Урок по математике на тему Квадратные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Решение задач 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Староюрьевская средняя общеобразовательная школа	 	            										                             
                                 Староюрьево 2013 																													
ЦЕЛИ:    - отработка навыков решения задач на составление дробных рациональных
                    уравнений, решения квадратных уравнений с помощью теоремы Виета;
                  - осуществление межпредметных связей;
                  - военно-патриотическое воспитание.
                                                             ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийный проектор, компьютер
плакаты с высказываниями 
портрет Виета, ребус, сообщение 
подготовленные буклеты «Ученые -физики  в годы войны» и   «Математики на защите Отечества», портреты   
игра «Домино»
карточки с задачами и таблицами, алфавит, набор квадратных уравнений для
      личного рейтинга    
                                                              ХОД УРОКА 
Устный счет.
а) «Соревнуемся с Виетом»;
б) «Извлекаем корни с Excel»;
в) вопрос от учителя физики.
2. Деловая игра «Военные профессии». Решение задач.
3. Дидактическая игра «Домино». Решение квадратных уравнений.
4. Личный рейтинг, тренажеры. 
5. Итог урока. Рефлексия. 
      Домашнее задание: составить задачу, аналогичную решенным в классе.
                                                     1. УСТНЫЙ СЧЕТ
  Большой вклад в решение уравнений внёс известный математик -                               (предлагается ребус, где зашифрована фамилия – Виет). После того, как учащиеся отгадали ребус, вывешивается портрет Виета и ученик делает сообщение «Виет – защитник Отечества».
а) Виет “вызывает” вас на соревнование, предлагая для устного решения следующие приведённые квадратные уравнения:
1) х2 +7х+10=0                                   ( х1=-2  ; х2= -5 q>0 корни одного знака
                                                                p>корни отрицательные)
2) х2-7х+6=0                                       ( х1= 6  ; х2= 1   q>0 корни одного знака
                                                                 p<0 корни положительные)
3) х2+7х -18=0                                     ( х1= 2  ; х2= - 9    q<0 корни разных знаков
                                                                   p>0 следовательно, корень с большим    модулем отрицательный)
4) х2-7х-18=0                                        ( х1= -2  ;х2= 9     q<0 корни разных знаков
                                                                    p<0 следовательно, корень с большим модулем положительный)
  Идёт соревнование. Оценка соревнования .                        
б)   Извлечь корни без таблиц, используя  возможности  Excel:                            
· 14884 =                                122;                             
· 55225 =                               235;                            
· 2025 =                                 45;                            
· 961 =                                   31                             
 в) Вопрос от учителя физики. Вы стоите на берегу реки. Как определить скорость  
                                                        течения?   
 ( Бросить в реку любой лёгкий предмет, засечь время, измеряя по                        берегу расстояние Vр=s/t)
М+И+Ф предлагают деловую игру “ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ”.
Дробные рациональные уравнения были использованы людьми совершенно разных профессий, в том числе и военных.                                      
                                 На доске и на партах у учащихся карточки с задачами и таблицы к ним 
                                                                             “Швея ателье”
                1941-1945.       В одном ателье должны сшить 180 шинелей, а другом 161. 
                                     Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем 
                                      второе, так как изготавливали в день на 2 шинели больше. 
                                      Сколько шинелей в день шило каждое ателье?
Число шинелей,
сшитых за 1 день
Общее число шинелей
Число дней
1 ателье
2 ателье
                                         “Машинист тепловоза” 
              1941-1945.         Во время войны товарный поезд был задержан на 12 минут
                                         для пропуска санитарного поезда. Чтобы ликвидировать 
                                         опоздание на перегоне в 60 километров, машинисту 
                                         пришлось увеличить скорость на 10 км/час.
                                         Какая скорость была запланирована по расписанию?
      Вид движения
Скорость, км/ч
Расстояние, км
Время, ч
По расписанию
фактически                                                         
                                                                    «Токарь завода»
Нужно изготовить 80 снарядов к определенному сроку. Однако токарь стал изготавливать на 2 снаряда  в час 
                      больше, чем планировалось. Поэтому за 1 час до срока было      изготовлено на 4 снаряда больше. Сколько снарядов в час изготовлял токарь?
 Количество изгот.
        снарядов    
   Число снарядов
       изгот. за час
Общее число
     снарядов
Время в часах
По плану
Фактически           
Во время знакомства с содержанием задач ведется беседа о тружениках тыла, людях разных профессий. Учащиеся рассказывают о своих близких, помогавших фронту в тылу.
         Ученики выбирают себе одну из задач, решают ее у доски и в тетрадях. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Далее презентация «Победа ковалась не только в бою».                   
                                                    3. ИГРА «ДОМИНО»                 
х=16, х=14
х2-35х+66=0
В игре «Домино» проверим ваши знания по теме «Решение квадратных уравнений». Три команды. Карточки «домино» раздаются каждой команде. Команды играют в домино, собирая ряд. Если ряд собран правильно – на обороте карточек  пословица или поговорка на военную тему: «Тяжело в ученье, легко в бою» и т.д..
х2-21х+20=0
х=20, х=1
х2-30х+224=0  
Оценка старшего по группе.
                                         4. ЛИЧНЫЙ РЕЙТИНГ        
Предлагается серия уравнений группами: парами, тройками и т.д.. у каждого на парте алфавит, где каждая буква соответствует цифре от 1 до 33. Корень уравнения зашифровывается буквой, из букв по числу корней составляется слово. Например, 
                                 х2-21х+20=0,  х2-30х+224=0    
                            х1=1 – а, х2=20 – т, х1=14 – м, х2=16 – о    АТОМ
По каждому  расшифрованному слову дается озвученная информация с компьютера.
Итог урока. Рефлексия.
     Домашнее задание: составить задачу, аналогичную решенным в классе.
15