Урок внеклассного чтения по поэме С.Сейфуллина
Актюбинская областная специальная (коррекционная) школа – интернат для
детей с нарушением слуха
Садыкова Б. М. – учитель русского языка и литературы
Урок внеклассного чтения по поэме С.Сейфуллина «Раненая сайга»
Цель: Закрепление и анализ прочитанного, расширение представления о взаимоотношениях человека с окружающим миром.
Задачи: Развить умение анализировать произведение, работать с текстом, расширить понятия о взаимоотношениях человека с природой.
Развитие устойчивости внимания, логической памяти, способности обобщать, делать выводы; развитие и использование слухо-зрительного восприятия.
Привитие любви и бережного отношения к природе.
Формирование словесной речи; обучение чтению с губ и произношению, коррекция звукопроизношения.
Тип урока: Урок закрепления и анализа прочитанного.
Ведущий метод: Аналитическая беседа в сопровождении различными видами деятельности: выразительного чтения, ответов на вопросы,составления динамической карты, ее описания.
Наглядность: Портрет писателя, динамическая карта, ИТК, карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Психолого-педагогическая подготовка к уроку. Объявление темы и цели урока.
2.Речевая зарядка.
-Любите ли вы животных?
-Какие животные есть у вас дома?
-Как вы заботитесь о них?
3.Закрепление и анализ прочитанного.
-Ребята, вспомните, что мы читали на прошлом уроке?
-Что вы знаете о Сакене Сейфуллине?
-Сегодня мы попытаемся понять, какова идея автора. Для этого, обращаясь к тексту, будем коллективно составлять динамическую карту по поэме.
( На доску вешается динамическая карта с изображением пустыни.)
-Где происходит действие?
-Как называется пустыня?
-Как описывается пустыня в поэме?
( Дети зачитывают из текста ответы.)
-Какие растения растут в пустыне? -Какие животные живут там?
( Дети, отвечая, выбирают из раздаточного материала нужную фигуру и размещают с помощью магнитов на карте.)
-Как описывается сайга в поэме?
-Что еще сообщает автор об этих животных?
-Почему их становилось все меньше?
-Зачем охотники убивают их?
-Что увидел однажды рассказчик?
-Как описывается в поэме раненая сайга?
-Кто ранил ее? ( Словарная работа со словами «холодный», «бездушный» -подбор синонимов.)
-Какие чувства вызывает у вас раненое животное?
-А как вы оцениваете поступок охотника?
-Поэты, писатели пишут произведения с определенной целью, хотят донести до читателя свою мысль, свои взгляды на проблему.
-Подумайте, какова идея этой поэмы?
(Дети с помощью учителя делают выводы.)
На ИТК появляется картина с изображением природы.
-Посмотрите на эту прекрасную картину природы.
-Что составляет природу?
4.Заключение.
-Правильно, все, что составляет природу, нужно человеку. Можно сказать, что природа – наш большой дом, наша планета Земл ,на которой находится наша малая Родина – Актобе. Защищать и любить природу – значит беречь и любить Родину. Хочу закончить урок словами другого поэта, которые созвучны теме нашего урока:
Рыбы,птицы,звериВ душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля!