методическая разработка по литературе (региональный компонент) По рассказу В.Г. Бахмутова «Тушкен»
Министерство образования, науки и молодежной политики
БОУ РА РГ имени В.К. Плакаса«Ничего прекраснее в природе не бывает…»
(По рассказу В.Г. Бахмутова «Тушкен»)
Методическая разработка урока внеклассного чтения.
Составитель:
Гуляева Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы
Горно-Алтайск 2014
«Ничего прекраснее в природе не бывает»
(По рассказу В.Г. Бахмутова «Тушкен»).
Цели и задачи урока:
способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову;
создать условия для закрепления понятия антитезы;
формировать навыки анализа текста;
выявить ключевые образы рассказа, противоположные по эмоциональному звучанию, создающие динамику рассказа;
выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов рассказа: эпитет, сравнение, метафора, контрастные сопоставления;
содействовать формированию нравственных качеств учащихся.
Форма работы (основная) – групповая
Подготовительная работа:
Первая группа: подготовить сообщения о кедре и способах заготовки кедровых орехов, найти легенды о кедре.
Вторая группа (литературоведы): подготовить сообщения о рассказе как литературном жанре, о языке рассказа «Тушкен». Антитеза.
Третья группа (текстологи): Работа над содержанием рассказа. Беседа.
Четвертая группа: Найти стихи о кедре.
Фронтальная работа с классом на уроке: Выразительное чтение эпизодов, краткий пересказ, устное рисование, беседа.
Оборудование: распечатки текста рассказа, аудиозапись песни «Ветка горного кедра», магнитофон, схема «Антитеза», ноутбук проектор, презентация Power Point «Кедр».
План урока:
1. Стихи Б.Укачина «Кедр» читает наизусть ученик (четвертая группа)
2. Сообщения о кедре и способах заготовки кедровых орехов, легенды о кедре (первая группа). Рассказ как жанр (вторая группа).
3. Словарная работа
4. Работа с текстом: Выборочное чтение, пересказ, устное рисование, беседа (третья группа).
5. Вывод. Построить опорную схему «Роль антитезы в рассказе В.Г.Бахмутова «Тушкен» (вторая группа).
6. Стихи Б.У. Укачина (четвертая группа).
7. Прослушивание песни М. Старикова, Г. Панова «Ветка Горного кедра»
8. Задание на дом: Сочинение по представлению «Каким вы представляете автора рассказа «Тушкен»?
Ход урока.
Ученик читает наизусть стихотворение.
В белый шелк небесный одетый зимой,
В синий шелк небесный одетый летом
Вечный кедр Алтая, зеленый мой,
Дай привал устроить на месте этом!
Величавый, стройный, стой, процветай,
Пой под ветром, как живая струна.
Родина у нас одна - Алтай,
И судьба с тобой у нас одна.
Вы слушали стихотворение Б.Укачина «Кедр». Каким образом стихи соотносятся с темой нашего урока? Выскажите ваши предположения, чем мы будем заниматься на уроке.
Что нам нужно узнать, прежде чем говорить о содержании рассказа?
(Презентация «Кедр»)
2. Сообщения «Легенды о кедре», «О пользе кедра», «Особенности заготовки ореха»
2.1. Рассказ как литературный жанр. Определение. Докажите, что «Тушкен» - это рассказ (устно).
2.2. Объясните значение слов: проканителимся, охолонись, валежины, полтинник, «Нам бы шишку сделать. Ночью спину ломило…», калачом не выманишь. Какая это лексика?
3. Соедините слова из разных столбиков:
Тушкенсруб для хранения шишек
Серьвесенний сбор шишек
Эпитеты грузовик карабкался; солнце выбралось из-за деревьев и оживило… ручьи
Метафора ласковые лучи; клочки неба, густо усыпанные звездами;
;
Знакомство с героями:
- Исходя из содержания рассказа, определите значение имен.
Антон – благородный
Евгений - вступающий в бой, соревнующийся в силе.
Ефим - благочестивый.
4. А теперь перейдем непосредственно к тексту.
(Экспозиция рассказа. Сборы в тайгу). Посудили, порядили и в тайгу отправились втроем.
- Почему груза набралось много? Перечислите вещи, взятые орешниками с собой.
-Каким вы представляете дом Ефима?
