Русский язык (развитие речи) Тема урока: Кошка гуляет сама по себе и возвращается к людя
Учитель: Л.Ю. Боганова
Класс: 4
Предмет: Русский язык (развитие речи)
Тема урока: Кошка гуляет сама по себе и возвращается к людям
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
Формирование коммуникативных навыков общения. Совершенствование общеучебных умений.
Изучение особенностей сочинения-описания с элементами повествования.
Задачи:
Способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса. Развивать навык выразительного чтения. Учить школьников рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины В.Джеймса «Кот на окне».
Проанализировать повадки животных через произведения А.Усачева, М.Придворова.
Способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним. Продолжить формирование экологической культуры.
Пояснительная записка
Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.
Интегрированный урок выступает как эффективное средство обучения, так как используется приемлемое сочетание предметов для интеграции, реализуется интегративно-тематический подход, осуществляется тщательный отбор содержания материала. Интегрированный урок, на котором чётко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.
На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):
объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся);
частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику).
Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Для снятия статического напряжения на уроке проводится смена видов деятельности (мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением).
В ходе урока идет формирование общеучебных (надпредметных) умений:
учебно-интеллектуальные (выразительность чтение, умение сравнивать, обобщать, выделять главное);
учебно-информационные (работа с книгой, пользование справочной литературой);
учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы).
В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.
Ход урока (этапы урока, их содержание):
I.Организационный момент
Что за зверь со мной играет? -Не мычит, не ржёт, не лает,Нападает на клубки,Прячет в лапах коготки.
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается.
Даже по железной крышеХодит тихо, тише мыши.На охоту ночью выйдетИ как днем все видит.Часто спит, а после снаУмывается она.
-О ком все эти загадки?
+Конечно о кошке.
Итак, речь сегодня на уроке пойдёт о кошках. Мы с вами будем не только говорить, но и порассуждаем, а о чём могут мечтать кошки?
- А тему нашего урока я бы обозначила так: «Кошка гуляет сама по себе и возвращается к людям.
Учитель:
Кошки на нас не похожи нисколько:
Кошки есть кошки.
Кошки – и только!
Не надевают пальто и шляпы,
Не обувают в ботинки лапы.
Могут, в отличье от вас и меня,
Хоть целые сутки лежать у огня.
Кошкам не надо ходить в конторы,
Вступать в бессмысленные разговоры,
В шашки и прочие игры играть,
За временем гнаться
И время терять.
А мы не похожи
На Кошек нисколько:
Мы – только люди.
Люди – и только!
У. Дж. Смит
Учитель:Люди говорят о кошках просто так, ради собственного удовольствия. Кроме этой, у нас есть еще несколько причин для разговора о кошках:
кошка стала символом наступившего 2011 года;
нам есть, что вспомнить об этих животных - мы читали о них множество литературных произведений и смотрели интересные мультфильмы;
кошка – это загадка, поэтому, попытаемся ее разгадать.
Сообщения учеников по теме
1. Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники.
2. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь. На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.
Учитель:
Действительно, кошка вошла в жизнь человека с древнейших времён. Причём, оставаясь абсолютно независимой, она умудрилась занять одно из первых мест во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Являясь надёжными друзьями и музами многих творческих людей, кошки вдохновляли и продолжают вдохновлять писателей, поэтов и музыкантов на создание произведений, которые пытаются передать всё разнообразие характеров и привычек этих удивительных животных.
Самые первые литературные источники, в которых упоминаются кошки, были обнаружены в Китае. Эти источники датируются шестым веком нашей эры. В дальнейшем появляется всё больше произведений документальной и художественной литературы, посвящённой кошкам.
II. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
Беседа с учащимися
Ребята, вспомните литературные произведения, главными героями которых являются кошки, назовите их авторов.
Какие народные представления о кошках вам известны?
«Черная кошка дорогу перебежала - быть беде»
«Кошка на человека тянется - к обнове»
«Кошка моется - гостей зазывает»
Существует много фразеологизмов об этих животных. Вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить их смысл
«Кот наплакал»
«На душе кошки скребут»
«Купить кота в мешке»
«Кот из дома - мыши в пляс»
III. Накопление нового материала.
Учитель:
1 марта отмечается Всемирный день кошек.
