Программа по внеурочной деятельности Математика в исторических событиях
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________Кобыльникова Е.Э
«___» ________2014г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________Соболева Е.В.
«___» ________2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА»
Программа
внеурочной деятельности
«Математика в исторических событиях»
3 класс
2014-2015 учебный год
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бачина Наталья Николаевна
Принята на заседании
ШМО учителей начальных классов
«_____» _______________2014 г.
Руководитель____________Шабалина Ж.В.
п. Вычегодский,
Пояснительная записка
С помощью истории воссоздаётся богатство фактического содержания математики, освещается возникновение математических методов, понятий, теорий; выясняются особенности развития математики у разных народов в определённые исторические периоды. Учащиеся осознают вклад, который внесли в математику великие ученые прошлого, видят связь изучаемых понятий с жизнью, с практической деятельностью людей. Усваивая социальный опыт поколений, ребёнок учится применять полученные знания в современном мире, использовать их в различных ситуациях. Он уже не чувствует себя потерянным в мире математических понятий, а ощущает сопричастность всем процессам, происходившим и происходящим в обществе, учится быть его полноправным членом.
Мы нередко удивляемся, как получается так, что учитель огромное внимание уделяет обучению детей математике, старается проводить уроки с использованием современных технологий, а они не могут быстро и рационально выполнять арифметические расчёты и решать практические задачи. Почему так происходит? Ведь именно в начальной школе закладывается и вырабатывается определённое отношение к математике на весь период образования.
Курс «Математика в исторических событиях» рассчитан на 15 занятий (1 час в неделю)
Основная цель курса: повысить у детей интерес к математике через систему занятий.
В соответствии с целью определяются задачи курса:
развитие познавательных способностей младших школьников;
расширение кругозора учащихся;
формирование стремления учащихся к личностному росту.
Общая характеристика учебного курса
Любая наука, математика в особенности, применяет знания, накопленные в предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, ребенок не поймет, что они развиваются, совершенствуются и получают новое качество. Необходимо в процессе обучения привлекать сведения о состоянии математики как науки и как предмета из разных исторических эпох. Интеграция содержания математики и истории, в процессе которой все математические понятия рассматриваются в их историческом контексте, будет иметь важное образовательное значение.
Формы и методы занятий
Содержание, объем и стиль изложения вопросов истории математики представлены с учетом возрастных возможностей учащихся. Курс «Математика в исторических событиях» позволяет применять разные формы сообщения исторических сведений на занятиях: краткую беседу, справку, решение задач, ребусов, выполнение упражнений, в которые включены элементы всеобщей истории и истории родного края. Исторический факт преподносится в занимательном сюжете, в тесной связи с теоретическим материалом математики, не нарушая логики программного материала.
Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «Математика в исторических событиях»
Обеспечение благоприятной атмосферы;
Безотметочная система обучения;
Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности;
Поощрение высказывания оригинальных идей;
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа;
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Содержание учебного курса
Занятие 1 «Путешествие начинается»
Знакомство с понятием «Арифметика», с пальцевым счётом
Занятие 2 « Из истории чисел»
Знакомство с происхождением названий чисел «единица», «двойка», «тройка», «четыре».
Занятие 3 « Продолжаем знакомиться с историей чисел»
Знакомство с происхождением названий чисел «пятёрка», «шесть», «семёрка», «восьмёрка».
Занятие 4 « Ещё из истории чисел»
Что значит «дюжина», «чёртова дюжина», десятичная система счисления.
Занятие 5 « Первые единицы измерения»
Знакомство с мерами длины локоть, сажень, пядь, ладонь
Занятие 6 « Таблица умножения на пальцах»
Знакомство с таблицей умножения в древности.
Занятие 7 « Умножение на 9»
Знакомство с тем, как легко умножить на 9
Занятие 8 « Деньги в древности»
Что значит слово «деньги», как изготавливали монеты в древности.
Занятие 9 « Меры площади»
Знакомство с тем, как предки измеряли площади участков
Занятие 10 « Единицы времени»
Знакомство с единицами времени: месяц, неделя, сутки, часы.
Занятие 11 « Волшебный календарь
Знакомство с тем, каким был самый первый календарь
Занятие 12 « Меры длины»
Знакомство с понятиями верста, сажень, аршин.
Занятие 13 « Меры жидкости и сыпучих тел»
Знакомство с деятельностью Менделеева, с древней системой мер на Руси
Занятие 14 « Возникновение геометрии»
Знакомство с тем, как возникла геометрия, с учением Евклида
Занятие 15 « Великие математики»
Знакомство с деятельностью Пифагора
Тематическое планирование.
№
п/п Дата Тема занятия Тип занятия Элементы содержания Формы и методы контроля Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД)
1 Путешествие начинается. Изучение нового и первичное закрепление. Что такое арифметика, пальцевой счёт, кто назвал числа. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, смысловой, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
2 Из истории чисел. Изучение нового и первичное закрепление. Кто назвал числа, происхождение названий чисел «единица», «двойка», «тройка», «четыре». Фронтальный, самоконтроль Развитие внимания, мышления, воображения речи, рефлексии.
3 Продолжаем знакомиться с историей чисел. Изучение нового и первичное закрепление. Происхождение названий чисел «пятёрка», «шесть», «семёрка», «восьмёрка». Фронтальный Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, речи, рефлексии.
4 Ещё из истории чисел. Изучение нового и первичное закрепление. Что значит «дюжина», «чёртова дюжина», десятеричная система счёта. Фронтальный, устный опрос. Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии.
5 Первые единицы измерения. Изучение нового и первичное закрепление. Знакомство с мерами длины локоть, сажень, пядь, ладонь и другие. Фронтальный, групповой. Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии.
6 Таблица умножения на пальцах. Изучение нового и первичное закрепление. Таблица умножения в древности. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
7 Умножение на 9. Изучение нового и первичное закрепление. Как легко умножить любое число на 9. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
8 Деньги в древности. Обобщение и систематизация знаний. Что значит слово «деньги», как изготавливали монеты в древности. Фронтальный, самоконтроль, устный опрос. Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, рефлексии.
9 Меры площади. Изучение нового и первичное закрепление. Как предки измеряли площади участков. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии.
10 Единицы времени. Обобщение и систематизация знаний. Знакомство с единицами времени месяц, неделя, сутки, часы. Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, воображени , рефлексии.
11 Волшебный календарь. Обобщение и систематизация знаний. Каким был самый первый календарь; лунный календарь. Фронтальный, самоконтроль, устный опрос. Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
12 Меры длины. Изучение нового, систематизация знаний. Что такое верста, сажень, аршин. Фронтальный, самоконтроль, групповой. Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии.
13 Меры жидкости и сыпучих тел. Изучение нового и первичное закрепление. Деятельность Менделеева, древняя система мер на Руси Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, памяти, мышления, расширение словарного запаса, рефлексии.
14 Возникновение геометрии. Изучение нового и первичное закрепление. Как возникла геометрия. Учение Евклида. Фронтальный, устный опрос. Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии.
15 Великие математики. Изучение нового и первичное закрепление. Знакомство с деятельностью Пифагора Фронтальный, самоконтроль. Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии.
Планируемые результаты реализации программы
Программа курса «Математика в исторических событиях» обеспечивает достижение учащихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
Рекомендуемая литература
О.В. Воронина «Математика в исторических событиях. 1-4 классы. Материалы к занятиям. – Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.