Устное рисование (Видимо, небольшой, удобный, добротный домик, небогатый - нет цели разбогатеть, старается помочь сыну.)Первая характеристика Антона. Запишите ее.
Расскажите о семье Антона. Какие качества унаследовал Антон из семьи? Зачем он поехал в тайгу?
Завязка: дорога к месту сбора шишек.
Чтение вслух:
Дорога медленно поднималась вверх вдоль горной реки. Дед Ефим, не отрываясь, смотрел в окно машины. Он видел первую зелень, медуницы и петушки, колокольчики и подснежники, огромные кедры. Ему казалось, что ничего прекраснее в природе и не бывает. А когда широкая просека «вспорола тайгу», герой увидел, что «у дороги кедры стоят как-то неестественно - стыдливо и беззащитно».
Дед Ефим и Евгений вспоминают, что когда-то на перевале стоял кедрач:
-Кедры-то здесь были! В два обхвата!
Вон там, за ручьем глухарят ловили, напомнил дед Ефим…
Они с грустью вглядывались в снежное поле, скрывающее под собой пни и валежины.
-Поехали, чего стоять?- прервал давние воспоминания их напарник. Он приехал сюда заработать деньги. Работает быстро, много, подсчитывает возможный доход, мечтает о машине, планирует уехать к девушке в город… Все остальное для него неважно.
Зачитаем вслух:
- долго не могли определиться с местом для костра – под деревьями опасно, а на удобном месте, у ручья, росла маленькая кедерка, всего-то, наверно, с полметра высотой. Она, освободившись, из-под снега, радостно тянулась к солнцу каждой иголочкой.
_ Вот здесь хорошее место, - провозгласил Антон, и маленькое деревце хрустнуло под сапогом. Он и не заметил, как отец с сыном поразились его жестокости. А когда понял, что его осуждают, сказал без тени сомнения:
-Тайга большая, еще вырастет.
Чтение вслух
Отец с сыном сидят у костра. Вся природа очеловечивается в глазах деда Ефима: «Солнце, полоснув напоследок по противоположной вершине, отправилось на покой. Из оврагов поползли густые сумерки, быстро окутавшие тайгу. Ярче засветился костер, его раскрасневшиеся языки жадно лизали подвешенный на таганке котелок»…
Изредка Антон подбрасывал дров в огонь, и тогда костер ярко вспыхивал, лица освещались – лицо Антона молодое, круглое, свет на нем не задерживался, соскальзывал как-то, лицо дяди Ефима как-то наоборот, старое, обветренное, прыгающие лучи света старались ухватиться за каждую морщинку. Что же не нравилось свету в Антоне?
Устное рисование. Как вы себе представляете лицо Антона? - Ефима?
У костра выяснилось, что ценности у напарников разные. Антон говорил о городской девчонке, о деньгах, Ефиму и Евгению не хотелось говорить о пустяках. Что для них главное?
О чем они говорили? Почему Ефиму хотелось именно с Евгением поехать в тайгу?
Вернемся к первой характеристике Антона. Бездельник. Вы согласны? Покажите текстом, как работает Антон.
Антон Ефим с сыном
после благоустройства стана отдыхать не стал - не торопись…
куча шишек росла наравне с кучей напарников - давай лучше дров заготовим
Я место хорошее нашел, там сыпать буду - пытается научить напарника: орех сырой, прорастать начнет
- позовем Антона
- охолонился бы
Сам справлюсь! - Антону помочь надо!
Чем занимается Ефим с сыном, пока Антон собирает шишки? Краткий пересказ эпизода
Кульминация: Так почему не справился Антон?
- В тайге в одиночку не работают. Даже многоопытный Ефим ищет себе напарника. А Антон самоуверенный, не зная глубины дела, заявляет: «Лето большое. Переработаю»
- Антон не знает дела и не учится у старших, с самого начала проявляет неуважение, нетерпение:
- Чего стоять-то? – не видит и не понимает, почему стоят, о чем говорят люди, бывавшие в тайге.
Из тайги он выносит «одно желание – поскорей выбраться из этой тайги и никогда не возвращаться.
Вывод.
«Ничего прекраснее в природе не бывает…» Так сформулирована тема урока. Вы согласны?
