Тренинг на тему «Дремлющий вулкан – гнев внутри меня»
«Дремлющий вулкан – гнев внутри меня»
Цель: исследование своих негативных эмоций; освобождение от накопившейся агрессии, злости, гнева.
1. Комплимент. Ритуал приветствия.
Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.
Ход: Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
2. Игра-тренинг «Камушек в ботинке».
Ход игры: Участники сидят в кругу. Затем задается вопрос: «Что случилось?» По кругу все делятся впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его. Найти удобное положение для ноги. Но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и встряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный. И мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как бритвы краями». Так, маленькая проблема становится большой неприятностью».
Затем необходимо сказать участникам: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованны, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек в ботинке, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах раньше, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймем, что вам что-то мешает. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».
3. Упражнение «Нет обидам»
Цель: растворение чувства обиды.
Ход: Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично, Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: «Перед моим внутренним взором появляется человек (кто?)». Повторите это 5 раз. Затем: «Образ становится все более четким». После некоторой паузы: «Образ стоит передо мной». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем воображении на 2-3 минуты, а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: «Образ уходит» (2-4 раза), «Образ исчез».
Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым, улыбающимся. Вообразите, что с вами происходит только хорошее.
Это упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте это упражнение один раз в день в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить.
Проанализируем, что чувствовал каждый из вас при выполнении этого упражнения.
4. игра «Разрывание бумаги».
Цель: выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощение скованных, сближение участников.
Материалы: старые газеты и журналы, либо другая ненужная бумага.
Ход: вначале игры объяснить, что упражнение позволит участникам освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.
Затем можно начать разрывать газеты или журналы и показать, как это делается. Необходимо дать понять, что размер кусочков нестолько важен. Кусочки бумаги бросаем в центр комнаты и после того, как куча становится большой, все вместе принимаемся активно разгребать кусочки в воздух. Они разлетаются по всему помещению.
5. Рефлексия.
6.Прощание.
15