Конспект урока по русскому языку 2 «в» класс. Тема: Распознавание однокоренных слов.


Конспект урока по русскому языку 2 «в» класс.
Тема: Распознавание однокоренных слов.
Цель: - развитие умений находить корень в слове;
- распознавать группы однокоренных слов;
- отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем ( сходных по звучанию слов)
Этапы урока. Ход урока. Формирование УУД,ТОУУ ( технология оценивания учебных успехов)
I.. Актуализация знаний. - Здравствуйте, ребята.
- Покажите какое у вас сегодня настроение. Я надеюсь, что ваше хорошее настроение будет до конца урока
Минутка чистописания ( в тетради)
- В тетради какую запись должны сделать дальше?
- Напишите число и « Классная работа»
1. Мини-опрос.
– Есть такое определение в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.)
– Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем.
– Что такое корень слова?
– Назовите однокоренные слова с корнем -кос- на основе задания № 1, тема 9 в Рабочей тетради.
– Докажите, что в слове космос нет корня кос-. (Это общая часть, но нет общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос – это не однокоренное слово, в нём нет корня -кос-.)
2. Словарная работа.
– Подберите однокоренные слова к данным:
I вариант – томат.
II вариант – карандаш.
– Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Опрос с опорой на домашнее задание.
– Что такое корень слова?
– Что такое однокоренные слова?
– Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?
– Назовите порядок действий, чтобы правильно выделить корень, по заданию № 9, тема 9 в Рабочей тетради (2, 3, 1).
П. – Найдите корень в слове учитель, используя все три действия (подобрать, объяснить, выделить). Воспользуйтесь подсказкой в тестовом задании № 3, тема 9 в Рабочей тетради. Назовите правильный вариант ответа в этом задании.
Ученики должны назвать перечисленные в задании однокоренные слова, найти слово, через которое можно объяснить слово учитель, и выделить общую часть уч.
– Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 101, «Дидактический материал».
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания 1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118).
После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:
– Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему?
– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.)
– Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)?
– Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?
– Составим план урока.
Какие слова можно назвать однокоренными?
Нахождение по заданному корню однокоренных слов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие нового знания.
На основе упр. 119.
1. – Что общего у слов? (Есть общая часть кол.)
– Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.)
– Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.)
– Как это доказать? Ваши предложения.
Выслушиваются мнения учеников.
– Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов: колокольчик – маленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя.– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?
– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.
– Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.
2. – Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень.
– У всех ли получилось одинаково? (Кол- – колокол.)
– Как же правильно выделить корень?
– Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос.
(Колокол, колокольчик, колокольный – объясняю через слово колокол, значит, корень колокол.)
1. Работа в Рабочей тетради.
Самостоятельное выполнение трёх тестовых заданий № 5, 6, 8, тема 9, с последующей самопроверкой (опора на ключи, которые учитель может записать на доске и показать после выполнения заданий всеми учениками).
2. Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.
3. Словарно-орфоэпическая работа.
На доске записаны слова:
Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.
– Запишите слова. Поставьте ударение.
– Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать поиск.
– Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце книги.)
– Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая может вам помочь.
– Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова, которые у вас записаны.
– Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах? (Ударение падает на последний слог.)
– Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос. Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как называются такие слова? (Словарными.)
– Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь, позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
– Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её проверить?
Упр. 121 – развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон. Ученики называют слова, включая те, которые были в орфоэпическом задании.
4. «Игра в учителя».
Упр. 122 – развивается умение находить ошибки в группах однокоренных слов.
Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачёркивают эти слова. Затем проводится коллективная проверка, и дети самостоятельно записывают слова, выделяют корень.
5. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».
Упр. 103 («Дидактический материал»).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. 1. Игра «Рассели жильцов».
На доске два домика. В первом живут родственники с корнем
-лёд-, а во втором – с корнем -винт-.
– Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.
I вариант – -лёд-. Можно организовать работу в парах.
II вариант – -винт-.
Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.
– Какие слова «остались на улице»? Почему?
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение задания № 3, тема 9.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
1. Работа в Рабочей тетради.
Самостоятельное выполнение трёх тестовых заданий № 5, 6, 8, тема 9, с последующей самопроверкой (опора на ключи, которые учитель может записать на доске и показать после выполнения заданий всеми учениками).
2. Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.
3. Словарно-орфоэпическая работа.
На доске записаны слова:
Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.
– Запишите слова. Поставьте ударение.
– Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать поиск.
– Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце книги.)
– Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая может вам помочь.
– Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова, которые у вас записаны.
– Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах? (Ударение падает на последний слог.)
– Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос. Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как называются такие слова? (Словарными.)
– Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь, позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
– Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её проверить?
Упр. 121 – развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон. Ученики называют слова, включая те, которые были в орфоэпическом задании.
4. «Игра в учителя».
Упр. 122 – развивается умение находить ошибки в группах однокоренных слов.
Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачёркивают эти слова. Затем проводится коллективная проверка, и дети самостоятельно записывают слова, выделяют корень.
5. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».
Упр. 103 («Дидактический материал»).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
ΙV. Итог урока.
– Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? 4 4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение). 4 4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).