- самое прекрасное в природе – весна, когда все пробуждаетсся, зарождается новая жизнь растений…
О чем рассказ? Рассказ называется «Тушкен», а речь идет о…?
- о взаимоотношениях людей,
-об отношении к природе, - об отношении к старшим,
- о личностных ценностях.
Какой (основной) прием использует автор для раскрытия образов героев, противоположных по эмоциональному звучанию, взаимодействие которых создает динамику рассказа?
Построим дом Ефима из имеющегося материала:
826135211455Ефим
00Ефим
любовь к природе умение видеть красоту
основательность умение трудиться взаимопонимание
доводить дело
до конца жалость ко всему живому
помощь людям
1663065201897Антон
Антон
1885649127067
(Старый покосившийся дом, новый не строили, ждали, когда дадут казенный)
5. Составим опорную схему. «Как используется антитеза в рассказе В.Г. Бахмутова Тушкен»
6. Выступление четвертой группы. Стихи Б. Укачина.
Молитва у кедра
Мир природы бескорыстен,
Безвозмездно дарит он
Тень и шелест сочных листьев,
Капель плодородных звон.
Мир природы не изменен.
В широте и доброте,
Чист, невинен, откровенен,
Как родник в земном пласте.
Он взаимною любовью
Связан с разумом людей:
Хлеб и соль, вино к застолью-
Всё бери, и ешь, и пей.
Но, природы гость, хмелея,
Дом хозяйки не сжигай!
Даже в щедрости есть мера
И терпению есть край.
Нерасчётлив и нескрытен,
Виден вглубь, безбрежен вверх,
Мир природы беззащитен-
Помни это, человек!
7. Прослушивание песни «Ветка горного кедра» на слова Г.Панова
ВЕТКА ГОРНОГО КЕДРА
Отдыхают на скалах усталые ветры,
Завтра мы уезжаем и увозим с собой,
как хорошую песню, ветку горного кедра,
ветку горного кедра и телецкий прибой.
Над костром запоздалым прощальные искры,
и уложены кеды глубоко в рюкзаке.
Ветка горного кедра будет пахнуть смолисто
у меня в изголовье
от тайги вдалеке.
Ветка горного кедра, как зеленое пламя,
заворожит, закружит,
на плечо упадет.
Ветка горного кедра
за замками достанет,
ветка горного кедра
на Алтай позовет.
8. Задание на дом:
Каким вы представляете себе автора рассказа? Опишите В.Г. Бахмутова по представлению.
Материалы к уроку.
Кедр
С незапамятных времен говорят люди о Мировом Древе, корни которого скрепляют землю и омываются священными водами загробного мира, ствол обвивает змея – символ спирального движения энергии, а крона уходит в Космос…
Носители тайных сакральных Знаний Шумера верили, что кедр, символ могущества, величия и бессмертия, был создан Богом как накопитель энергии Космоса на земле. И поэтому ему было дано священное право иметь собственные имена, в зависимости от места произрастания и предназначения – религиозного, целебного, строительного и даже эталонного, в качестве меры обмена, намного дороже золота. Все это подтверждают глиняные таблички семитысячелетней давности, найденные при археологических раскопках древнего Шумерского царства.
Глава шумерского пантеона – бог Эа, символизирующий очищающую воду – считался покровителем кедра. Эа – источник недосягаемой, скрытой мудрости и тайных знаний, которые мог даровать достойному человеку. А самое важное, что он дарил людям – это Жизнь. Ему принадлежали все благородные металлы, он считался покровителем кузнецов, ремесел, культуры, искусства и науки. Таков же и Кедр – наравне с Эа он олицетворяет красоту (вода в представлении шумеров являла собой что-то величественно прекрасное), стабильность, бессмертие (некоторые кедры-патриархи достигают возраста 2000 лет), здоровье (то есть жизнь), силу, процветание (развитие культуры, искусств и науки), божественную гордость и величие. Спрос на кедр в Древнем мире был так велик, что уже в самой древней “Поэме о Гильгамеше” упоминается чудовище, охранявшее кедровую рощу от посторонних посягательств. Божественно-кедровую эстафету Шумера переняли впоследствии и другие народы.
