«Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему».


Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Долгиной Н. Ю.
Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему». 7 класс
Цели:
Обучающая.
Учащиеся должны :знать:
- структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;
- отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.
Уметь:
- писать сочинение рассуждение-размышление;
- анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
- выразительно читать текст и делать сообщение;
- проводить словарную работу и анализ текста по плану;
- отбирать языковые средства для оформления сочинения;
- составлять план сочинения;
- работать коллективно и самостоятельно;
понимать различие между видами рассуждения, структуру рассуждения.
2. Развивающая:
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие всех видов речевой деятельности;
- расширять словарный запас.
3. Воспитательная:
- способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку;
- способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Оборудование:
- телевизор, компьютер;
- презентация;
- алгоритм построения сочинения – рассуждения;
- схема « Виды рассуждений»;
- таблица «Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления».
Этапы урока задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат Методическое обеспечение деятельности учащихся
I.Самоопределение к деятельности.
1 мин. Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности: Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой. Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей Учащиеся готовы к работе. II.Актуализация знаний.
8 мин. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности. Что такое рассуждение?
Какие 3 типа рассуждения нам известны?
У кого возникли сложности?
Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения - рассуждению-размышлению?

Что мы узнали в этом году о строении рассуждения- размышления?
Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления? Слушают учителя, вопрос, высказывают своё мнение, индивидуально заполняют схему, обосновывают свои ответы, проводят самоконтроль и взаимоконтроль в парах, делают выводы о видах рассуждений, сопоставив свои выводы со схемой « Виды рассуждений»
Проводят коррекцию записей по образцу схемы « Виды рассуждений»
Когда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать?
Как поступить?
Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.
Работают с алгоритмом фронтально.
-Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.
Или
-Альтернативные вопросы (соединены союзом или).
-Беседа с самим собой.
-Выбор варианта ответа.
Работают с памяткой: Языковые средства для оформления сочинения - рассуждения. Используют языковые штампы для создания собственных рассуждений, выбирают из представленных примеров наиболее уместные. Отвечают правильно на вопросы.
Верно указывают виды рассуждений.
Верно определяют задачу рассуждения-размышления.
Указывают строение и языковые средства рассуждения-размышления.
Презентация.
Схема « Виды рассуждений».
Приложение №1
Схема для самоконтроля и взаимоконтроля.
Приложение №2
Алгоритм.
Строение текста типа рассуждения.
Приложение № 3.
Памятка
Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения.
Приложение № 4
III.Постановка проблемы
5 мин Организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.
О чем мы будем размышлять?
Слушают музыку, слово учителя.
Определяют тему. Самостоятельно определяют тему- самопожертвование, подвиг, героизм.
Презентация (фото А. Матросова, памятника героюIV Усвоение новых знаний и способов действий.
15 мин Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.
Что вы знаете об Александре Матросове?
Работа с текстом и его анализ.
Как вы думаете, почему так сложен?
Что напоминает вам этот треугольник?
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста?
Прочитайте ключевое предложение.
Дайте понятия слов героизм и подвиг.
Выполним словарную работу с данными словами. Учащийся дает историческую справку об А. Матросове.
Слушают историческую справку, подготовленную учащимся.
Читают и слушают текст.
Проводят его анализ по плану, озаглавливают.
Индивидуально вычленяют из текста ключевые предложения.
Предлагают свои варианты толкования слова через подбор синонимов.
Героизм-смелость
Подвиг-смелый поступок
Учащийся-эксперт проводит словарную работу, дает этимологию слов, составляет с ними словосочетания. (Учащийся-эксперт заранее получает задание к уроку.)
Выполняют словарную работу. Делают записи в тетради.
Героизм-отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
От ( старосл.) « подвигнуться»- « потрудиться, совершить подвиг»
Совершить подвиг
Проявить героизм В ходе анализа текста верно определяют тему, основную мысль текста, отвечая на вопросы, формируют представление о понятии подвиг, героизм. Сообщение учащегося.
Приложение №5 Текст.
Приложение №6
V.Первичное закрепление .10 мин Отработка и закрепление новых знаний, способов действий. Знаете ли вы примеры героических поступков? Примеры героизма?
Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопрос: « Есть ли в жизни место подвигу?»
Составим план нашего сочинения.
Какой тезис мы используем?
Какие аргументы используем?
Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать?
В качестве вывода я предлагаю вам слова М. Горького.
Приводят примеры (исторические и современные) проявления героизма- реализация индивидуального исследования ( реализация домашнего задания).
Составляют план сочинения.
Вопрос -
Есть ли в жизни место подвигу.
- Самопожертвование А. Матросова.
- Героизм Д. Разумовского.
- собственный пример
Делают вывод, что во все времена было место подвигу в жизни человека, остается оно и в наше время.
«В жизни всегда есть место подвигу».
Приводят собственные примеры героизма.
Учащиеся приводят примеры героического поступка наших современников из художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, сети Интернет и личного опыта.
Формулируют тезис, аргументы, вывод сочинения.
Отвечают на поставленный вопрос, используя примеры, приведенные на уроке в качестве доказательств собственных размышлений.
Презентация, план сочинения.
Приложение №7
VI.Закрепление. Творческая работа.
Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для творческой работы по новому материалу, осмысления изученного материала, глубины его понимания. О чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего урока?
Что вы знаете?
Что вы умеете?
Индивидуально работают над сочинением рассуждением-размышлением « Есть ли в жизни место подвигу».
Структуру и отличительные особенности типа речи рассуждения-размышления.
Как писать сочинение рассуждение - размышление.
Производить сбор материал для сочинения, составлять план сочинения рассуждения- размышления. Сочинение рассуждение-размышление « Есть ли в жизни место подвигу». Памятка, алгоритм.
План.
Приложение №3,4,7.
VII.Рефлексия деятельности.
2 мин Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.
Героизм- это вершина проявления нравственных качеств человека.
Перед вами пирамида. Оцените, на какой ее ступени усвоения материала по теме вы находитесь: на вершине или в середине пути? Индивидуально выражают степень интереса к теме, определяют уровень ее усвоения, выставляя себе оценку, определяя ступень пирамиды. Определяют индивидуальный
уровень овладения темой. Приложение № 8
Приложения к уроку
Приложение № 1
Схема « Виды рассуждений»


