Интегрированное занятие по музыке и литературе для урочной и внеурочной деятельности в средних и старших классах на тему Образы природы в произведениях русских композиторов и поэтов


интегрированное занятие по музыке и литературе
для учащихся средних и старших классов
Образы природы
в произведениях русских
композиторов и поэтов
(лекция для учащихся средних и старших классов)
Цель: приобщить учащихся к миру русской классической музыки, проследить связь русского музыкального искусства с произведениями русской классической литературы, формировать устойчивый интерес у учащихся к произведениям русского искусства, эстетическое воспитание учащихся посредством знакомства с произведениями русского музыкального искусства.
Ход лекции:
Учитель: «Музыка-душа моя!» - ответил десятилетний мальчик Миша учителю, который был недоволен небрежностью своего ученика на уроке рисования. Но этой рассеянности было объяснение – Миша находился под впечатлением от услышанной накануне музыки квартета Крузеля с кларнетом, которую исполняли крепостные музыканты его дядюшки. Это был юный Михаил Глинка.
В русской музыке М.И. Глинка занимает такое же положение, как А.С.Пушкин в русской литературе. С творчества Глинки начинается классический период русской музыки.
Глинка любил постигать языки, литературу, народное творчество. Как пытливый географ, он любил землю и природу, любил путешествия.
В своём цикле «Прощание с Петербургом» прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в своей памяти любимые картины природы. И яркий пример тому, прежде всего известное вокальное произведение «Жаворонок». Это простая, бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Слушая наигрыш фортепиано и мелодию, которую исполняет певец, мы с лёгкостью можем представить русское поле и парящего в синем небе жаворонка, поющего свою божественную песню.

Ученик 1:Между небом и землёй песня раздаётся,
Неисходною струей громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт, а кому - не знает,
Та, кому она - поймёт, от кого - узнает.
Лейся, песенка моя, песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.

(Нестор Кукольник)
Прослушивание: М.И.Глинка. Песня «Жаворонок»

Учитель: Николай Андреевич Римский-Корсаков - одна из крупнейших фигур в русской музыкальной культуре. Это великий оперный драматург, перу его принадлежит 15 опер. Большая часть его оперных творений написана на русские сюжеты, взятые из классической литературы или народного творчества. Особое место среди них занимает опера «Снегурочка».
Римский-Корсаков всегда поражался любви народа к природе, обожествлению и прославлению её могучих созидательных сил. Всё это было созвучно композитору – он и сам любил природу, особенно весеннюю. Поэтому, прочитав «весеннюю сказку» А.Островского «Снегурочка», где народная мудрость так тесно сплетается с миром глубоких чувств и высокой поэзии, композитор проникся желанием написать на этот сюжет оперу. Начинается опера небольшим вступлением. Оно рисует образ сурового Деда Мороза и застывшей от стужи природы. В этот сумрачный мир врывается крик петуха, и проснувшийся Леший возвещает конец зиме.
Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка»
Учитель: «Жизнь его - замечательна, творчество безгранично» - так сказал о Петре Ильиче Чайковском его близкий друг, профессор Московской консерватории Н.Д.Кашкин. Удивительно точные слова. И мы сегодня, слушая его безгранично разнообразную музыку, задаёмся вопросом: почему эта музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий.
«Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору» - сказал сам П.И.Чайковский. И мы сегодня в XXI веке, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка – одна из самых популярных в мире.
Ученик 2: Одно из незабвенных сочинений Чайковского – это симфония «Зимние грёзы». В музыке этого произведения воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далёкого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины весёлых народных гуляний.
Первая часть носит название «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно – будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение… и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества. Ей вторят острые короткие звуки: как снежинки, бьющие в лицо.
«Обожаю я эти светлые, с лёгким морозцем дни,
когда солнце уже слегка припекает и
чуется в нём что-то весеннее»
Прослушивание: П.И.Чайковский. Симфония №1 часть 1
Учитель: Как нередко бывало прежде, не успев закончить одно произведение, Петр Ильич начинал работу над следующим, так случилось и теперь. Ещё не завершив балет « Лебединое озеро» он приступил к работе над циклом пьес для фортепиано «Времена года».
Этот цикл стал уникальным в своём жанре, композитор выразил в нём свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых, музыкальных образах 12 пьес всё выражает национальный характер, составляющей суть творчества Чайковского. Музыка цикла выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей, извечный круговорот смены времён года опоэтизировано и волнующе передаёт и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль и тревогу.
Каждая пьеса цикла имеет название и эпиграф. Например: Март - «Песня жаворонка», Ноябрь - «На тройке», Июль - «Песня косаря». Эпиграфы – это произведения русских поэтов: Жуковского, Некрасова, Плещеева, Пушкина, Толстого, Фета.
Ученик 3: Глубоко обобщённый лирический образ – «Осенняя песня». Это элегия в жизни человека, а не только осенняя песня о расставании с уходящим летом, сожаления об увядающей природе. Распевная мелодия пьесы и вся её музыка ассоциируются с бесконечными далями русской природы, воплощёнными в живописи (в картинах Левитана) и с описанием осени в прозе любимых Чайковским русских писателей. Не под впечатлением ли этой пьесы напишет Борис Пастернак?
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Прослушивание: П.И.Чайковский. «Осенняя песня»из цикла «Времена года»
Илл. И. Левитан. Золотая осень. 1895. Москва. Государственная Третьяковская галерея. 
Илл. И. Левитан. Осень (Октябрь). 1891. Самарский художественный музей.
Учитель: Название пьесы не следует понимать буквально - это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это, скорее, песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно  найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот лишь несколько  строк, помимо тех, что взяты эпиграфом к этой пьесе:                       
Ученик 4: А. Пушкин. Из стихотворения «Осень»:
 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.       
 
                 Учениу 5:       И. Тургенев:
                          ОСЕНЬ
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? КакиеМеня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
                                     1842
Учитель: Сергей Васильевич Рахманинов – творчество этого композитора связано с искусством Левитана, с творениями Чехова, молодого Горького и конечно ясно прослеживаются коренные связи рахманиновской музыки с творчеством бессмертного классика русского искусства – П.И. Чайковского. Наибольшей популярностью во времена Рахманинова пользовался романс «Весенние воды», который был воспринят современниками не только как художественный образ пробуждающейся природы, но как призыв к пробуждению общественных сил России.
Ученик 6: Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят,Бегут и будят сонный берег,Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:«Весна идет! Весна идет!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед.
Весна идет! Весна идет!»И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней.
(Ф. Тютчев)
Прослушивание: С.В.Рахманинов «Весенние воды»
Учитель: Природа у Рахманинова существует не сама по себе, это неотъемлемая часть душевного мира героя – с ним она мрачно скорбит и беспечно радуется, горестно тоскует и гневно протестует. Самое яркое произведение такого плана – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Наиболее значительна и драматически насыщенна 1 часть и её первая тема – мужественная и суровая, она звучит как набат могучего колокола. Здесь нашёл яркое выражение русский народно-песенный характер. Это обобщённый образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути.
Прослушивание: С.В.Рахманинов Второй концерт для фортепиано с оркестром ( часть 1)
И так, мы с вами проследили, как лучшие представители русского музыкального искусства изображали образы природы и любимой Родины в своих произведениях. Здесь и простая лирика М.И. Глинки, и реально-сказочные образов Н.А. Римского-Корсакова, и психологически-пейзажная лирика П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, где природа очень тесно переплетается с мыслями человека.

Использованная литература
Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка,2004
Козлова Н. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка, 2004
Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2004
Прохорова И. Музыкальная литература Зарубежных стран, Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка,1990
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 1989