Деревянные детали саркофага египетского фараона Тутанхамона (1350-1350 гг. до н. э.), а также многочисленные культовые изделия из его гробницы выполнены из кедра. И хотя возраст этих находок превышает три тысячи лет, они на удивление в прекрасном состоянии, сохранилась не только структура древесины, но также и тонкий нежный запах. В Древнем Египте кедровая смола была одним из важных компонентов мумифицирующих бальзамов. Благодаря кедровому маслу до наших дней сохранились бесценные папирусы египтян.
Финикияне строили из кедра галеры, большим спросом пользовался кедр и у ассирийцев.
Флот из кедра построил и легендарный библейский царь Соломон, выстроивший, также целиком из кедра, Храм Иерусалимский и свой огромный царский дворец, взамен отдавший за этот драгоценный материал двадцать городов. Дерево гофер, из которого Ной построил свой ковчег – это кедр, растущий на Бахрейнских островах.
Непременным атрибутом посвящения царей древнего Иранского государства – Хорасана – была чаша кедровой смолы. У друидов, таинственных лесных кельтских жрецов, чаша Кедровой смолы называлась Чашей Жизни.
Самые важные и влиятельные греческие и римские боги и родоначальники увековечивались в бюстах именно из кедра. А римские императоры, пытаясь охранить кедровые рощи для собственных августейших нужд, устанавливали в таких местах таблички с надписями “собственность сената и народа Рима”.
В современном Ливане кедр величаво украшает государственный флаг.
Что касается легенд, сказаний, мифов то одна из них приведена в книге М.К. Кука «Замечательные явления растительной жизни». В ней говорится, что кедр по началу как дерево исключительно красивое рос только в раю. Сын первого человека – Адама добыл 3 кедровых семечка, вложил их в рот умершему отцу и похоронил его. Из этих семян выросли в последствии деревья: сосна, кипарис и кедр.
И ещё одна легенда…
Кедр (легенда Алтая)
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром.
Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, весь ствол покрылся извилинами, а на земле образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.
Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон.
Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.
Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять.
- Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? – удивленно заметил молодой кедр.
- Я упал бы еще вчера, – ответил старый кедр, – но подо мной лёг спать уставший человек.
Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.
А ВОТ ФАКТЫ ИЗ БОТАНИКИ…
Кедр, кедровое дерево (Cedrus Atlantica) – хвойное вечнозеленое высокое (около 25-50 м) стройное светолюбивое дерево с красивой пирамидальной кроной голубовато-зелёного или серебристо-серого цвета. Это дерево натуралисты называли “аристократом растительного мира”. Древесина кедров плотная, приятного розового цвета, с красивой текстурой и тонким бальзамическим ароматом. Некоторые экземпляры в роще Бшерра -самой знаменитой из сохранившихся до наших дней естественных кедровых лесов – достигают в окружности до 7 м. А нижние, огромные, ветви кедра горизонтально простираются в стороны почти над самой землей и в длину могут составить 20 метров.
Настоящие, истинные реликтовые кедры произрастают в северо-африканских Атласских горах – от Марокко до Алжира, на высоте 1400-2000 м.. (Сибирская кедровая сосна, называемая кедром, по сути им не является, хотя тоже состоит в родственных отношениях). Все кедры родом из крупного семейства сосново-хвойных – самые древние из ныне живущих семенных растений на земле. Они появились в конце мелового периода – более 100 миллионов лет назад. Некоторые гиганты этого вида могут доживать до 2000 лет. Кедр атласский (как и его ближайший родственник – кедр ливанский) находится под угрозой уничтожения, поэтому все его дары – древесина, хвоя, смола, эфирное масло – очень высоко ценятся.
дерево имеет те же биологические ритмы, что и человек. Кедр проявляет свою активность не в четко определенные часы, как другие деревья, а в зависимости от внешних обстоятельств. Например, в пасмурные дни летом он “просыпается” в 10 часов утра, а в ясные дни – с рассветом; имеет перерыв деятельности днем с 15 до 16 часов. Вечером кедр “активен” до 23 часов, а затем “засыпает” на ночь. Зимой его жизненные циклы не прекращаются, как у других деревьев, он бодрствует, но только “спит” гораздо дольше.