Рассуждение

Рассуждение-объяснение Рассуждение - доказательство
Рассуждение - размышление.
риложение № 2
Схема для самоконтроля и взаимоконтроля.
Правильность. 2. Полнота. 3. Последовательность. 4. Структура. 5. Самостоятельность ответа.
Приложение № 3
Алгоритм.
Строение текста типа рассуждения.
Вступление. Тезис.
Основная часть. Аргументы (доказательства с примерами).
1
2
3
Заключение. Вывод.
Приложение № 4
Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения
Виды
рассуждения Вводные слова,
наречия Союзы Речевые обороты
Доказательство Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например. Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что…;
отсюда заключаем, что…;
из чего вытекает, что…;
это позволяет предположить, что…;
предположим, что…; допустим, что…;
доказательством служит…;
об этом свидетельствует…
Объяснение Например, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем…;
укажем на причины…;
это объясняется тем, что…;
это зависит от …;
это связано с тем, что…;
это является следствием того, что…
Размышление По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образомПоскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, чтоЯ полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…
Приложение №5
(Сообщение учащегося об Александре Матросове)
Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно). Похоронен в городе Великие Луки.
Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.
Приложение № 6
"Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.
- Я пойду! - сказал он решительно.
Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:
- Иди.
И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.
Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:
- Вперед!
Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.
Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»Приложение № 7
План.
Вступление. Тезис . Есть ли в нашей жизни место подвигу?
Основная часть. Аргументы
1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.
2 Героизм Дмитрия Разумовского.
3 ( собственный пример)
Заключение. Вывод. «В жизни всегда есть место подвигу».
Приложение № 8
5
4
3
2
1