Урок Аграрная реформа П.А. Столыпина


Раздаточный материал для учащихся.
Цели аграрной реформы
ЗАДАНИЕ
На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
ДОКУМЕНТ 1
«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».
ДОКУМЕНТ 2
« Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».
2.Основные мероприятия реформы
ДОКУМЕНТ 1
Из письма П.А. Столыпина Николаю II :«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».
ДОКУМЕНТ 2 Из речи Столыпина перед депутатами Государственной Думы, март 1907 г.:
«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Отменяется насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»
Вопрос: Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина? Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает П.А. Столыпин?
ДОКУМЕНТ 3
Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закон, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9ноября 1906 г.
« Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие в собственность переходящего к личному владению домохозяина… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…
Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли… имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту».
Вопрос: Какова процедура выделения из общины?
ГБОУ гимназия №402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы
Учитель Букрин Александр Алексеевич
РАЗРАБОТКА УРОКА
ИСТОРИЯ РОССИИ 9 КЛАСС
Тема урока: «Социально-экономическое развитие России в 1906 – 1914 гг. Столыпинская аграрная реформа».
Цель урока: Усвоение учащимися сущности и последствий экономической политики правительства в 1906-1914 гг.
Задачи урока: 1. Обеспечение усвоения учащимися целей, содержания, результатов и значения аграрной реформы П.А. Столыпина. Продолжить формирование знаний о развитии капитализма в России и путях модернизации страны.
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, другими дополнительными материалами, учебником, самостоятельно делать выводы.
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа, формирование гражданственности и патриотизма.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: учебники, тетради, раздаточный материал (тексты документов), видео и компьютерные материалы)Оформление доски: тема урока, проблемное задание
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, отсутствующие, внешнее состояние класса, подготовленность учащихся к уроку)
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Первая российская революция»
тестирование одного из учеников на компьютере
Фронтальный опрос:
- Каковы были причины первой российской революции?
- Назовите одну из главных причин революции, обоснуйте свое мнение.
- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции. Объясните почему?
- Каких изменений добились крестьяне?
- Оцените общие итоги революции.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала новой темы:
1) Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала.
2) Показ актуальности и практической значимости изучения нового материала.
3) Постановка учебной проблемы.
Учебная проблема: «Почему судьба П.А. Столыпина была столь трагична? Бывают ли в России счастливые реформаторы?»
План изучения темы:
Вводное слово учителя.
П.А. Столыпин – штрихи к историческому портрету (презентация учащегося).
Программа реформ.
Разрушение общины.
Переселенческая политика.
Первые результаты реформ.
Вводное слово учителя:
На протяжении нескольких веков российское крестьянство в борьбе за землю вступало на путь открытого неповиновения властям. В этой борьбе власти всегда оказывались сильней. И крестьяне, не добившись своего, бедствовали.
Реформа 1961 года не облегчила положение. Лично освобожденные крестьяне, по-прежнему оставались бедны: наделы земли были очень малы, а налоги и платежи огромны. Деревня гудела, назревал новый взрыв, который вылился в Первую российскую революцию. Пожар, вспыхнувший среди рабочих, быстро перекинулся в деревню. Крестьяне громили помещичьи усадьбы и были уверены в том, что скоро вся земля, и прежде всего, помещичья, перейдет в их владение. Но это не произошло. В ходе революции крестьяне добились только отмены выкупных платежей и снижение арендной платы за землю.
Страна вступила в 20 век с бурным развитием капиталистической промышленности и совершенно отсталым сельским хозяйством с патриархальными общинными порядками и глубоким разложением крестьянства.
Реформы были очевидны. Они были связаны с деятельностью П.А. Столыпина – главы правительства, великого реформатора и государственного деятеля.
Презентация. Опережающие вопросы к ней:
Каковы были черты характера П.А. Столыпина?
Какие факты его биографии характеризуют его как государственного деятеля?
Программа реформ
Учитель: В 1906 году П.А. Столыпин назначен Председателем Совета Министров. Сильный политик, убежденный сторонник монархии, он видел главные задачи правительства в следующем:
Подавить революцию при помощи террора, жестокими репрессиями.
Осуществление программы реформ.
Видеофрагмент. Опережающие вопросы:
Что подтолкнуло Столыпина к введению репрессий?
Как вы относитесь к такой политике правительства?
(связь с современностью)
Учитель: Терроризм – страшная беда, жестокий метод политической борьбы, который и сейчас не оставляет никого равнодушным. Нет оправдания целям, которые достигаются через убийства ни в чем неповинных людей.
Указ о военно-полевых судах Столыпин подписал 19 августа 1906 г. Судебное разбирательство по делам о рев. терроре должно было длиться 48 ч., а приговор исполнялся в течение 24 ч. (ок. 4тыс.чел было казнено, 26 тыс. отправлены на каторгу за период с 1906 по 1910 гг)
Возмущался Л.Н. Толстой (учебник с.50). Дума требовала отменить военно-полевые суды. Но Столыпин оставался непреклонен: «Умейте отличить кровь на руках врача от крови на руках палача», «К горю и сраму нашему лишь казнь немногих предотвратит море крови».
