Конспект урока Страшный поступок в произведениях Н.Гоголя Тарас Бульба и Проспера Мериме
С.П.Хасанова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №12», Кунгур, Пермский край
Урок литературы.
Страшный поступок в произведениях Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и
Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Аннотация
Данная разработка урока по литературе представляет собой организованную учебную деятельность. В начале урока создается проблемная ситуация для постановки проблемы урока. Ученики пытаются сформулировать проблемный вопрос, высказать суждения, привести аргументы для доказательства, опираясь на тексты произведений «Тарас Бульба» и «Маттео Фальконе». Отрабатывается умение видеть проблему, которая понимается как возникновение трудностей при отсутствии необходимых знаний. Для формирования этого компонента предлагаются задания при работе с текстом двух произведений. В ходе учебной деятельности отрабатываются следующие действия: бегло просматривать тексты произведений, определять главное и второстепенное, переосмысливать материал и преобразовывать его в другую форму - таблицу, умение сотрудничать со сверстником, работая в паре; обсуждать и оценивать поступки героев, выражать мнения по поводу душевного состояния отцов, потерявших сыновей. Формируются личностные универсальные учебные действия: осознание художественной картины жизни, отраженной в произведениях, на уровне эмоционального и интеллектуального осмысления.
Для разработки урока использовался материал учебников: Кутузова А.Г. «В мире литературы.6, 7кл.»: для общеобразовательных учреждений [3], [4]
В разработке урока были использованы тексты художественных произведений: повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» [3] и новелла французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе» из данных учебников. Урок можно провести после изучения творчества французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе», если учитель работает по программе А.Г.Кутузова; после изучения творчества Н.В.Гоголя в курсе любой образовательной программы по литературе; в курсе изучения художественных произведений зарубежных писателей.
Целевая установка урока:
- постановка проблемного вопроса на основе двух эпизодов из текстов произведений (сравнительно-сопоставительная характеристика) с описанием страшного поступка главных героев-отцов и разрешение трудностей при решении проблемы
Учебная деятельность
1.Вводная часть урока. Мы прочитали новеллу французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Главный герой (Маттео Фальконе) совершает страшный поступок – убийство сына. Вспомните аналогичную ситуацию на страницах другого литературного произведения... Что это за произведение?
(Н.В.Гоголь – произведение «Тарас Бульба»).
2. Проблемная ситуация для постановки ПРОБЛЕМЫ урока.
« С одной стороны»
Произведение Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Портрет Проспера Мериме
« С другой стороны»
Произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Портрет Н.В.Гоголя.
Кто главные герои? Ваше отношение к ним?
Тарас Бульба и Маттео Фальконе вызывают симпатии читателей.
Что происходит с героями данных произведений? Какое событие?
Главный герой Маттео Фальконе совершает страшный поступок, он убивает сына Фортунато.
Главный герой Тарас Бульба убивает сына Андрия.
Какой у вас возникает вопрос? О чем мы с вами будем говорить на уроке? Что обсуждать Сформулируйте вопрос.
(Получить от учеников их формулировку проблемы урока в виде вопроса). Запишем на доске проблему урока (в виде темы, цели или вопроса)
Предполагаемые ответы учеников:
Почему главные герои решаются на такой страшный поступок?
Как в двух произведениях авторы (Н.В.Гоголь и Проспер Мериме) описывают страшный поступок – убийство сына.
3.Постановка проблемного вопроса: «Тарас Бульба и Маттео Фальконе вызывают наши симпатии, но почему, ведь они совершили одно из самых страшных преступлений, которое только может быть совершено человеком, - убийство?»
4.Спланировать план действий.
4.1. Проведение актуализации:
«Тарас Бульба». (Глава 9, смерть Андрия; «Маттео Фальконе, финал новеллы). Что мы уже знаем?
Диалог в виде мозгового шторма.
4.2.Составление плана:
Что нам надо узнать? (Диалог по определению последовательности действий, возможных источников информации).
- Сопоставить 2 сцены: казнь Андрия и финал повести «Маттео Фальконе.
- Как авторы мотивируют поведение главных героев
Обращаемся к текстам произведений: повесть «Тарас Бульба» и новелла «Маттео Фальконе.
5.Спроектировать Поиск решения проблемы (открытия нового знания) учениками.
Выбрать источники получения учениками необходимых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода
- Работа с текстами. Тексты - глава 9 из повести «Тарас Бульба», финал новеллы «Маттео Фальконе». Находим аргументы для своей оценки из текстов произведений.
-Построить диалог на основе наблюдения и осмысления текстов (побуждающий):
1.Можно ли сказать, что Тарас Бульба и Маттео Фальконе ведут себя совершенно одинаково?
Зачитывают строки: «Погребут его и без нас!» - так ответит Тарас на предложение Остапа похоронить Андрия, а Маттео скажет жене: «Я сейчас похороню его». Как вы думаете, почему Тарас отказался похоронить сына, а Маттео выполнил свой долг перед мертвым?
2.Как авторы мотивируют поведение главных героев?
- Дает ли Проспер Мериме оценку действиям своего главного героя?
Читают строки из текста: «Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый».
- Как Н.В.Гоголь дает оценку смерти Андрия?
Читают строки из текста: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».
Делают записи, записывают строки в тетрадях, заполняют таблицу «Оценка смерти сыновей в двух произведениях»
Предполагаемые ответы учеников:
- Проспер Мериме стремится не давать оценку действиям своего героя.
- Видим эмоциональный отклик Гоголя на смерть своего героя.
- Жаль отцов. Сочувствуем им.
6.Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Как мы решили проблему? Почему главные герои решаются на такой страшный поступок? Почему отцы убивают своих сыновей?
Выводы:
- Каждый из них действует в строгом соответствии с условиями, в которых живет: с точки зрения жителей маки Мальтоне Фальконе прав.
( Сын – предатель)
- Тарас Бульба убивает воина, перешедшего на сторону врага. Сын оказался предателем, предал товарищей, отца, брата.
7.Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Задания, требующие от ученика применить новое знание в процессе творческой деятельности - сочинить рассказ, написать эссе.
Эссе (на выбор):
1. «Почему главные герои решаются на такой страшный поступок?»,
2. «Оцените страшные поступки главных героев (по произведениям «Тарас Бульба»и «Маттео Фальконе»).
Литература
1.Кутузов А.Г.В мире литературы.6кл. В 2 ч.Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений /А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев.-М.: Дрофа, 2012.- 316 с.: ил.
2.Кутузов А.Г.В мире литературы.7кл. В 2 ч.Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений /А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев.-М.: Дрофа, 2012.- 316 с.: ил.
3.Маранцман В.Г.Чирковская Т.В.Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977.-206с.
15