Методическая разработка конспекта урока с мультимедийным сопровождением по теме: «Мир ниток»
Ход и содержание урока
I.Подготовительная часть.1.1 .Организационный момент.
Звучит музыка «Гимн наукам».
Страница флипчарта «Исследовательская деятельность»
-Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму, наедине,
В покое сладки и в труде.
1.2. Психологическая подготовка.
-Мы рады приветствовать вас в нашей лаборатории.
Входят ученики в белых халатах и встают около парт (не садятся).
1.3. Дидактическая подготовка с созданием проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня необычный урок. Он для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Вы сегодня проведете собственные исследования.
- Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде: читая книжки, слушая объяснения учителя, а можно добывать и самостоятельно. Для того чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с основными приемами проведения собственных исследований. И вы смело сможете сказать: «Я – исследователь»
Итак, в добрый путь юные исследователи.
Ждут вас новые знания, новые открытия.
Ученика рассаживаются по местам. Зинина садится за презентацию, выключает «Гимн наукам», щелкает презентацию.
1.4. Сообщение темы и цели урока.
- Начало любого исследования – это тема вашей работы. Выбрать тему несложно. Если точно знаешь, что тебя интересует.
Видеоряд к сказке
- Вот послушайте сказку. Представьте себе: сидит швея за столом и пришивает пуговицу. Не ладится у нее дело. Рвется все время нитка. Берет она другую – и эта рвется. Рассердилась швея на нитку и со зла сказала: «А, чтоб ты пропала!» И пропала в руках швеи нитка. А за ней стали пропадать пальто, рубашки, простыни, наволочки. Даже скатерть со стола, за которым сидела швея, пропала. Ведь все они из ниток сделаны.
Испугалась швея и стала просить нитку вернуться. Сжалилась нитка и вернулась обратно к швее, а за ней вернулись пальто и другие вещи…
Страница флипчарта «сказочный мир ниток»
- Конечно, это сказка. Но вдумайтесь, ведь без ниток действительно не сделаешь никакой ткани и не сошьешь одежды. Трудно представить себе жизнь человека без ниток.
- Ниточки – сестрицы –
Разноцветные девицы
Не привыкли хвалиться, но все называют их «мастерицы»
За то, что они сами
И вяжут, и шьют, и ткут.
ниточки – сестрицы – разноцветные девицы
Часто прихорашиваются,
В разный цвет окрашиваются.
-Вам интересно попасть в мир ниток? (Даааааа!!!)
- Давайте попробуем определить тему нашего исследования. (Мир ниток)
Страница флипчарта «Тема: Мир ниток»
- Итак, запишите тему исследования в ваших отчетах – Мир ниток.
Страница флипчарта «Цели и задачи»
- Мы назвали тему нашего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами нашей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
- Как вы думаете, зачем мы будем исследовать мир ниток? (Чтобы больше узнать о нитках).
Страница флипчарта «Цель»
- Правильно. Запишите цель нашего исследования в отчетах. – Узнать больше о нитках.
- Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, А задачи описывают основные шаги. Запишем их.
Страница флипчарта «Задачи»
- Первый шаг, выяснить:
Откуда берутся нитки?
- Второй шаг, выяснить:
Какие нитки бывают?
Страница флипчарта «Тема, цели, задачи»
- Итак, старт нашей исследовательской работе дан. Выбрана тема. Вперед к поставленным целям и задачам.
II. Основная часть.
Страница флипчарта «Что такое гипотеза»
- Для решения проблемы нам потребуются несколько гипотез-предположений. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:
- предположим;
-допустим;
-возможно
-что, если.
2.1. Страница флипчарта «Гипотеза 1».
- Первая гипотеза к первому шагу «Откуда берутся нитки»: предположим, что… Ребята, что можно предположить? (нитки берутся в магазине).
Страница флипчарта «Метод».
-Для того, чтобы доказать или опровергнуть ее мы воспользуемся одним из исследовательских методов: познакомимся с кино- и телефильмами по теме исследования.
- Вы знаете, что фильмы бывают документальные, научные, научно-популярные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Обратимся к этому источнику знаний.
Сраница флипчарта «Паук»
- Вы видели, как на солнце серебрится паутинка? Её плетут паучки из тонких-тонких ниточек. В такую паутинку попадают мухи и разные насекомые.
Сраница флипчарта «Муха»
Муха ахнула сперва:
-Ах, какие кружева! –
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в паутине.
Сраница флипчарта «Гусеница опутывает себя»
- Это гусеница бабочки, которую зовут шелкопрядом. Они выпускают две тонюсенькие паутинки и склеивают их в нитку. Этой шёлковой ниткой гусеницы опутывают себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон-домик.
- Когда будете смотреть следующий фильм, будьте внимательны и попробуйте ответить на вопрос: какие нитки люди получают из коконов-домиков гусениц шелкопрядов?
Сраница флипчарта «Выращивание гусениц»
- Какие нитки люди получают из коконов-домиков гусениц шелкопрядов? (шелковые)
Анимационные картинки: поле хлопка, поле льна.
- Человек делает нитки и из растений. Для этого люди выращивают лён и хлопок.
- Посмотрите на экран: это хлопковое поле, а это поле льна. Я пригашаю вас на виртуальную экскурсию на фабрику по производству хлопковой нити. Сраница флипчарта «Фабрика»
- Итак, какие нитки люди делают из растений? (хлопковые, льняные).
