Конспект урока ОПК Золотое правило этики
Урок Основ православной культуры.
Тема: «Золотое правило этики».
Цели урока:
Усвоение «золотого правила этики» как условия оценивания собственного поведения.
Формирование у школьников мотива к нравственному поступку, к осознанному выбору жизни по совести, понимания самой жизни как бесценного дара через знакомство с золотым правилом этики.
Задачи:
1. Познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.
2. Разъяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.
3. Развивать логическое мышление, память, речь.
4. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
5. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
Оформление:
Выставка творческих работ обучающихся.
На доске записаны ключевые слова урока.
Этика. Золотое правило. Неосуждение.
Презентация.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная;
работа в парах;
коллективная.
Виды деятельности обучающихся на уроке.
беседа, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.
Оборудование:
• компьютер, проектор,
• раздаточный материал,
• учебник по ОПК.
«Хочешь увидеть добро –
начни его делать».
Л.Н.Толстой
(Слайд)
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит колокольный звон.
Учитель: Добрый день! Я рада всех приветствовать на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь, пожалуйста.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о любви к людям. Об этом большом чувстве, которое присуще только человеку, мы говорили, когда размышляли о милосердии и сострадании. Прочитайте, пожалуйста, слова Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, они связаны с тем, о чем мы говорили на прошлом уроке? И почему?
Ответы детей.
Я думаю, что они связаны, потому что…в эпиграфе Толстого и в теме «Милосердие и сострадание» говорится о добре, о том, что нужно не просто говорить, а делать добро.
Я согласен, потому что…что Ваня ответил правильно.
Мне хочется добавить, что…если ты сделал добро, то оно к тебе вернётся.
Учитель: Слова великого писателя помогут понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке Основ православной культуры. Ребята, я для вас сегодня приготовила мультфильм –притчу «Ведро с яблоками». Посмотрите его внимательно. Подумайте, соотносится ли мультфильм с эпиграфом Толстого.
Демонстрация мультфильма «Притча «Ведро с яблоками».
Стоп-кадр. «Фома принес ведро с мусором».
Вопросы по содержанию.
1. Кто является героями притчи?
Ответы детей. (два соседа, Фома и Иван)
2. Как вы думаете, как поступит Иван?
Ответы детей. (Иван ему отомстит, что – нибудь сделает плохое. Думаю , что Иван с ним поговорит и попросит больше так не делать. )
Продолжение мультфильма.
3. Почему сосед вернул ведро с яблоками?
Ответы детей. ( Иван был добрым человеком и на зло не отвечал злом. Иван решил угостить Фому яблоками, чтобы тот подобрел.)4. Выскажите свое отношение к поступкам героев.
Ответы детей.(Иван поступил правильно, потому что он остановил зло.
Поступок Фомы мне не понравился , потому что он плохой, злой.)
5. Изменился ли Фома? И что его изменило?
Ответы детей.( В конце притчи Фома изменился.
Он улыбается, стал счастливым.
Человек, который улыбается не может делать зла.
А изменила Фому доброта соседа.
Он понял, что к людям надо относиться с добром и оно к тебе тоже вернётся).
Вернемся к словам Льва Николаевича Толстого. Как они связаны со смыслом притчи?
Ответы детей. (Я думаю, что в притче и эпиграфе говорится об одном и тоже: к людям относись с добром и они к тебе тоже будут добры .Мне кажется, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, поступай хорошо.
Я думаю, что не делай плохо, и тебе не сделают плохо).Учитель. Ребята, нам удалось понять главный смысл человеческих отношений. В православной культуре главное правило человеческих отношений называется Золотым правилом этики. Это и есть тема нашего урока.
Видео. «Золотое правило этики» до слов Христа…
Учитель(ученик) читает определение слова «этика». Слайд.
Учитель. «Этика — учение о нравственности, о правилах, поведения человека».(Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова).
Как вы думаете, в каком значении употреблено слово золотое в словосочетании золотое правило?
Ответы детей.
Он употреблено в переносном значении и обозначает, что правило важное.
Мне кажется, что…------
Золотое правило – ценное правило.
Учитель. Вы правы. Золотое правило – это ценное правило, основа человеческих отношений.!!!!!!Учитель. Обратимся к страницам учебника.
Чтение материала на с.46 (1,2 абзац до слова «например».)
Учитель: Золотое правило этики занимает особое место в православной культуре. И в произведениях устного народного творчества отразилось представление народа об отношении людей друг к другу. Давайте поиграем в игру «Лото». Ваша задача – соединить части пословиц, объяснить их значение.
