Урок русского языка по УМК В.В.Львова «Тема текста» (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Русский язык, 5 класс. УМК С.И.Львова
Урок № 86
Тема урока: Понятие текстеТип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: Формировать умение доказывать наличие признаков текста при его анализе. Совершенствовать умение определять тему и идею текста.
Образовательная цель: Дать понятие текста и основных его признаков;
Формирование УУД:
Личностные действия: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Регулятивные действия: принимать и сохранять учебную задачу;
-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый контроль;
- адекватно оценивать себя;
- умение адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные действия: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные действия: Умение слышать и понимать собеседника;
- Ориентироваться на партнера по деятельности;
- Учитывать позицию другого человека;
- Доказывать свою точку зрения;
- Сотрудничать со сверстниками и со взрослыми.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
1. Организационный момент (1-2 минуты)
2.
Дети, вам тепло? (Да)
-- В классе светло? (Да)
-- Прозвенел уже звонок? (Да)
-- Уже закончился урок? (Нет)
-- Только начался урок? (Да)
-- Хотите учиться? (Да)
-- Значит, можно всем садиться! Отвечают на вопросы хором Личностные
Актуализация
знаний
(4-5 минут)
Хочу посмотреть: какие вы догадливые. Отгадайте загадки.
Зимой греет,Весной тлеет,Летом умирает,Осенью оживает.
(Снег)
Под гору - коняшка,а в гору - деревяшка.
(Санки)
Белый дед, белее нет.Старый, горбатый,Лежит возле хаты.Лежит всю зиму - никто не поднимет.Весна придет- он сам уйдет.
(сугроб) Отвечают на вопросы хором Личностные
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
На экране слова: Зима, кошка, Джим собачка, уши до земли, хвостик куцый, необыкновенно, умный и добрый пес, Мурка. Составьте и запишите предложение из данного набора слов.
- Можно ли из этих слов составить текст?
Что вы знаете о тексте? Чему мы должны будем сегодня научиться? - Устные ответы.
- Запись предложений. Личностные
Регулятивные
4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
минут)
Введение в тему. Чтение эпиграфа стр. 187
Работа с учебником: стр. 187, самостоятельное чтение теории.
Чтение и объяснение эпиграфа
- Отвечают устно на вопрос: что изучает текстоведение?
- Самостоятельное составление тезисного плана теории. Познавательные
Регулятивные
5. Первичное закрепление
(4-5 минут) Работа с текстом. Представьте, что вам нужно подготовить выступление. Для этого вам надо выделить тему и основную мысль текста.
Работа в парах. Упр. 506 Сформулируйте тему каждого отрывка, придумайте заголовки, точно ее отражающие.
Высшее счастье материнства – общение с другими людьми. Общаясь, мы переживаем ни с чем сопоставимую радость открытия человеческого мира.
(По В. Сухомлинскому)
Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо – на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон. (В.Бианки)
В лесу начались страшные обвалы. Белка спала в своём тёплом гнезде на ветке большой ели.
Вдруг большой ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. Белка выскочила, а ее беспомощные новорожденные бельчата остались в гнезде. Белка сейчас же принялась раскапывать снег. К счастью, оказалось, что снег только придавил крышу гнезда, сделанную из толстых прутьев. Круглое внутреннее гнездо от теплого мягкого моха осталось цело. Бельчата даже не проснулись в нем.Они совсем ещё маленькие. (В.Бианки)
Работа в парах
Упр. 507 Выпишите предложения, в которых выражена основная мысль. Назовите темы текстов.
Тайга – самый большой на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. (Н.Сладков)
Пустыня – это жёлтые пески и голубое небо. Пески и небо. Земля, опаленная солнцем. Всюду сугробы золотого песка – барханы. Топкие болота, засыпанные белой солью, - солончаки. Кусты, похожие на мотки колючей проволоки, цветы, протыкающие пальцем шипы. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. (Н.Сладков)
Придумайте по два заголовка к каждому тексу, чтобы в одном была отражена тема, а в другом – его основная мысль. Объясните лексическое значение выделенных слов. Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
Работа со средствами связи в тексте. Чтоб ваш текст получился грамотным, нужно уметь правильно соединять предложения. Упр. 514. Составьте текст, используя в качестве средств связи выделенные слова. Личностные
Коммуникативные
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
У каждого предложения в тексте должно быть определенное место. Переставьте предложения местами, чтобы получился текст. Составление текста.
Упр. 517.Работа в парах.
Метапредметные связи
Познавательные
Коммуникативные
8. Рефлексия деятельности.
Опрос:
- Перечислите основные признаки текста.
- Чему научились на уроке?
- Что для вас было новым?
Получают памятку. И выбирают смайлик – оценка урока.
Памятка.
1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему.
2. К тексту можно подобрать заголовок.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Все предложения в тексте имеют определенное место.
5. В тексте есть части: начало, середина, концовка.
Личностные.
9. (Итог урока 2-3 минуты)
Д/з Сочинение-миниатюра. Упр 512, 516 на выбор. Сочинение-миниатюра.