Исследовательская работа Литературное творчество поэта- земляка Фаины Анатольевны Горчаковой
Научно-практическая конференция молодых исследователей
« Шаг в будущее – 2016»
Направление: Литературное краеведение
« Литературное творчество поэта - земляка Фаины Анатольевны Горчаковой»
Село Плешково Ишимского района Тюменской области
Бакланова Полина Андреевна
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Плешковская средняя общеобразовательная школа
7 класс
Научный руководитель:
Фогель Мария Андреевна
русского языка и литературы
МАОУ Плешковская средняя
общеобразовательная школа
2016 год
Оглавление:
Аннотация
Научная статья
Истоки творчества
Основные темы и изобразительно- выразительные средства поэзии поэта – земляка.
« Литературное творчество поэта – земляка Фаины Анатольевны Горчаковой»
Бакланова Полина Андреевна
Тюменская область Ишимский район село Плешково
МАОУ Плешковская СОШ, 7 класс
«Аннотация»
Данная работа посвящена изучению творчества поэта – земляка Фаины Анатольевны Горчаковой
Подлинное краеведение – это всегда краелюбие. Как говорил академик Д. Лихачев: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость».
Действительно, детей надо воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще, а на делах своих земляков. История родного края неразрывно связана с жизнью людей. Именно они создают ее, вносят свой личный вклад в развитие общества.
Литературное краеведение - это возможность повысить свои знания в области литературы , познакомиться с редкими изданиями, литературными традициями, изучить рецензии на книги, которые являются литературным наследием, таким образом, открыть для себя много нового и интересного.
Особенно интересно в литературном краеведение изучение поэзии.
Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю. Строки, проникнутые теплом и любовью, способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе.
Цель работы: познакомиться с биографией поэта-земляка, определить основные темы, изобразительно-выразительные средства в поэзии Фаины Анатольевны.
Задачи исследования:
1.Изучить биографию поэта
2.Исследовать основные темы стихотворений Ф.А. Горчаковой
3.Провести анализ изобразительно-выразительных средств поэзии Ф.А Горчаковой.
4.Раскрыть своеобразный мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.
Объект исследования: творчество поэта-земляка Ф.А Горчаковой
Предмет исследования: стихи поэта-земляка Ф.А Горчаковой
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Интервьюирование.
3. Систематизация собранного материала
Гипотеза: Мы предполагаем, что материалы нашей работы повысят познавательный интерес к творчеству местных поэтов, помогут творчеству увидеть неброскую красоту сибирской природы, научат чувствовать поэзию стиха.
Практическая значимость: Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, также использовать на урока литературы в разделе « литературное краеведение», готовый материал может быть использован на экскурсиях в школьном музеи, школьной библиотеке , на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Темы природы, любви к родному краю являются главными в лирике , следовательно творчество поэта способствует воспитанию чувства любви к малой Родине, что особенно актуально в год 85-ти летия Ишимского района. Творчество Фаины Анатольевны является достоянием жителей области и района. У поэта есть яркие, удивительно точные образы, мотивы, указывающие на оригинальность стиля и глубину таланта, просматривается многообразие тем. В ее проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, русская душа и глубокая любовь к Ишимскому краю.
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной , потому что я познакомилась с биографией и творчеством поэта - земляка.
« Литературное творчество поэта – земляка Фаины Анатольевны Горчаковой»
Бакланова Полина Андреевна
Тюменская область Ишимский район село Плешково
МАОУ Плешковская СОШ, 7 класс
II «Научная статья»
1.Истоки творчества
Родилась Фаина Анатольевна Горчакова в деревне Болгачиново Аньковского района (ныне Ильинский район) Ивановской области в 1940 году. Послевоенные годы были трудными, но верилось в светлое будущее. Не хотелось расставаться со школой: с учителями, друзьями, с особой аурой детства, которая царит в ней. Ей нравилась школьная атмосфера, её кипучая жизнь. Фаина Анатольевна отчетливо помнит, как желала вернуться в школу, навсегда связать с ней свою судьбу. Мечта сбылась…
Позади Шуйский педагогический институт, специальность: учитель начальных классов. Захотелось романтики: с подружкой написали письмо в Министерство образования с просьбой отправить в новостроящиеся города Сибири. И вот они в Омской области в селе Салтаим. Но учителя начальных классов не требовались, пришлось начинать с истории, изобразительного искусства, музыки. Здесь Фаина Анатольевна встретила своего попутчика жизни Виктора. После двух лет работы в Салтаимской школе её перевели директором в соседнюю школу села Калцгино. Проработав три года, она вынуждена была переехать в другое место, так как имеющийся в селе сырзавод закрыли, люди стали разъезжаться.