Работа в парах.
.
Как аукнется, так и откликнется.
Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
.Что посеешь, то и пожнешь.
Делай другим добро - будешь сам без беды
Хочешь себе добра, не делай никому зла
Слайд.
Учитель: Как вы думаете, чему учит нас народная мудрость?
Ответы детей. (Делать людям только добро).
Не делать зла.
Делать другим людям добро и оно к тебе вернется.)
Учитель. Ребята, посмотрите, золотое правило этики и многовековой опыт народа тесно связаны между собой и помогают понять, как человек должен относиться к другому человеку.
Учитель. На столах листы с заданием. Работа в парах.
Подумай и ответь, ответ должен быть кратким, одно-два слова.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах уступать, не перебивали, давали высказаться.
2. В болезни заботились, жалели, любили
3. В играх не ссорились, не обижать
4. Когда я ошибаюсь прощали, поддерживали
5. Когда у меня что-то получается радовались,восхищались6. В мое отсутствие не осуждали, не говорили плохо.
Ответы учеников.
-А как вы должны относиться в этих же случаях к другим?
Создание условной образной картины человеческих отношений.
- Ребята, я составила условную образную картину золотого правила этики. Назовите его.(....).Правильно ли я её составила? Ответы детей. (нет). Почему? (Не только нас , но и мы должны прощали, заботились, любить, не обижать, уважать,не осуждать ).
Как её дополнить? (добавить стрелки)
Прощали, заботились, любить, не обижать, уважать,не осуждать .
Учитель. Для кого это правило? (для людей).Человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Любой из нас может ошибаться. Поэтому прежде, чем осудить другого, посмотри на себя. Этому учит нас притча «Христос и грешница».
Дети читают притчу о Христе и грешнице.
Чтение с остановками.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти.
У.- Именно этот момент и изображен на репродукции картины к этой притче «Христос и грешница». Художник Василий Дмитриевич Поленов.
Смотрите слайд.
- Кто изображен на репродукции картины В.Поленова?
( Люди. Обратите внимание на название репродукции.Христос.Грешница.)
- Найдите здесь грешницу. ( Она изображена на картине справа).
Почему вы так считаете? ( Её ведут, тащут, толкают, а она упирается, не хочет идти)
- Как настроены люди?(агрессивно, озлобленно)
Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». …
Учитель. Нашелся ли такой человек, который бросил в грешницу камень?
Ответ детей.(Нашёлся. А я думаю, что нет.)Читает учитель.
«Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…Ко Христу подошла толпа, а после его слов ушли Люди…
Учитель. Как вы думаете, почему в тексте говорится, что «ко Христу подошла толпа, а после его слов ушли Люди? Что произошло?
Ответы детей.(. Надо прощать, чтобы и тебя прощали.)
Учитель. Да, ребята, в жизни нужно уметь прощать.
Прости, чтобы и самому быть прощенным. Для христиан эта формула очень важна, потому что им нужно, чтобы простили их не только люди, но и Бог.
Дорогие мои, я хочу, чтобы послушали слова Христа из Евангелия. И обращаю ваше внимание, что там есть выражения, смысл, которых вам может быть непонятен. Эти выражения перед вами.
«Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей;
«Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки;
«Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»;
«Быть милосердным» - уметь прощать;
Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека
Аудиозапись. «Не судите, да не судимы будете…»
Рефлексия. Ребята, у вас на столах лежат сердечки, голуби , ромашки.- символы добра, мира и любви. Давайте украсим нашу планету.
Я сегодня узнал, что …
Я думаю, что жить на Земле было бы легче, если …
Я хочу, чтобы все люди …
Вручение буклетов, в которых дети будут выполнять д/з.
Д/з.
1 уровень. Узнайте у членов свои семьи, как они понимают золотое правило этики.
2 уровень. Придумай и нарисуй на буклете эмблему золотого правила этики.
Читают дети.
Полюби другого сердцем чистым,
Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,
Засветись к другим добром лучистым,
Если хочешь, чтоб тебе светили.
Снизойди к другому в пониманье,
Если хочешь, чтоб тебя простили,
Окажи другому всё вниманье,
Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.
Есть святая заповедь у Бога,
Та, что душу от греха укроет:
Сколь к себе любви желаешь много,
Отдавай другим её с лихвою.
Объясните выражения:
«Сучок в глазе брата твоего» -…;«Бревно в твоем глазе» -…;«Лицемер» - …»;«Быть милосердным»:
Клип «Делай добро».
У.-Дорогие ребята, спасибо вам за плодотворную работу на уроке.