Удивительны фитонцидные свойства кедра: воздух в кедровом лесу практически стерилен от болезнетворных микробов. За сутки гектар этих хвойных колоссов выделяет более 30 кг летучих органических веществ, которые имеют огромную бактерицидную силу. По мнению исследователей, этого количества фитонцидов достаточно, чтобы в большом городе обезвредить все болезнетворные микробы. При взаимодействии фитонцидов кедра и озона (О2) молекулы озона активизируются, и их энергия возрастает в 3 раза по сравнению с обычной молекулой кислорода. Таким образом в воздухе кедровых лесов постоянно образовываются озониды (О3 ), обладающие высокими бактерицидными и целебными свойствами. Кроме того, фитонциды кедра повышают содержание в воздухе легких отрицательных ионов, оказывая регулирующее воздействие на живые клетки и ткани и вступая в гармоничные связи со всеми процессами, происходящими как в организме человека в целом, так и в каждой отдельной клетке.
Современная научная медицина, так же как и многие древнейшие учения о здоровье – восточные, тибетские, ведические – подтверждает высокие целебные свойства кедра. В нем буквально все – от зеленых иголочек до кусочков коры – идет на пользу человеку и всему окружающему. Ягоды и все растения, произрастающие в кедровниках, богаче витаминами и провитаминами, чем растущие в других лесах. Это объясняется тем, что фитонциды кедра активно содействуют образованию в растениях и плодах витаминов и других биологически активных веществ. Благотворное воздействие оказывают фитонциды и на человека, в первую очередь на нервную, сердечно-сосудистую системы и органы дыхания. Опубликовано: 14.01.2013
Легенда о кедре Исторический фольклор
В далекие времена в саянских горах проживало племя охотников. Тайга их исправно кормила и поила. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла в эти края беда: однажды во время грозы начался сильный пожар, тайга выгорела на многие версты вокруг. Звери и птицы покинули эти края.
Но наверное, так было угодно небу: в одну из весенних ночей, когда звезды светят ярче обычного, одна из них сорвалась с небосклона и упала в самое сердце тайги. Это заметил один из старейших охотников. Утром, когда взошло солнце, он разыскал это место и увидел как на месте гари появился зеленый росток. Старец набрал ключевой воды и полил растение. Придя на это место через некоторое время, он увидел вместо слабого ростка молодое дерево, усыпанное шишками. Собрав урожай вкусных орешков, старец угостил ими своих селян. А дерево все росло и росло, набирая силу.
Люди заметили, что с его появлением их жизнь стала светлее. Они стали меньше болеть, лихие беды, голод и мор стали обходить их стороной. С каждым годом все больше узнавали они о силе дерева, его лечебных свойствах, способных врачевать душу и тело людское. За щедрость дерево прозвали: «Щедр». А мы его кедром зовем.
Метки: Легенда о кедре Рубрика: Легенды Саянского края
***
Главное дерево сибирской тайги окутано множеством легенд, поскольку коренные жители этого региона невероятно чтили кедры, наделяя их нередко человеческими качествами, такими как сострадание, понимание и взаимопомощь. Именно с этими качествами связана одна красивая легенда о кедре, согласно которой усталый путник устроился на ночлег под одним из таежных великанов, который был очень старым и хотел упасть. Однако кедр не сделал этого до самого момента, как путник не покинул его. В диалоге между кедром и путником прозвучали такие слова таежного дерева, как «возможно ли мне упасть, если под моими ветвями нашел отдых и приют усталый путник». Но эта легенда - лишь одна из многих, которые были сложены коренными жителями Сибири в честь главного дерева тайги.
Немало легенд связано и с религиозным почитанием кедра, причем некоторые из них до сих пор распространены среди бурятского населения. Раньше кедр был настоящим предметом поклонения для них, в честь этого дерева ежедневно возносились молитвы. Что касается вырубки этого дерева, то она вообще находилась под категорическим запретом и приравнивалась к страшному богохульству. Кроме того, считалось, что человек, повредивший или срубивший кедр, губил, таким образом, свою душу, ведь именно у этого таежного великана искали коренные жители Сибири спасения и защиты. В настоящее время, когда имеет место массовая вырубка таежных лесов, бурятское население Сибири изо всех сил сопротивляется этому, стараясь всеми правдами и неправдами избежать принятия участия в этом варварском процессе, поскольку некоторые неприятные совпадения, в частности, внезапная болезнь тех, кто вырубает кедры, рассматривается ими как кара за это преступление.