1969 год. Город Ишим, районный отдел народного образования. Предложили Плешковскую среднюю школу, согласилась, стала учителем начальных классов.
За 43 года педагогической деятельности у Фаины Анатольевны ни разу не возникла мысль о смене профессии, хотя в сложный экономический период многие коллеги вынуждены были поменять специальность.
Одаренная от природы Фаина Анатольевна научилась играть на баяне, поэтому уроки музыки в её классе любили все ученики.
Труд Фаины Анатольевны достойно оценен, она награждена правительственной наградой «Отличник Народного просвещения». Имеет грамоту «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся» по линии главного управления народного образования Тюменского облисполкома, грамоты за хорошую подготовку детей к районным олимпиадам по линии отдела образования администрации муниципального образования Ишимского района, юбилейные и благодарственные грамоты.
С сентября 2007 года Фаина Анатольевна Горчакова завершила педагогическую деятельность и ушла на заслуженный отдых.
Фаина Анатольевна не только прекрасный учитель, она прекрасная мать, хозяйка, труженица и просто женщина.
Вместе с мужем она воспитала двух сыновей, оба получили высшее образование, подарили родителям четырёх внуков.
…
Находясь на заслуженном отдыхе, Фаина Анатольевна принимает активное участие в жизни села. Вместе с мужем они превратили свой дом в сказочный расписной терем с прекрасным цветником и огородом.
« Литературное творчество поэта – земляка Фаины Анатольевны Горчаковой»
Бакланова Полина Андреевна
Тюменская область Ишимский район село Плешково
МАОУ Плешковская СОШ, 7 класс
2. Творчество
Благодаря прожитым мгновеньям, запело сердце у Фаины Анатольевны, даровав желание рассказать о чувствах- с лиризмом, светом, тонким ощущением красоты. И это вылилось в слово поэтическое…
Разнообразны темы стихотворений Фаины Анатольевны в них звучат и тема любви к родному краю и тема истории нашего села , тема материнства, природы. Много у поэтессы замечательных сатирических стихов , теплых проникновенных поздравлений. Есть и стихи, посвященные воспоминаниям о детстве, юности, деревне, где родилась поэтесса.
Тема любви к родному краю прослеживается в следующих стихах:
«Моя тихая Родина», «Мой край», «Моя земля», «Моё село», «Родина».
Природой даётся человеку талант, родники плешковские питают дух, а через него и стихи Горчаковой о тихой, милой Родине, о Приишимье:
«Моя тихая Родина».
Как люблю я свой край Приишимье!
Эти ивы, луга и траву у реки.
Выйти в поле и слушать на зорьке,
Как свистят паровозов гудки.
С какой любовью и нежностью пишет Фаина Анатольевна о природе родной земли:
Этот ропот природы так нежен,
Он давно моё сердце завлёк –
Серебристое поле пшеницы
И цветущий во ржи василёк.
Рисуя образ природы, поэтесса подмечает все особенности поля пшеницы, покрытого утром росой, используя эпитет «Серебристое поле». А также используя скрытый риторический вопрос:
Это Родина милая наша,
Где найти уголок тебя краше.
Стихотворение «Мой край» посвящается 75-летию Ишимского района, оно написано в 2006 году.
Моё село – краса земная,
Берёзы, рощи и поля.
Как дорога ты мне на веки,
Моя Ишимская земля!
Чувства любви к Родине Фаина Анатольевна передаёт с помощью обращения к родному краю:
И постоянно повторяю:
«Люблю тебя, мой край родной!»
Душа моя с тобой сроднилась
И нет на свете уголка
Дороже, ближе и роднее,
Чем ты – Ишимская земля.
Стихотворение «Моя земля» тоже посвящено Ишимскому району. С первых строк автор описывает образы природы:
«Кругом леса, поля без края,
В реке Ишим бежит волна».
