Циолковский впервые предложил испльзовать для запуска ракет жидкое топливо. Ты можешь себе представить,как действует топливо в ракете надув воздушный шарик и отпустив его. Воздух будет с силой выходить из шарика и толкать его вперед, и шарик будет беспорядочно летать по комнате.
Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один земной год. Оно равняется 9, 46 триллиона км. В космосе расстояния между телами настолько велики, что их можно измерить только световыми годами. Самые удаленные галактики были лбнаружены на расстоянии 15 миллиардов световых лет от Земли! Даже от центра нашей Галактики Млечного Пути Земля находится на расстоянии 30000 световых лет!
Скафандр – костюм космонавта. Внутри скафандра он получает кислород, необходимый для дыхания и при этом постоянно поддерживается нужное давление. Без этого космонавт не смог бы прожить и нескольких секунд. Хотя скафандр и выглядит довольно громоздким, но в нем можно достаточно свободно ходить, прыгать и нагибаться. Под скафандр обычно надевали охлаждающий костюм с пластмассовыми трубками, по которым циркулировала вода.

Созвездия – это определенные участки звездного неба. Все небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно увидеть 54. Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Некоторым созвездиям даны названия разных животных, людей и вещей, но очень редко случается, что их очертания соответствуют их названиям.
Солнце – самый знакомый всем астронмический объект. Это ближайшая к нам звезда. left0Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласись, трудно представить и осмыслить такие размеры. Представь, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с эту тыкву. Земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту горошинку. Вот такое оно огромное. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149600000 км. Ядро Солнца превосходит Землю по размерам в 27 раз. Температура ядра превышает 15000000 градусов по Цельсию. Вокруг ядра расположена зона излучения. Тепловая энергия, создаваемая в ядре, распространяется через эту зону в виде волн. Поверхность Солнца состоит из бурлящих газов. Здесь температура составляет примерно 6000 градусов.
Никогда не смотри на Солнце: это опасно! Его свет может тебя ослепить. Можно изготовить безопасный солнцескоп. Нужно направить на Солнце бинокль, но не смотреть в него, а подставь снизу кусок белого картона. Немного подвигай бинокль, пока на картоне не появится яркий круг. Теперь покрути настроечный винт, чтобы изображение стало четким.

Спутник. Спутники бывают естественными, как Луна, и искусственными. Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в Советском Союзе. Спутник находится на орбите под воздействием двух взаимно противоположно действующих сил. Ты можешь сам изготовить модель спутника с помощью куска пластилина, корпуса старой ручки, прочной нитки и двух скрепок. Из пластилина слепи два шарика, один из которых должен быть больше другого примерно в 5 раз. Продень нитку через корпус ручки, привяжи к её концам по скрепке. Скрепки нужно засунуть в пластилиновые шарики. Возьми ручку вертикально так, чтобы маленький шарик оказался сверху и начинай вращать его по кругу. Маленький шарик будет стремиться улететь и будет поднимать большой шарик. Если прекратить вращение, то большой шарик притягивает маленький к ручке точно так же, как спутник сходит с орбиты, когда атмосферное трение замедляет его движение.
Фазы Луны. Дети часто спрашивают, как Луна превращается в месяц. Конечно, можно долго объяснять ребёнку, что Луна имеет форму шара, но мы видим только освещённую Солнцем половинку. Вместо этого можно поставить простой эксперимент. Для этого требуется мячик и настольная лампа.
3 фотографии, которые иллюстрируют 3 фазы луны







Литература
Анкинсон С. Астрономия. Энциклопедия окружающего мира. Москва: «РОСМЭН», 1998
Космос. Энциклопедия юного ученого. Перевод с английского Е.В.Комиссарова. Москва: «РОСМЭН», 2001
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. Москва: «Дрофа», 2006
Интернет ресурсы.