В мире существуют музеи кошек. Есть такой музей и в Москве. Главная его достопримечательность - это пушистый сибирский кот Бонифаций, который встречает и провожает гостей, трется об их ноги.
А теперь предлагаю продолжить разговор о кошках в стихах. В литературных произведениях эти животные предстают перед читателями хитрыми, иногда коварными (Кот Баюн помогает Бабе Яге), но всегда очень умными (Кот ученый).
Давайте почитаем стихи о котах и кошках и составим предложения, которые бы характеризовали наших любимцев.
Далее дети читают заранее подготовленные стихи, остальные участвуют в беседе, составляют описание того или иного представителя кошачьего семейства.
Предлагаю такие стихи о котах.
Валентин Гафт
Кот мой свернулся калачиком,
Глазки блеснули во тьме,
Это работают датчики
Где-то в кошачьем уме.
Ушки стоят - как локаторы,
Слушают тайную тьму,
Все, что в его трансформаторе,
Он не отдаст никому!
Валентин Гафт
Когда твоя кошка откроет глаза,
В них солнце войдёт, как в окошко.
Когда твоя кошка закроет глаза,
Свет солнца останется в кошке.
Недаром в ночной темноте, говорят,
Кошачьи глаза, как два солнца, горят!
Некоторые поэты сравнивают кота даже со временем суток:
А.Усачев. Вечер-кот
Как кот, за пернатым певцом, подбирается вечер,
Убавив до шепота уличный шум и трезвон.
Пушистыми лапами тянется к солнцу на встречу,
Но птица дневная скрывается за горизонт.
А кот, повозившись на крышах и вылизав лапы,
Устроится спать, прижимаясь к затихшим домам.
Пощурится сонно, взглянув на мерцающий запад.
Зевнет, облизнувшись, и снами потянется к нам.
Психологи утверждают, что кошки оказывают на человека благоприятное эмоциональное воздействие. Если у вас плохое настроение, и вы грустите – посадите к себе на колени пушистого питомца. Он вас поймет.
Тим Собакин. Любимый звук
Звук мурррчащего Кота -
самый мой любимый звук.
Это вам не тра-та-та,
это вам не стук-тук-тук.
Я печалюсь от бум-бум,
часто хмурюсь от бам-бам,
создающих жуткий шум,
создающих страшный гам!
Если вдруг заметит Кот,
что печален я и хмур,
тотчас песню запоёт
под названием
МУР-МУР.
Так уютно мне,
Когда
в тишине услышу вдруг
звук мурррчащего Кота -
самый
мой
любимый
звук.
Человек и кошка живут рядом уже более пяти тысяч лет. К сожалению, люди иногда забывают о том, что они в ответе за тех, кого приручили.
Лина Макс
Под дождем одна
мокну.
Что теперь со мной
будет?
А вокруг домов
окна,
Из окон глядят
люди.
Но закрыты все
двери.
Все равно я ждать.
буду,
Потому что я.
верю,
Что произойдет
чудо!
Чудо - это так
просто!
Палочкой взмахнет
фея -
Пригласи меня
в гости,
Высуши меня
феном,
Назови меня
милой,
Молока плесни
в миску.
Если ты пройдешь
Мимо
Может и не быть
киски.
Делаем вывод: от поступков людей зависит судьба всего живого на земле.
М.Придворов. О пользе кошек
Кошки разные нужны, кошки всякие важны:
Черепаховой окраски, всех оттенков рыжины.
В очень черную расцветку,
С треугольной белой меткой,
Кошки серые как тени,
Из полос переплетений...
Выбирай-ка самых лучших
Из мурлышек и мяучек,
Из царап и попрошаек,
Из игрушей и мешаек.
Поделись теплом и светом,
Простоквашей и котлетой.
Добрым словом, мягким креслом,
Уважением. И если
Ты расстроишься случайно,
Кошка тёплая мурчанем
Мысли грустные согреет.
Приласкай её скорее!
В конце беседы у детей в тетради появляются предложения, например:
«Коты очень умные, их мозг похож на «мурчащий» трансформатор».
«Кошка приходит в дом так же грациозно и легко, как летний вечер».