Пейзажи восхищают читателя своей выразительностью:
«Люблю простор необозримый,
Ковёр цветов на берегу».
Сделать картину живой помогают олицетворения: «Бежит волна», «Дала мне крылья и меня взрастила
Моя Ишимская земля».
Используя метафоры «Ковёр цветов», «Дала мне крылья»; эпитет «Простор необозримый» поэт передаёт благодарность и любовь к Ишимской земле.
Следующее стихотворение «Моё село» о селе Плешково,
посвящено любви к Малой Родине:
«Хорошо Плешково - северное диво
Чудо – Малый Остров все зовут его.
И нигде на свете места нет красивей,
Места нет прекрасней, чем село моё…»
Для передачи чувств поэт использует эпитеты:«Северное диво», «Чудо-Малый Остров»; гиперболу: «И нигде на свете места нет красивей», «Хоть пройди все страны, облети полмира, не найдёшь сторонки сердцу дорогой».Все эти изобразительно-выразительные средства создают образ любимого села Ф.А. Горчаковой.
В стихотворении «Родина» Фаина Анатольевна рисует картины природы ещё более образно и подробно с помощью эпитетов: «Васильковая Русь», «Рощи белых берёз», «Голубой небосвод», «Тёмный клин журавлей», «Тёмно-синяя гладь», «Золотистой реки», «Берег крутой».
Стихи о Малой Родине через описание родной природы дарят нам, читателям, светлую радость, учат нас видеть прекрасное в простых вещах, воспитывают чувство патриотизма в наших сердцах.
Тема истории Ишимского края : «Наш солдат», «Они сражались за Родину», «Дети войны».
В истории нашего края особое место занимает память о Великой Отечественной войне. В 2015 году вся страна отмечала 70-летний юбилей Победы. Мы знаем, что человек, беззаветно любящий свою родину, готов защищать ее и отдать самое дорогое – свою жизнь. В стихотворении «Наш солдат» Фаина Анатольевна вспоминает тяжкие дни испытаний, обрушившиеся на страну во время Великой Отечественной войны:
Уходили мальчишки
Воевать за страну.
Оставляли, рыдая,
Свою мать и жену.
Отец Фаины Анатольевны ушел на фронт с первых дней войны и погиб в ноябре1941 года, поэтому так проникновенно звучат следующие строки:
Защищали, сражаясь,
Нашу Родину-Мать,
И не всем довелось им
В дом вернуться опять.
Не было бы нашей Победы, если бы не русский солдат, как ее отец:
Ради нашего счастья
Он себя не жалел:
Закрывал амбразуры,
В самолётах горел.
В конце стихотворения она обращается к читателю, чтобы он не забывал «Подвиг славных героев»:
С чувством боли читаю
Имена на камнях.
Люди, помните вечно!
Он – герой наш солдат!
Подвиг славных героев
Сохраним навсегда.
Люди! Знайте об этом,
Как опасна война!
Этот призыв особенно актуален в наше неспокойное время, когда во всём мире опасен терроризм и войны, как на Украине и других странах.
В стихотворении «Дети войны» описывается обратная сторона Великой Отечественной войны, жизнь тыла.
С помощью эпитетов автор усиливает ощущение тяжести, лёгшей на плечи детей: «Чёрные тучи», «Хрупкие, нежные руки», «Ноша войны нелегка», с помощью сравнений « Хрупкие, нежные руки, как свечи», рисуется образ ребёнка, перенесшего все тяготы военного времени: голод, холод, непосильную работу:Хрупкие, нежные руки, как свечи,
Сколько же вынесли детские плечи!
В поле, на фронте, в лесу, у станка
Ноша войны вам была нелегка.
Стихотворение насыщено метафорами : «Голод и холод вам спутником были», «Ноша войны вам была нелегка», «Победу ковали», «Головы ваши уже побелели», олицетворений: «Детство у вас отобрала война», «Победа пришла».
Сама поэтесса - ребёнок войны, всё её детство пришлось на самые тяжёлые военные и послевоенные годы, поэтому стихотворение «Дети войны» проникнуто такой болью и чувством гордости за своих соотечественников, это чувство усиливают перечисления тягот: «вьюги, метели, бедность, разруху» и эпитет «Крепкой счастливой будет страна»:
Вас не пугали вьюги, метели,
Бедность, разруху – всё одолели.