С точки зрения Столыпина только лишь репрессивных мер было недостаточно для окончательного подавления революции. Свою главную задачу он видел в проведении реформ и укреплении социальной базы существующего строя.
Выступая перед депутатами радикальных партий в Гос. Думе 10 мая 1907 г., он сказал: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия». Он хотел через реформы сделать Россию могущественным, процветающим государством. Вот была его цель. Но для ее осуществления необходимо было время. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете современной России!»
Какова же была программа реформ?
Введение свободы вероисповедания.
Установление гражданского равноправия.
Улучшение положения рабочих.
Реформа местного самоуправления.
Налоговая реформа.
Реформа образования.
Полицейская реформа.
Но самой важной была аграрная реформа.
Разрушение общины, переселенческая политика.
Работа с документами (Раздаточный материал)
Ответы на вопросы.
Цели реформы: (запись в тетрадь)
«Успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.
Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.
Продолжение модернизации страны.
Работа с документами. Ответы на вопросы.
Объяснение учителя: Хутора, отруба (работа с терминами. Учебник с 50)
Вопрос: На какую группу крестьян была рассчитана реформа? Обоснуйте свое мнение.
Учитель: Из 9 млн. крестьянских дворов из общины выделилось 2 млн. дворов (1,2 млн. продали землю). Осталось в общине 7,5 млн. дворов. Община не была разрушена. Фермерских хозяйств – 10,3% (8.8% земли)
Переселенческая политика.
Цель –ослабить земельный голод в центр России
Льготы переселенцам. Результат – 3 млн.40 тыс. переселилось, вернулось 17% (государство плохо подготовилось к перевозке и обустройству людей). Полож результат – 30 млн. целины освоено, пост тыс.сел.
Результаты аграрной реформы: (самост. Работа с учебником)
Положительные:
- фермерское хозяйство (10%)
- увел. Произв. Труда
- вырос вал. Сбор зерна в 1.7 р
- вырос на 1/3 экспорт хлеба (25-40%)
- полож влияние на пром. Рост (темпы 8,8%)
- создание кооперативов
- освоено 30 млн. га целины в Сибири
2. Отрицательные:
- община не разрушена
- усиление имущ расслоения и противоречий в деревне
-проблема малоземелья не решена (17% крестьян вернулось из Сибири)
Итоги и значение реформы
Задание: 1. В соответствии с поставленными целями, оцените итоги реформы.
В чем причины незавершенности реформы?
( незначительные временные сроки, сопротивление в обществе со стороны правых и левых политических сил, сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина)
Столыпина называли «вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор» - различные, порой взаимоисключающие характеристики.
А какова ваша оценка политических взглядов и деятельности П.А. Столыпина?
Решение проблемного задания.
Выставление оценок.
Домашнее задание: П 7 повт п6, раб. Тетр. Задание 6-7, развернутый ответ: «Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А. Столыпина?»
Самоанализ урока
По истории России (9кл.) по теме: «Социально-экономическое развитие России в 1906 – 1914 гг»
Данный урок занимает важное место в курсе отечественной истории, так как он тесно связан как с предыдущими событиями, так и последующими. Тема актуальна и тесно связана с развитием современной России. Аграрный вопрос, модернизация страны остаются приоритетным направлением внутренней политики России сейчас.
По своему типу урок является комбинированным с традиционной структурой: проверка знаний, изучение новой темы, закрепление, подведение итогов. Фронтальный опрос по домашнему заданию установил связь новой темы с предыдущей.
При планировании и проведении данного урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
На уроке решался комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач: 1) Усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина, формирование знаний о развитии капитализма и путях модернизации страны.
2)Развитие умений аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, самостоятельно делать выводы.
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа, формирование гражданственности и патриотизма.
Время на уроке распределено рационально: основная его часть отведена на изучение и закрепление нового учебного материала.
Выбрана целесообразная методика преподнесения знаний: использованы новейшие информационные технологии, наглядность, разнообразие форм и методов работы. Наглядный метод в сочетании со словесным дает хорошие результаты не только в младших классах, но и старших. Важно, когда учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса, могут самостоятельно анализировать информацию, делать выводы, уметь аргументировать свою позицию. На это была направлена работа с документами, учебником, видеоматериалом.
Логическая цепочка раскрытия темы прослеживается на всех этапах урока. На уроке была поставлена проблема, которая также активизировала познавательную деятельность учащихся.
Высокая работоспособность на уроке поддерживалась сознательным восприятием и осмыслением учебного материала.
Контроль знаний в виде оценки устных ответов учащихся, а так же индивидуального тестирования с помощью компьютерной программы.
На уроке выведено главное:
Четко прослеживаются причинно-следственные связи событий;
Незавершенность этой темы, ее проблемность;
Актуальность для современной России.
Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась за счет спокойного доброжелательного стиля общения учителя и учащихся.
Задачи урока были выполнены.
Учитель истории: Букрин А.А.