Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции
Использование телекоммуникационных проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью межкультурного общения и формирования межкультурной компетенции
Актуальность проблемы
В последние десятилетия актуальным вопросом современного образования является воспитание молодёжи в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в полиязыковом и поликультурном обществе.
Однако проблема, связанная с изучением иностранного языка как средства межкультурного общения с помощью компьютерных телекоммуникаций, не нашла достаточно полного отражения в научно-методической литературе и практике преподавания иностранных языков. Так, в частности, нет исследований, раскрывающих специфику телекоммуникационных проектов в межкультурном обучении иностранному языку.
Наша задача сформулировать основные характеристики, обеспечивающие успешность международного телекоммуникационного проекта при обучении английскому языку и иноязычной культуре.
Обоснованность выбранной методики
Среди основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, - проблема низкого уровня межкультурной компетенции (МК) личности.
Одной из задач современного образования в такой ситуации становится обучение детей навыкам и умениям общения с представителями иных культур, в процессе которого происходит формирование МК учащихся.
В настоящее время обучение иноязычной культуре состоит из трёх компонентов:
-знания о культуре,
-умения вести себя адекватно носителям языка
-умения сопоставлять родную и изучаемую культуры
Поскольку МК – это деятельность, в ходе которой происходит познание изучаемой и родной культур, то и процесс её формирования должен происходить в ходе взаимодействия представителей двух познающих культур.
Мы считаем, уровень межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, если в педагогическом процессе:
организовывать общение с зарубежными сверстниками посредством телекоммуникаций; учащиеся будут активно изучать и сопоставлять родную и иноязычную культуры;
учащиеся будут вовлечены в коммуникацию с иностранными сверстниками, выполняя совместную учебно-познавательную творческую деятельность в рамках телекоммуникационных проектов.
С методической точки зрения, преимуществом использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку является:
-значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя языка, и общение ведётся в реальной ситуации;
-существенное развитие языковых навыков и словарного запаса, т.к. ученики максимально вовлечены в общение с аутентичной целью;
-более полное и глубокое восприятие культуры страны изучаемого языка, т.к. об обычаях и традициях рассказывают сами жители этой страны;
-развитие навыков работы с компьютером, преодоление барьера дискомфорта и неуверенности в общении с ним.
-значительно повышается мотивация учеников к изучению иностранного языка.
Сущность исследования
Анализ международных телекоммуникационных проектов и наш опыт работы в таких проектах позволяет сформулировать основные требования к телекоммуникационному проекту, в ходе которого происходит формирование МК учащихся.
Требования, соблюдение которых значительно повышает эффективность общения при осуществлении международных телекоммуникационных проектов и способствует формированию межкультурной компетенции его участников, мы определили как:
Требования к участникам проекта.
Учащиеся должны:
- быть примерно одного возраста, иметь какие-либо общие интересы,
- владеть навыками работы на компьютере (минимальные - знать клавиатуру и принципы работы в форуме, более высокие - создание веб-страниц, общение в режиме реального времени и т.д.),
- иметь первоначальные навыки общения в телекоммуникационной среде ( знать нормы сетевого этикета, нетикета),
- иметь примерно одинаковый уровень владения иноязычной речевой деятельностью при общении в режиме реального времени.
Требования к общению.
Учащимся необходимо:
- знать и использовать нормы социального взаимодействия, особенности выражения своих мыслей и эмоций средствами изучаемого языка,
-установить эмоциональный межличностный контакт,
-использовать невербальные, т.е. графические средства выражения эмоций в электронной среде,
- демонстрировать заинтересованность,
-обращаться к партнёру с вопросами, отвечать на вопросы,
- использовать полученную от партнёра информацию в своих сообщениях.
- с уважением относиться к партнёрам и к изучаемой культуре,
- ответственно и своевременно контактировать с партнёрами и выполнять задания проекта,
-после окончания проекта обязательно провести рефлексию участников в форме эссе, веб-сайта, рассказа и т.п.
Требования к заданиям проекта.
- должны отражать особенности изучаемой культуры,
-формулировка задания должна стимулировать участников сравнивать культуры, приводить к выводу об их уникальности и многообразии,
- должны иметь чёткую формулировку цели и сути заданий для участников,
- должны способствовать движению партнёров к единой цели при осуществлении проекта,
-установить в заданиях связь между языком, мышлением и культурой.
Телекоммуникационные проекты, соответствующие этим требованиям, обеспечивают создание учебного культурного пространства и являются средством межкультурного обучения иностранным языкам путем:
-постановки проблемы
-самостоятельного поиска информации
-нахождения конструктивного решения
-получения конечного результата.
Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.
Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты и т.д. обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.
Когда в ходе проектной деятельности обсуждаются актуальные вопросы современной жизни, происходит развитие языковых и культурологических знаний, участники получают возможность самовыражения и открытия новых культурных смыслов в себе и партнёре.
Дискуссии в традиционной обучающей среде с одноклассниками способствуют развитию навыков устной речи, формированию и развитию культурных понятий и ценностей, воспринятых в ходе общения с партнёром, представляющим другую культуру. Все это способствует более глубокому осмыслению, а иногда и переосмыслению своих национальных и личных культурных ценностей.
Длительность апробации.
Применение указанных выше технологий автор осуществляет на протяжении 14 лет. За этот период неоднократно выступала на педсоветах в школе, на заседаниях методобъединения учителей иностранного языка школы №38 и города, давала открытые уроки. Опыт автора используют учителя английского языка и учителя начальной школы, которые внедряют метод проектов в урочную и воспитательную деятельность, а также присоединились к работе в некоторых телекоммуникационных проектах.
Однако работа в телекоммуникационных проектах имеет некоторые сложности.
Во-первых, загруженность школьного кабинета информатики и ограниченный доступ к сети Интернет. Однако можно работать с домашнего компьютера, пользоваться услугами Интернет центра городской детской библиотеки или Интернет кафе.
Во–вторых, недостаточные компьютерные навыки учащихся и педагогов. Но работа в проекте как раз и будет способствовать совершенствованию этих навыков.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Н.П.Дементiєвська, Н.В.Морзе. Телекомунікаційні проекти. Стан та перспективи//Комп’ютер в школі та сім’ї.-1999.-№4,-С.12-19
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Издательский центр "Академия", 2001.-272с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её достижения// http://rspu.edu.ru/journals/lexicography/conference/vasilieva%20N.htm Страница посещена 18.02.2014г.