Разработка по музыке на тему «Россия – Родина моя. Мелодия.»
Тема урока: «Россия – Родина моя. Мелодия.»4 класс.
Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.
Задачи:
1.Образовательные:
1)Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.
2) Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова
3) Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова
4)Обогащение словаря музыкальных эмоций.
2.Развивающие
1)Развитие музыкальной отзывчивости.
2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)
3) Развитие творческого отношения к музыке.
3.Воспитательные
1) Воспитание умения работать в коллективе.
2)Воспитание уважения друг к другу.
3)Воспитания любви и интереса к музыке.
Конспект урока.
1. Музыка…Сила ее воздействия огромна. Она проникает в душу человека, облагораживает ее, создает настроение, может объединять и сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги. Уже в древности люди знали, что музыка помогает человеку видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывает благородные чувства, характер, красоту поведения.
Значит ли это, что музыкальное произведение может найти прямой, непосредственный путь к сознанию и сердцу каждого слушателя? Нет, так случается далеко не всегда. Язык музыки не всем одинаково понятен. Недостаточно только слушать музыку, надо еще уметь ее слышать. На каждом уроке мы учимся вслушиваться и слышать музыку, открывать для себя этот многогранных мир, выраженный в музыкальных звуках.
2. В музыкальном произведении очень важна мелодия. Что такое мелодия?(греч. melos — пение, музыкальная мысль, выраженная одноголосно).
Михаил Кожевников «Мелодия»
Когда под утро зимушка-зимаНакроет серебром заснувший город,Когда падёт на землю лютый холод,Оставив островки тепла – домаС людьми и жизнью суетной и бренной,
Когда еще всё дремлет поутру,В квартире типовой, обыкновеннойСемь нот затеют древнюю игруНа языке – одном для всей Вселенной...
И вот она – светла, легка, чиста –Мелодия – плывёт неторопливо.Поверю: в мир волшебный и красивыйРаскроет Вечность в этот миг врата...
Мелодия многих композиторов полна народными и близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую…
На этом уроке мы послушаем музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, родившегося на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С.Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы.
Современники С.Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3 концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных…ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»!... Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»
-Что вы представили, слушая эту музыку?(ответы ребят)
3 концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание С.В.Рахманинов
Б.Асафьев говорил о мелодии С.Рахманинова: «…стелется, словно тропа в полях»
Рассказ «Русь» (в рабочей тетради) - прочитать.
- Скажите, могла бы музыка Рахманинова завершить этот рассказ?
«Я русский композитор, - говорил С.В.Рахманинов,- и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка»
Невероятная любовь к своей Родине и талант композитора-мелодиста помогли Сергею Васильевичу Рахманинову создать музыкальный шедевр – концерт для фортепиано с оркестром № 3.
Нет власти времени над тем,Что будет в мире жить веками.Она вокруг ведь правит всем,Так музыка властна над нами.
3. «Я – дирижер».
Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист был так же и дирижером. Кто такой дирижер? (ответы ребят)
Движением рук дирижер поможет оркестру исполнить более плавно мелодию или более отрывисто, чуть быстрее или помедленнее. Сейчас мы с вами попробуем дирижировать фрагмент концерта № 3 С.Рахманинова (показ учителя). Движения ваших рук должны быть плавными, кроме того, слушайте внимательно темп произведения (исполнение ребят).
4. Разучивание песни «Песня о России» (муз.В.Локтева, сл.О.Высотской) Работа над чистотой интонирования, ритмом.