Занятие Казаки — защитники Отечества
Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат Краснодарского края
Конспект занятия
на тему:
«Защитники отечества –
Кубанские казаки»
Составила и провела воспитатель:
Фоминова Виктория Викторовна
г. Краснодар
2016г.
Цель занятия: приобщать к культуре своего края, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
познакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества;
развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков;
закрепить знания детей о символике Краснодарского края: гимне, флаге. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину, за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Оборудование: оформление класса казачьими атрибутами из музея; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Защитники Отечества – кубанские казаки»; картинки казаков; таблички; раскраски с изображением казаков.
Предварительная работа:
рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками;
знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков;
беседы с детьми, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок;
беседы о гимне и гербе Кубани с показом иллюстраций, чтение стихотворения З. Александровой «Родина». Ознакомление, чтение и прослушивание гимна Кубани.
Пригласить казака на занятие.
Словарь: флаг и герб (Краснодарского края, Кубанских казаков), гимн, отечество, защитники, праздник, казак, шашка, сабля, папаха.План занятия:
I. Организационно – подготовительный этап.1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка: отработка дежурных звуков «Х» и «К».
II. Основной этап.
1. Физ-минутка.
2. Выступление казака.
III. Заключительный этап.
Ход занятия:
I. Организационно – подготовительный этап.1. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пришел на занятие представители Кузанского казачества – Станислав Викторович.
Воспитатель: Давайте поздороваемся, но делать это мы будем необычным способом:
Слайд №1
Воспитатель: - Скажем «Здравствуйте» руками!
- Скажем «Здравствуйте» глазами!
- Скажем «Здравствуйте» мы ртом -
- Станет радостно кругом!
Воспитатель: Молодцы!
Слайд №2
Воспитатель: Дорогие, друзья, как ваше настроение? Ребята, какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?
2. Фонетическая зарядка: отработка дежурных звуков «Х» и «К».
Слайд №3Воспитатель: Сегодня мы с вами будем:
Хорошо говорит звук «Х», «К»
Отвечать на вопросы
Отгадывать загадки
Говорить пословицы
Играть
Слушать рассказ гостей
Слайд №4, 5
Воспитатель: Тема нашего сегодняшнего занятия: «Защитники отечества – Кубанские казаки».
II. Основной этап.
В начале занятия звучит кубанская песня и на экране изображён герб и флаг Кубани.
Слайд № 6, 7
Воспитатель: Ребята, а какая песня сейчас прозвучала?
Предполагаемый ответ воспитанников: Казачья.
Воспитатель. В той песне поётся о казаках, защитниках отечества.
Слайд №8 ,9
Воспитатель: Ребята, вы помните, какой вчера был праздник?
Предполагаемый ответ воспитанников: «День защитника отечества».
Воспитатель: Кто такие защитники отечества?
Предполагаемый ответ воспитанников: Это солдаты нашей армии, моряки, лётчики, танкисты, дедушки, папы, и все кто защищает нашу Родину.
Воспитатель: Молодцы. Вы все верно сказали, но у нас в нашем крае есть ещё свои защитники, это казаки.
Слайд № 10, 11
Воспитатель: Ребята, я предлагаю представить вам, что мы попали в казачий посёлок к нашим казакам и посмотреть их уклад жизни. Познакомиться с его героями. У меня в руках волшебная палочка. Сейчас мы с помощью неё перенесёмся на много лет назад.
Воспитатель взмахивает палочкой и на экране появляется фотография кубанского посёлка.
Воспитатель: Вот так на Кубани жили раньше казаки. Свои посёлки они защищали от врагов, охраняли свою Землю. Свою малую Родину. В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками. Казак в переводе значит вольный человек, удалой. Жизнь была не лёгкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать, обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги. Казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту.
Слайд № 12
Воспитатель: Казак смелый, отважный, бесстрашный воин: воевал на коне с шашкой и пикой в руке. Главным делом жизни казака было дело военное. В боях случалось всякое, многие не вернулись из походов. У казаков есть много пословиц про честь и дружбу. Давайте их вспомним.