«Настроение кошки зависит от настроения ее хозяина. Если этот хозяин есть».
«Люди издавна приручили котов, а может, это кошки приручили нас?»
И др.
Многие художники полагают, что кошки очень похожи на людей. Таково мнение известной художницы из Санкт-Петербурга Татьяны Родионовой.
Подготовленное сообщение ученика о Т. Родионовой:
Живет под Питером замечательный человек - художница Татьяна Родионова.С большим удовольствием она рисует кошек. По её мнению, кошки похожи на цветы. Вот как она пишет о себе: “Я живу в пригороде Петербурга. У меня 5 кошек. Все они живут на свободе, т. е. когда хотят приходят, когда хотят уходят, иногда надолго. Зимой приводят своих друзей подхарчиться. И служат для меня источником вдохновения”.
«Рисовать я училась в художественной школе при институте Репина в Петербурге. Однажды мне подарили подборку стихов о кошках и мне очень захотелось проиллюстрировать эти стихи. Вот так все и началось. Вот уже восемь лет я рисую кошек».
В Петербурге традиционно проводят выставку картин с изображением кошек. Татьяна Родионова принимала участие в выставке в 2005 году. За две недели было продано около 130 её работ. Семь работ было украдено. Это тоже сильно польстило автору: плохие работы красть не станут.
Я предлагаю порадовать себя просмотром картин этой художницы
(презентация «Кошки Т.Родионовой»)
После просмотра презентации:
Какими видит котов и кошек художница?
Что необычного в ее картинах?
(Необычность взгляда художницы на хвостатых любимцев в том, что она их видит в роли людей: они читают газеты, катаются на машине, гуляют с детьми, поэтому вывод может быть таким - кошки как люди, с теми же бедами и проблемами. Эта же мысль содержится и в песне Андрея Усачева: «Вот нет только кошек у кошек. Ах, как же им грустно без них»).
Почему же кошки грустят?
Домашним заданием к уроку для вас было знакомство с картиной В.Джеймса «Кот на окне», репродукция которой есть в учебнике «Русский язык. Часть 1». Обратимся к ней.
IV. Работа с картиной:
Что изображено на картине? Порассуждаем, что это за окно: в комнате, в подъезде, на каком этаже? (объясни свою точку зрения)
Кот, сидящий на окне, явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг. Представьте, что каждый из вас – тот самый кот. Подумайте и озвучьте «кошачьи» мысли о том, что вы видите из окна (ответы детей, запись в тетради).
V. Творческая мастерская.
Поэт Михаил Придворов (одно из его стихотворений прозвучало на уроке) написал очень много стихов о кошках и выпустил книгу, которая так и называется «Кошкина книга».
Вы – люди творческие и пишите стихи не первый год. Я думаю, что вы вполне можете написать свою «Кошкину книгу». А те из вас, кто уже размышлял о кошках в стихах, представят сейчас нам свои произведения.
VI. Рефлексия
В заключение урока я хочу обратиться к словам писателя Д.Дефо: «У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества». Я желаю вам, чтобы ваши кошки, погуляв сами по себе, всегда возвращались домой. Не будьте одиноки.
Спасибо за работу.
План
Пейзаж за окном.
Мой любимый кот.
Мурзик наблюдает и размышляет.
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
Я живу в большом и высоком доме. Из нашего дома видны крыши соседних домов, деревья, дороги.
У меня есть кот Мурзик. Я люблю своего кота за то, что он красивый и умный. Мурзик очень любит сидеть на подоконнике раскрытого окна, особенно в такую зимнюю солнечную погоду.
Сидя на окне Мурзик наблюдает за птичками и пешеходами, движущимися машинами. Он размышляет о том, куда и почему спешат люди, куда едут машины. Ему хочется побегать по белому снежку и вернуться в тёплую комнату. Мой кот может часами сидеть на подоконнике и наблюдать, как оживает улица, когда наступает новое зимнее утро.
План
Где живёт кот?
Какая жизнь за окном?
О чём думает кот, сидя на окне?
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
В большом многоэтажном доме в одной из квартир жил чёрный кот. Стоял зимний, солнечный день. В раскрытое окно светило и грело солнце.
