Анализ программного содержания учебника 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Анализ программного содержания
учебника 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы, VIII вида, математика решает следующие задачи:
1. Формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видов трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2. максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
3. воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
В 6 классе предусмотрено ознакомление учащихся с устной и письменной нумерацией всех чисел от 1 000 до 1 000 000, с разрядами единиц, десятков и сотен тысяч, с единицами миллионов, с классами единиц, тысяч. Учащиеся учатся производить сложение и вычитание 4, 5, 6-значных чисел, умножение и деление 4, 5-значных чисел на однозначное число.
Учащимся необходимо показать, где в практике используются многозначные числа, которые изучают на уроках в школе.
Нумерация многозначных чисел усваивается детьми с нарушением интеллекта с большим трудом. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что многозначное число трудно конкретизировать. Наглядные пособия, которые используются при изучении данной темы: абак, счеты, таблица классов и разрядов. Таблицы соотношения мер длины и мер массы являются условными пособиями.
Сложение и вычитание многозначных чисел выполняется приемами письменных вычислений. Основной алгоритм сложения и вычитания чисел любого класса является поразрядное сложение и вычитание. Наглядные пособия используются в виде таблиц с правильным решением поразрядного сложения или вычитания. А вот на активизацию мыслительной деятельности по данной теме можно предложить решенные примеры и предложить ребятам найти в них ошибки, если такие имеются.
Умножение и деление многозначных чисел представляют гораздо больше трудностей, чем сложение и вычитание. Это связано с тем, что уче
·ники нетвердо знают таблицу умножения. В виде наглядности может быть использована таблица умножения, алгоритм умножения или деления на однозначное число, решение одного примера с подробным описанием.
При изучении обыкновенных дробей дети с нарушением интеллекта сталкиваются с многочисленными трудностями. Новизна этого раздела математики, а также его жизненно практическая значимость вызывает у учащихся большой интерес. Это объясняется использованием при изучении дробей большого количества наглядных пособий, дидактического материала, активизацией практической деятельности учащихся. Используемые наглядные пособия при изучении данной темы: макеты предметов или шара, разделенных на равные части; фанерные, картонные, бумажные круги, разделенные на равные части; квадраты, прямоугольники, полоски, разделенные на равные части; таблицы рисунков и предметов, кругов, квадратов, прямоугольников, отрезков, разделенных на равные части; таблицы с долями и названиями долей; таблицы, иллюстрирующие сравнение обыкновенных дробей между собой, сравнение их с единицей, преобразование дробей и действия над ними. При решении арифметических задач полезно использовать различные схемы, алгоритмы, краткую запись и т. д.
При изучение геометрического материала широко применяются различные средства наглядности: модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, пластмассы, других материалов (многоугольники, углы, круги, пирамиды, параллелепипеды, конусы и т. д.), таблицы соотношения мер, объемов, площади, геометрические мозаики, лото, конструкторы.
Таким образом, к концу учебного года учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о:
1. образовании, чтении, записи чисел в пределах 1 000 000;
2. разрядах, классах единиц и тысяч, таблице классов и разрядов (6 разрядов);
3. алгоритмах письменного и устного сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 разряда;
4. алгоритмах письменного умножения чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число;
5. смешанных числах;
6. горизонтальном, вертикальном, наклонном положении объектов в пространстве;
7. масштабе;
8. периметре многоугольника;
9. высоте треугольника.
Таким образом, программа по математике 6 класса составлена с учетом психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта, и позволяет учителю самому варьировать учебный материал так, чтобы качественное усвоение прошло для всех детей, в той или иной степени.