Вообще, кедр являлся, а в некоторых местах и по сей день является, священным деревом-покровителем, защитником, поэтому легенды о нем живы и передаются из уст в уста. У некоторых народностей считается, что изначально кедры можно было вообще найти только в раю, и лишь по случайности одно из зерен его упало на землю, и из него вырос самый первый таежный великан. Именно поэтому кедр пользуется большим уважением у многих людей Сибири.
Польза кедровых орехов
В отношении пользы этого продукта, нужно в-первую очередь отметить, что в нем содержатся витамины группы В в достаточном количестве. Орехи кедра оказывают благоприятное влияние на организм человека, в частности на его рост и здоровое развитие, они стабилизируют работу нервной системы, благотворно влияют на кровь, выводя токсины. Приняв за норму, употреблять кедровые орехи, вы гарантируете себе исключение В-авитаминоза, которое может спровоцировать различные расстройства организма, которые кроме того могут протекать крайне тяжело.
Кроме этого, в кедровых орехах содержатся жирорастворимые витамины Е и Р. Так витамин Е оказывает значительное влияние на наследственность организма, обеспечивает правильное развитие плода во время беременности, в частности. Если в организме происходит нехватка этого витамина, то жировой баланс клеток дестабилизируется. Витамин Е во многом влияет и на формирование молока у кормящей женщины, нехватка его приводит к прекращению функции лактации.
Ядра кедровых орехов насыщены полезными минеральными и микроэлементами. К примеру, фосфора в них содержится в разы больше, чем в любых других орехах, богаты орехи кедра и маслами. Кедровый орех богат по содержанию йодом, что, несомненно, крайне важно и необходимо, людям, живущим на Крайнем Севере и в Сибири.
Также в этом продукте в достаточном для ежедневной нормы количестве содержится и дефицитных микроэлементов, в частности, меди, марганца, кобальта, цинка. При правильном соотношении кедровые орехи быстро и легко усваиваются организмом человека, привнося в него большую значительную пользу.
Если говорить о процентном содержании полезных веществ в ядрах кедровых орехов, то на 63,9% они состоят из высококачественных масел и на 17,2% быстро усваиваемых белков, в числе которых и 19 важнейших аминокислот.
Автор: admin | Сибирский кедр<
Copyright © 2013 www.greensiberia.ru E-Mail: info@greensiberia.ru
Заготовка кедровых орехов была одним из основных занятий жителей деревень, расположенных в тайге. Именно поэтому сложилось несколько способов их заготовки, причем у каждого района они свои. Например, в некоторых деревнях для того, чтобы заготовить орехи, лазали на кедр. В этом занятии самым основным было найти такой кедр, ветви которого начинались недалеко от земли, иначе на него было просто не залезть. Кроме того, важным во время подъема по стволу сибирского великана было не наткнуться на осиное гнездо, поскольку тогда становилось уже совсем не до заготовки орехов – унести бы ноги. При идеальном совпадении условий никаких препятствий для такого способа заготовки не было. С кедровой ветки шишки сбивались, как правило, ногой. Необходимо заметить, что несколько шишек всегда оставляли, все сбивать считалось неуважением к кедру.
Другим способом заготовки кедровых орехов был удар двумя сколоченными по типу молота бревнами. К слову сказать, с таким способом заготовки связано немало комичных историй. Необходимо заметить, что для такого способа подходит не всякий кедр, а только сравнительно небольшие, поскольку огромному дереву удары даже бревном не страшнее комариного укуса. При таком способе заготовки орехов на дереве также оставались несколько шишек. Вообще, при любом способе заготовки переходили к другому кедру тогда, когда шишки переставали сыпаться. Что касается этого способа заготовки, то он является самым старым и распространенным.
Среди способов заготовки кедровых орехов существует и такой, который не требует никаких особых усилий, кроме того, чтобы просто пойти и собрать упавшие шишки. Однако это зависело от погоды, поскольку для того, чтоб шишки падали сами по себе, необходим был сильный, почти ураганный ветер. Именно поэтому на данный способ не особо рассчитывали, предпочитая приложить некоторые усилия, зато уже гарантированно остаться с запасами орехов, которые не только употреблялись самими таежными жителями, но также составляли и значительную часть их бюджета, ведь орехи хорошо продавались. Такими способами жители деревень в тайге заготавливали орехи много веков назад, и такими же способами они пользуются сейчас.
\s