Сраница флипчарта «Овца»
- Посмотрите на экран. Какое животное вы узнаете? (овцу)
- Самые тёплые нитки делают из шерсти животных.
Фрагмент видеофильма «Как получают шерстяную нить.
- Итак, мы опровергаем нашу гипотезу.
- Сделаем вывод: ребята, из чего делают нитки? (есть шелкопряды). Обозначим в отчетах. Обведите кружочком шелкопряда.
- Еще из чего делают нитки? (из хлопка). Обозначим в отчетах. Обведите кружочком хлопок.
- Еще из чего делают нитки? (из шерсти животных). Обозначим в отчетах. Обведите кружочком овцу.
Ребята посмотрите, а кто это к нам пришёл?
Физминутка. СЛАЙД
- Молодцы! Немножко зарядились положительной энергией. А теперь я предлагаю продолжить нашу работу и проверить ещё одну гипотезу: предположим, что нитки бывают разные.
- Проверим гипотезу? Для этого нам нужно провести сравнительный анализ.
СЛАЙД
- И здесь нам понадобиться целый набор ниток. И этот набор ниток будет называться коллекцией.
СЛАЙД
- Коллекция – это систематизированное собрание предметов, объединенное по какому-то конкретному признаку, свойству или качеству. Такая коллекция лежит у вас на парте.
2.2.1.Совместное открытие.
СЛАЙД
- Ребята, посмотрите внимательно на образец исследования №1, ниточки все одинаковые?
Нет.
Давайте попробуем определить, чем же они отличаются друг от друга?
И для этого мы используем практический метод исследования.( Учащиеся сравнивают между собой нитки). Давайте проведём пальчиком по каждой ниточке от начала и до конца, здесь наш пальчик остановился ближе, там дальше……
Значит, все ниточки имеют разную длину. Давайте ещё раз перепроверим:
Покажите мне самую короткую нитку.
Покажите мне самую длинную нитку. Молодцы! Полученный результат нашего исследования фиксируем в отчётах. Находим самую длинную ниточку и раскрашиваем её карандашом в синий цвет. Находим самую короткую ниточку и раскрашиваем её карандашом в жёлтый цвет.
СЛАЙД
- А теперь давайте посмотрим на образец исследования №2. Посмотрите внимательно, ниточки одинаковые по длине? Да. А чем они отличаются друг от друга? Давайте попробуем определить, чем же они отличаются друг от друга? Для этого мы опять возвращаемся к практическому методу исследования.
( Учащиеся сравнивают между собой нитки, Зажимаем сначала первую ниточку двумя пальчиками, а потом вторую). Нитки имеют разную толщину.
Покажите соседу по парте самую толстую нитку.
Покажите соседу по парте самую тонкую нитку.
- А я пройду и посмотрю, правильно ли вы показываете. Результат нашего исследования записываем в отчёт. Берём карандаш зелёного цвета и раскрашиваем им самую толстую ниточку. А теперь карандашом красного цвета закрашиваем тонкую ниточку. Молодцы.
СЛАЙД
Учитель: Нитка длинная нужна,
И короткая важна.
Толстая и тонкая –
Взрослому и ребёнку.
СЛАЙД
- Длинная, короткая, толстая тонкая – это всё прилагательные, с помощью которых можно описать качество нитки.
СЛАЙД
-Предлагаю вам посмотреть на образец исследования №3
-Как вы думаете, а чем ещё отличаются ниточки между собой?
( у детей на столе коллекция ниток уже одинаковой длины, но разного цвета)
-Правильно, цветом.
СЛАЙД
- Следующее качество ниток – это цвет. Каждый полученный результат обязательно должен проверяться. Поэтому я приглашаю к доске двух желающих. Двум учащимся выдаётся по ниточке. Каждый учащийся с помощью наводящих вопросов учителя описывает свойства «своей» нитки (два ученика стоят у доски. У одного длинная, толстая, допустим, зелёная нитка. У второго-короткая, тонкая, допустим , красная нитка).
- Мы уже можем сделать следующий вывод?
СЛАЙД
- Вывод: мы подтверждаем вторую гипотезу? Нитки бывают разные?
СЛАЙД
- Да, нитки бывают разные.
СЛАЙД
2.3. III. Подведение итогов.
СЛАЙД
- Наша первая исследовательская работа завершена, цель достигнута, задачи раскрыты.
- Мы узнали, что нитки не появляются на прилавке магазина просто так, чтобы получить нитки человек должен много трудиться:Что должен делать человек?
СЛАЙД
- Выращивать лён, хлопок.
СЛАЙД
- Разводить гусениц.
СЛАЙД
- Разводить овец.
СЛАЙД
- Работать на фабрике.
СЛАЙД
- А ещё мы узнали, что нитки бывают разные.
- Молодцы! Сегодня мы много с вами узнали.
СЛАЙД
- Работа завершена, но для настоящего исследователя завершение одной работы – это всегда начало работы следующей. А значит у нас с вами ещё много впереди интересного и неисследованного. Мы с вами обязательно продолжим нашу исследовательскую деятельность и узнаем, что же человек делает из ниток, но уже на других занятиях.
СЛАЙД
- А сейчас мы вручаем сертификат Етривановой Анастасие за участие в исследовательском проекте «Мир ниток».
- Сертификат участника вручается Ф. А. Аплодисменты.
- Сертификат участника вручается Ш. Д., Т. И., Г. А., Б. Д., Л. В. Аплодисменты.
Удачи вам, юные исследователи!
Новых знаний, новых открытий!