Слайд № 13
Дети называют пословицы. Воспитатель помогает им. Разбирают смысл пословиц.
Пословицы:Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Степь да воля — казачья доля.
Слайд № 14
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А я знаю ещё одну пословицу. «Атамана из плохого казака не получится». Так называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу казаки. Атамана выбирают из самых смелых казаков. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками.
Слайд № 15
Воспитатель. Раньше жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах.
Слайд № 16, 17
Воспитатель. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Так кого же можно назвать верным другом казака?
Предполагаемый ответ воспитанников: Конь казаку – лучший друг.
Слайд № 18
Воспитатель Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немного разомнёмся.
1. Физ-минутка.
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются при ритмическом дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз
Упражнение «пулемёт»
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль на счёт 1-6
2. Упражнение «Снайпер»
- Закрыть правый глаз, руками изобразить винтовку «прицелиться», на счёт 1-4, Затем поменять положение рук, закрыть левый глаз, на счёт 1-4,
Расслабить мышцы глаз, закрыв оба глаза, на счёт 1-6
Повторить 3 раза
Слайд № 19
Воспитатель: Ребята, кинжал у казака был самым главным оружием. С любовью относились казаки к своему оружию и берегли его, как зеницу ока.
Слайд № 20
Воспитатель: А сейчас я предлагаю отгадать загадки и проверить вашу внимательность:
Крепка, звонка и отточена, кого поцелует, тот с ног долой.
(Шашка)
На чужой спине едет, чужой груз везёт.
(Седло)
Шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы.
(Казаки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, умеете вы отгадывать загадки.
Слайд № 21, 22
Воспитатель: А ещё у кубанских казаков был свой кубанский флаг, который и до нашего времени сохранил все свои цвета. У флага три цвета, кто назовёт их.
Предполагаемый ответ воспитанников: Синий, малиновый, зелёный.
Означают они:
Синий: цвет моря, неба, речки.
Малиновый: цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Зелёный: цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: После победы над врагами флаг водружали на самом видном высоком месте. Это означало полную победу. А таких побед у казаков насчитывалось немало. Казаки, всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вернуться с помощью нашей волшебной палочки в наше время и поиграть в интересную игру.
Слайд № 23
Игра кто быстрее сложит слова из букв. (Смотреть приложение № 1)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы такие быстрые, умные и ловкие. Друзья, а теперь я предлагаю вам послушать рассказ нашего гостя о жизни казаков Кубани.
2. Выступление казака - Станислав Викторович.
Слайд № 24III. Заключительный этап.
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее путешествие.
Предполагаемый ответ воспитанников: Понравилось.
Воспитатель: Что мы делали сегодня на занятии?
Хорошо говорили звук «Х», «К»
Отвечали на вопросы
Отгадывали загадки
Говорили пословицы
Играли
Слушали рассказ гостя
Слайд № 25
Воспитатель: На этом наше занятие окончено, благодарю вас за внимание. За то, что вы хорошо работали на занятии, я раздам вам сейчас раскраски с изображением казаков, предлагаю их раскрасить в свободное время от занятий. (Смотреть приложение № 2)
Список используемой литературы:
Е. А. Хачатурова, Н. А. Корса История Кубани в рассказах и иллюстрациях г. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2006 год.
Энциклопедия Кубанского казачества под редакцией В. Н. Ратушняка, г. Краснодар, 2013 год.
Ссылка на сайт: http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-istoriya-kubanskogo-kostyuma.htmlСсылка на сайт: http://www.maam.ru/detskijsad/zhizn-tradici-i-obychai-kubanskih-kazakov.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Конкурс «Весёлые буквы»
В конкурсе приминают участие 4 человека. Каждый участник составляет слова из букв. Для этого каждому участнику выдаётся набор табличек, на каждой из которых написано по одной букве. Воспитанники по команде воспитателя начинают собирать слова. Поощряются все ребята, собравшие слова из букв.
К А ЗА К А Т А М А Н
ША ШК А ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
К А З А КА Т А М А Н
К О Н Ь
Шашка
Флаг
Герб
Гимн
Казачья
Защитники Отечества-
кубанские казаки
Синий
Малиновый
Зелёный