Русские Богатыри (Интегрированный урок: литература, ИЗО)
Внеклассное занятие по литературе (интегрированный урок: литература, ИЗО)
Класс:5
Учитель: Самутинская Т. В.
Тема: РУССКИЕ БОГАТЫРИ.
Цели и задачи:
вспомнить былины о русских богатырях,
познакомить с произведениями изобразительного искусства: В Васнецова «Богатыри»; развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе;
совершенствовать графические навыки;
воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества.
Вид урока: тематическое рисование и аппликация.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный. Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель.
для учителя: презентация.
Литературный ряд: былины.
Зрительный ряд: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем »
ХОД УРОКА
1.Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2.Вводная беседа.
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.
В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен).
Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.
- Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
-Что рассказывается в былинах о Богатырях?
Слайд 3
- Чем прославился Илья Муромец? ( Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.
Я иду служить за веру христианскую
И за землю Российскую
Да за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, да за бедный народ
Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.
Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем.
Слайд 4
Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное.
Слайд 5
3.Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»
Посмотрите внимательно на картину.
В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается в даль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке « палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь подстать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.
Другой герой картины – Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни подстать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками.
Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.
Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко « тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая» А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.
Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет 1871-1898.
Слайд 6
Автор Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Художник живописец, театральный декоратор; мастер исторического и мифологического жанров, сказочного и легендарного сюжетов.
Физкультминутка
4.Творческая работа учащихся.
Слайд7,8
Выполнение коллективной работы «Русские богатыри»
лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.
-повторение основных этапов построения фигуры человека.
уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.
вырезать по контуру, приклеить на общий формат.
Требование к работе:
–аккуратное выполнение работы;
–удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией
5. Итоги урока. Анализ рисунков, проработанность, завершенность.
6. Уборка рабочего места.
15