Конспект урока по изобразительному искусству по программе В. С.Кузина (в рамках ФГОС) Тема : «Русские богатыри»


Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Тулун»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
План конспект урока по изобразительному искусству
по программе В. С.Кузина (в рамках ФГОС)
Тема : «Русские богатыри»
Составила учитель изо
Сивеня Светланы Григорьевны
I к.к.
2013-2014
Открытый урок в 5 «а» классе.
Дата: 13.02.2014
Тема: «Русские богатыри».
Оборудование для учащихся: карандаш, резинка, альбом, краски акв, баночка под воду, палитра.
Оборудование для учителя: конспект урока, репродукции по теме, презентация по теме, шаблоны, модули, презентация.
Тип урока: тематическое рисование, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Зрительный ряд: В.Васнецов «Богатыри», П.Д. Корин « Александр Невский».
Межпредметный связи: музыка, литература, история.
Литературный ряд: Былины, слова М.П. Мусоргского
Музыкальный ряд: А.П. Бородин « Богатырская симфония»;
Цели урока:
1.Образовательная – закрепить знания особенности фигуры богатыря; закрепить знания как одевались древнерусские войны.
2.Развивающая – развить наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, творческий подход к работе.
3. Воспитывающая – воспитание интереса и любви к Истории Отечества, Родине.
Задачи урока:
- формировать познавательные потребности, стремление к усвоению знаний;
- воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание преодолевать трудности.
План урока:
I. Организационный момент. - 1 мин.
II. Вводная беседа. –15 мин.
III. Творческая работа учащихся.15 мин.
IV. Физминутка.- 2 мин.
V. Защита работ выполненных учащимися. – 4 мин.
VI. Подведение итога урока. -1 мин.
VII. Домашнее задание. – 1 мин.
VIII. Рефлексия. – 1 мин.
Ход урока. 
I. Организационный  момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1.
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Только искусство может показать нам наглядно связь прошлого с настоящим.
Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства,
- Русь постоянно подвергалась нападению врагов.
И русичам приходилось защищать свои земли.
 Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу? (половцы, татара – монголы).
Слайд 2.
- Посмотрите, перед вами иллюстрации с изображением разных предметов, скажите, как называются все эти вещи? (доспехи).
- Кто носил такие доспехи? (рыцари, богатыри).
- Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о рыцарях, богатырях).
- Ну, если богатыри жили и у нас в стране, то мы сегодня будем говорить о «Русских богатырях».
Итак, тема нашего урока «Русские богатыри» (открыть слайд).
Слайд 3.
- Название темы урока мы с вами определили, давайте сейчас вместе с вами, определим задачи урока: (определяют учащиеся).
Узнать о жизни русских богатырей.
Познакомиться с произведениями изобразительного искусства с изображением русских богатырей.
Выполнить практическую работу по тем
Вопрос: Когда и для чего богатыри надевали доспехи?
(когда шли на войну, чтобы не получить смертельное ранение).
- То есть доспехи спасали богатырям жизнь.
Вопрос: Из чего делали эти доспехи?
(Из прочной стали, вручную из маленьких колечек или из отдельных пластин).
Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины.
Слайд 4. (Былины)
Вопрос: Вспомните, в каких жанрах искусства воспевались подвиги богатырей? (былины)
Вопрос: Какие вы помните былины о русских богатырях?
Вопрос: Каких богатырей вы знаете?
(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
Вопрос: А кто является автором этой иллюстрации? (В.Васнецов).
Слайд 5. Портрет Художника В.М. Васнецова
Слайд 6. Изображение В.Васнецов «Богатыри»
Слайд 7. Богатыри изображены как единое целое, Однако каждый из них индивидуален.
Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее.
Вопрос: Что изображает художник на картине?
Вопрос: События, какого периода русского государства отражены в картине?
Вопрос: Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?
Вопрос: Какой характер у главных героев?
- Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:
Слайд 8.
Илья Муромец:
На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов».
Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из-под шлема.
Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга.
Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.
Слайд 9.
Добрыня Никитич
Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя.
Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами.
Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.
Слайд 10.
Алеша Попович
Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника.
В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная».
Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью.
Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.
Слайд 11.
Посмотрите под стать богатырям были и кони (зачитать слайд слова
Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
- Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.
(Слушание «Богатырской» симфонии А.П. Бородина)
- Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.
- Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина: На нем одежда славянина,
И на бедре славянский меч.
Слайд 12.
- Следующее произведение в нашей галерее – картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.
Вопрос: Каким предстает перед нами А. Невский?
Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.
Слайд 13.
- В процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника.
Творческая работа учащихся.
На доску учитель вывешивает модуль человека в трико и дает пояснение для чего был вывешен модуль человека?
Пояснение к выполнению задания:
- Работу будем выполнять сегодня на уроке в группах , будет 6 групп, у каждой группе будет дано индивидуальное задание, выполнить какой либо элемент одежды из рыцарских доспехах (учащиеся сдвигают по 2 парты, усаживаются во круг столов, получают от учителя конверт с заданием).
Вопрос: Скажите, для чего вам в конверт вложен точно такой же модуль человека? (Для облегчения работы, т.е. вы, обводите ту часть тела, о которой говорится в вашем задании.)
- Необходимо выполнить задание, выбрать одного представителя группы, который расскажет о том, как его группа выполняла это задание и предложит оценку, которую он считает, что заслужила его группа. Другие же группы говорят о допущенных ошибках и предлагают свою оценку.
Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте немного отдохнем.
Провести физминутку.
для глаз.
Для рук
А вот теперь с новыми силами принимайтесь за работу.
Слайд 15.
Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Украшают снаряжение воина богатыря (шлем, щит, меч, стяг).
Вопрос: Как вы считаете готов наш рыцарь к бою?
Молодцы! Все ребята работали очень хорошо,
- аккуратное выполнение работы;
– удачное цветовое сочетания, техника владения красками.
Итог урока.
Слайд 16.
Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя,
Домашнее задание:
Найти 2 картины русских художников с изображением богатырей,
И 1 картину зарубежных художников с изображением богатырей.
Рефлексия.
Посмотрите на первое предложение продолжите фразу:
Было интересно…
Было трудно …
Теперь я могу …
Теперь мне захочется …
- Где пригодятся в дальнейшим полученные знания?
Возможно, кому то сегодня захочется узнать все о жизни богатырей не только русских но и зарубежных, скажите, где мы можем найти описания: В библиотеках, энциклопедиях, интернете. и т.д.
Урок окончен! Досвидания!
Презентация 1.