Сидя на подоконнике открытого окна кот наблюдал за жизнью на улице. Он видел проходящих по улице людей, проезжающие машины. Кот смотрел на летающих птиц. Он долго сидел на окне, ему нравилось наблюдать за всеми.
Он думал о том, что у всех своя жизнь. Ему тоже хотелось погулять по улице, а потом вернуться в свою тёплую квартиру.
План
Увидеть мир.
Открытое окно.
Вид за окном.
Погода.
Всё происходило ранним зимним утром, когда все ещё спали. В девятиэтажном доме жил кот по имени Васька. Однажды ему захотелось увидеть мир улицы своими глазами.
Он вышел из квартиры погулять и увидел, что в подъезде открыто окно. Это был шестой или седьмой этаж. Васька забрался на подоконник раскрытого окна, устроился поудобнее и стал смотреть на улицу.
Кот увидел много домов, нони в одном из них не было света. Дома были ниже уровня, где сидел кот (это были пятиэтажные дома). На их крышах лежал снег. Васька смотрел на улицу и дышал свежим воздухом.
Кот сидел очень долго и наслаждался погодой. Ему даже не было холодно в это зимнее утро.
План
Раскрытое окно.
чёрный кот на окне.
Кот мечтает.
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
На картине Вилли Джеймса «Кот на окне» я вижу раскрытое окно подъезда. За окном зимний день, падает снег, крыши соседних домов покрыты инеем.
На подоконнике сидит чёрный кот. Его выпустили погулять. Кот взобрался на поддонник. Он уселся поудобней. В такой позе он сидит давно. Ему нравится сидеть на окне. Кот сверху видит машины, животных, людей. Сидя на подоконнике, он наблюдает за тем, как в городе кипит жизнь.
Он мечтае о прогулке по снегу. Ему хочется подышать свежим воздухом, пробежаться по первому снежку. Но кот остаётся на окне – это его любимое место.
План
Любимое занятие Дака.
Заманчивая улица очень опасна.
Друзья Дака.
Мечты Дака.
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
Художник Вилли Джеймс жил в высоком доме. Его любимый кот Дак очень любил сидеть на подоконнике кухонного окна и смотреть на улицу.
В кухне тепло, а на улице так пасмурно, холодно и по-зимнему морозно. Соседние дома низкие, поэтому Дакку хорошо видны заснеженные крыши, печные трубы, из которых идёт лёгкий дымок. Сидя на окне, кот видит движущиеся по дороге точки. Дак уже знает, что это машины и люди. Он однажды побывал уже там и чуть не погиб.
С большим удовольствием Дак играет с птичками, которые прилетают на окно.
Дак частенько мечтает о том, чтобы у него выросли крылья. И тогда он смог бы как птицы летать над крышами соседних домов и дышать свежим воздухом. Погружённый в свои мечты, он часами сидит на подоконнике, пригревшись на солнышке.
План
Передний план картины.
Размышления кота.
Всё на том месте.
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
На картине Вили Джеймса «Кот на окне» я вижу очень высокий дом. Видно, что картина написана морозным утром.
На подоконнике раскрытого окна сидит кот. Он сидит давно и размышляет о том, как едут машины и куда-то спешат пешеходы в это раннее время. Может даже наблюдает, как поднимается солнце и думает о том, что когда-нибудь увидит линию горизонта. Ведь из-за домов напротив её не видно. Он мечтает побывать на широком золотом поле и увидеть, как поднимается золотое солнце и всюду становится светло.
Но он подобно одуванчику из рассказа Б. Сергуненкова сидит на том же окне и смотрит на те же разноцветные машины, на спешащих куда-то людей.
План
Открытое окно.
Кот на окне.
Размышления.
«О чём размышляет кот, сидя на окне?»
На картине Вилли Джеймса изображёно открытое окно лестничной площадки, из которого видны крыши соседних домов. На подоконнике сидит чёрный кот.
Кот ждёт своего друга. Сидя на окне, он наблюдает за пешеходами, которые куда-то спешат.
Кот думает о том, что у всех кого он видит в утро морозное утро своя жизнь. А на улице холодно, идёт снег. Но вот сквозь мрачные тучи прорывается солнце. Его лучи согревают кота и он продолжает сидеть на окне и ждать своего друга. Ему не терпится показать другу всю эту красоту.