Конспект по математике для 1 класса «Знакомство с числом и цифрой 0»
Тема урока: знакомимся с числом и цифрой 0.
Цели урока (предметные):
- ввести число 0, как характеристику пустого множества и начала отсчета на числовом отрезке;
- научить писать цифру 0;
- рассмотреть свойства 0;
- закреплять навыки счета в пределах 9.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения заданий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок.
- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Планируемые результаты:
- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения заданий на уроке, вносить необходимы коррективы в действия после его завершения (регулятивные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
- предметные: уметь находить начало отсчета на числовом отрезке, понимать свойства 0, научится писать цифру 0, закрепит навыки счета в пределах 9.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, веер цифр, фишки, линейка.
Сценарий урока
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке к нам придет гость, а вот как зовут этого гостя, вам предстоит угадать.
3985332-72714« На сметане я мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …»
(Слайд 1 с изображение Колобка)
3983571222218- Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок»).
- Молодцы ребята! Колобок собирается в путешествие в царство «Нуляндию» и зовет нас с собой, Поедем?
- Итак путешествие начинается. (Слайд 2 колобок катиться по дорожке)
II Актуализация опорных знаний. Устный счет (учащиеся выполняют задания, тренирующие отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки)
Учитель: посмотрите колобок остановился ему преградил путь, какой то зверь, а как вы думаете кто это? (Слайд 3 с изображением зайца)
- Зайчик не хочет нас пропускать, пока мы не выполним его задание. Вы готовы? Приготовьте веера с цифрами.
398335529845Игра «Молчанка»
2+12-16-2
4+14-25+3
5+28-47-5
6+33-22+6
9-74+27-6
- Теперь покажите число на своих веерах:
Учитель: мы справились с заданием зайчика, покатились дальше? (Слайд 4 колобок катиться по дорожке). На пути колобок повстречал волка (Слайд 5с изображение волка).
4173353383572- Нам необходимо выполнить задание волка, чтобы дальше путешествовать. Вы готовы? Приготовьте веер с цифрами.
покажите число, которое больше числа 7 на 1,
покажите число, которое на 1 меньше чем 4,
какое число больше 3 и меньше 5?
какое число меньше 7?
наибольшее однозначное число,
4354507311773покажите число, которое стоит первым в натуральном ряде чисел.
Учитель: мы справились с этим заданием, продолжаем свой путь. (Слайд 6 колобок катиться по дорожке). Как вы думаете, кого мы еще встретим на нашем пути? (ответы учащихся).
- Вот и мишка повстречался. (Слайд 7 с изображением медведя).
Учитель: выполним задание, которое нам придумал мишка?
- Перед вами цифры: 6, 5, 7, 1, 2, 4,8, 3, 9
- Расскажите всё, что вы знаете об этих числах? (натуральные, однозначные).
- Какие числа называются натуральными? (которые получаются при счете предметов).
- Почему они однозначные? (для записи этих чисел требуется одна цифра).
Учитель: вы отлично справились и с этим заданием, но у нас еще впереди длинный путь, пора отправляться дальше (Слайд 8 колобок катиться по дорожке).
III Целеполагание (учащиеся самостоятельно находят решение проблемы поискового характера)
445770075565Учитель: посмотрите, мы уже видим ворота в царство «Нуляндию», но кто то, стоит перед ними? (Слайд 9 с изображением лисы).
- Ребята что случилось в сказке, когда колобок повстречал лису? (она его съела). Но в нашем путешествии такого не произойдет. Нам необходимо ответить на вопрос лисы, и помочь колобку попасть в царство.
Кто живет в царстве «Нуляндия»?
- А ответить на вопрос поможет нам учебник. Откройте и посмотрите как будет называться наша тема урока (в процессе данной работы учащиеся сообщают, что на уроке они будут знакомиться с числом и цифрой 0).
4596045346243IV Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися)
Учитель: как вы думаете, почему колобок так хотел попасть в это царство?(он похож на цифру ноль)
- А на что еще похожа цифра 0? (ответы учащихся)
- Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». (Слайд 10)
Немного истории от колобка. (Слайд 11)
Считается, что ноль впервые стали писать в Индии, но некоторые ученые думают, что ноль появился еще раньше у вавилонян. Но везде он обозначался и назвался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сифр». (Слайд 12, 13)
- Не правда ли напоминает что-то? Правильно! «сифр» - «цифра». А само слово «ноль» возникло позже (от латинского nullum – ничто).
Учитель: что же, колобок прощается с нами, и благодарит за помощь, а наш урок продолжается (Слайд 14).
Работа с фишками (один ученик работает у доски, остальные на своих местах).
- положите 4 фишки, уберите 1 фишку, сколько осталось? (3)
- уберите еще 1, сколько фишек останется? (2)
- сколько останется, если убрать еще одну фишку? (1)
- а если убрать последнюю фишку? (ни одного)
Число 0 показывает, что не останется ни одного предмета. Покажите цифру 0 на своих веерах.
Определение места 0 в натуральном ряде чисел.
- если место числу 0 в натуральном ряде чисел? (нет)
4552399281664- давайте вспомним, что такое натуральное число? (то, которое мы называем при счете предметов)
- что больше 1 или 0? (подбираем знак сравнения)
- что еще можно сказать о числе 0? (если ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа)
4552914476178- и всё таки существует такой ряд чисел, в котором 0 занял свое почетное место, только этот ряд нельзя назвать натуральным.
- подумайте, где вы могли встретит такой ряд чисел?
Наш сегодняшний гость тоже хочет вам подсказать, внимание на экран. (Слайд 15, показ линейки, спидометра, градусника)
- А в городе Будапеште есть даже памятник числу 0 и выглядит он вот так (Слайд 16)
V Физминутка на убывание «Летит по небу шар»
Летит по небу шар
По небу шар летит
Но знаем мы, до неба шар
Никак не долетит
(дети показывают движения: летит – взмах руками,
шар – круг в воздухе руками,
по небу – указывают пальцем вверх,
мы – жест на себя,
знаем – жест на голову,
никак – отрицание головой.)
Учитель: а на какую цифру похож воздушный шар?
VI Первичное закрепление (выбор наиболее эффективных способов решений заданий учащимися)
Работа по учебнику (работа в парах)
- Составление задачи по рисункам используя число 0.
- Рассмотрите рисунки и ответе на вопросы «Сколько пирожков на тарелке слева? Сколько пирожков на тарелке справа?»
- Попробуйте с вашим соседом составить задачу по данному рисунку (прослушивание вариантов нескольких пар).
Работа по тетради
- Письмо цифры 0 (дети рассматривают образец и приступают к письму после показа учителем как нужно писать цифру 0, далее дети пишут по точкам ряд, вставляя пропущенные числа).
- Чертеж отрезка.
- Самостоятельная работа (учащиеся сравнивают числа, расставляют знаки «>», «<», «=»). Затем меняются тетрадями со своим соседом и проверяет его работу).
VII Подведение итогов
- С кем мы сегодня путешествовали?
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Какую цифру мы учились писать?
- Кто впервые стал обозначать ноль?
VIII Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.
Список литературы:Математика: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).
Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2012 – 48 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).
Математика: 1 класс: методика обучения/ В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.
Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.