Но в сердце надежда теплилась всегда:
Крепкой счастливой будет страна.
Тема природы в следующих стихотворениях: «Весна», «Осень», «Летний вечер», «День весны», «Зима в деревне».
В своём произведении «Весна» автор рисует картину весенней природы с помощью олицетворений: «Весна мчится», «Природа оживает, ликует и поёт», «Бежит ручей», «Весна идёт, несёт»; метафоры: «В зелёном терему», «Свет подснежника»; эпитеты: «Земную красоту», «Весеннему теплу». Всё стихотворение пронизано светлой радостью:
Нам это время года
Так дорого с тобой.
Ведь День 8 марта
Мы празднуем весной.
Чувства грусти в стихотворении «Осень» передаёт Горчакова Ф.А. с помощью олицетворений: «Опустилась осень», «Листья кружат, ложатся, удержаться хотят», «Дремлет река»; эпитетов: «Загадочный вальс», «В холодной воде», «Горький запах», «Оранжевое лето», «Новой весны». Обилие глаголов помогает передать изменения в природе: «Опустели поля», «Пожелтела трава», «Засохли цветы», «Ждать будем». «Не поют птицы», «Кричат журавли».
Фаина Анатольевна с детства любовалась природой, её красотой. В своих стихах она прививает любовь к природе, ведь только у природы мы берем силу, энергию, здоровье.
Стихи, посвященные воспоминаниям : «Детство», «Трезор», «Тропинка детства», «Забытая деревня».
Поэтесса в стихотворении «Детство» с грустью в сердце восклицает:
Ах, как годы летят! Не вернуть их назад.
Не порвётся той юности нить.
Детство! Милое детство моё,
Невозможно тебя позабыть!
Через риторический вопрос: «Где ты детство, куда ты ушло?», через обращения: «Детство! Милое детство моё, невозможно тебя позабыть», через эпитеты: «Деревенское детство, босоногое, славное, милое», «Серебристой росой», «Милое детство», «Небесные дали», через метафоры: «Хороводы цветов», «Юности нить» поэт даёт нам возможность увидеть детство, проведённое в селе, почувствовать печаль от воспоминаний.
С помощью перечисления создаётся образ родной природы:
Всё мне дорого здесь, всё родное вокруг:
Куст ракиты, за лесом река,
И рябины, склонившие головы вниз,
И в небесной дали облака.
Сатирические стихи: «Частушки», «Пенсия».
В частушках переданы переживания автора не только о пенсии:
Села бабушка за стол,
Глубоко вздыхает:
«Как до пенсии дожить-
Денег не хватает?!»
но и о жизни общества:
Захватил Европу кризис,
Вот беда, так вот беда!
Не найти нигде работу,
Поезжайте хоть куда.
***
Высоко взлетели цены
И вперёд будут расти.
Подождите, не спишите,
Дайте дух перевести.
Эти частушки 2008 года актуальны и сейчас.
Стихи-поздравления: «Новогоднее поздравление», «Учитель», «Школьный вечер», «Посвящается выпускникам школы», «Поздравительная ода», «Выпускникам».
В стихотворении «Новогоднее поздравление» к 2011 году царит радостное настроение:
Дед Мороз стучится в двери.
Посох ставит у ворот
Он везет мешок гостинцев,
Ёлку из леса несёт.
Ждём его мы с нетерпеньем
В зимний праздник Новый год
Пусть подарит нам достаток
В дом веселье принесёт
Через олицетворения : «Удача улыбалась», «Мечты стремились», «Счастье разлилось», «Жизнь кипела» автор желает нам благополучия в Новом году, этому же служит поэтический приём - сравнение:
Чтобы жили мы как в сказке,
Ни печали, ни забот.
Мир, надежду и здоровье
Пусть дракончик принесёт!
Всё поэтическое творчество Фаины Анатольевны Горчаковой пронизано высоким чувством патриотизма, светлым чувством любви к Родине, людям, к природе, животным, порой чувством грусти, глубоким философским осмыслением жизни. Читая ее стихи, мы восхищаемся добротой и талантом нашей землячки, красота и нравственная направленность строк ее поэзии остается в памяти и учит нас быть патриотами и людьми с большой буквы.