Урок русского языка на тему Имя существительное
Урок русского языка на тему "Имя существительное".
3-й класс
Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи
Предметные:
Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Познакомить с признаками имени существительного.
Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Расширять словарный запас.
Личностные:
Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина 3 класс, часть 1; мультимедийный проектор; листы самоконтроля; сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд №1)
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать.
А работать и писать.
-Тихо сели. Начинаем урок.
- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница зима. (Слайд 2.)
II. Активизация учебной деятельности
- А какой идёт месяц?
1)(запись числа и классной работы)-Ребята, при написании числа мы применяли правила .Какие? (Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная. Шестнадцатое)
2. Минутка чистописания
З зз// З зз 13 QUOTE 1415 зима
- Подберите однокоренные слова к слову зима. ( зимушка, зимний, зимовать, зимовье). Выделим корень.
- Составьте предложение о зиме.
Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег.
- Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
3.Словарная работа
- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята? (снеговик) (Слайд 3.)
Задание: построим снежную горку.(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами). объяснить (проверка устно). (Слайд №4)
зац а о
мроз я е а
cевр о и
зма
кньки
замтает о
- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик «лишнего» слова. Найдите «лишнее» слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов? - На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые
- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Мы узнаем из телеграммы, которую зашифровали.
III. Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация
1.Шифровальщик( Слайд № 5)
В ней буквы зашифрованы: 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7,11, 8, 9, 2. (Каждый ученик получает телеграмму с цифрами. На доске дан ключ к шифру:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Я Е И М С В Л Н О Щ Ь У Т
(На телеграмме получается: имя существительное.)
- Вы догадались, что тема урока
Имя Существительное.(Запись темы урока.)- Правильно, это имена существительные. А что такое имя существительное?( Слайд №6)
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
1)Работа над правилом. (Слайд №7)
-Что же такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
( на доске карточки: имя существительное, часть речи, кто?,что? Предметы)
IV . Первичное усвоение новых знаний.
2)Работа по карточкам. (Слайд № 8)
-А теперь внимание! Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? что?-Запишите слова в два столбика. (Самостоятельно)
Кто? Что?
Собака стол
Жираф часы
Котёнок кино
утюг
пенал
конфеты ( Слайд№9) (Проверка на компьютере).
V. Физкультминутка: На доске плакат (ученики читают хором и маршируют):
Имя существительное, (Слайд №10)
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
- Игра на внимание «Хлопок – молчок»(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
VI. Работа над темой урока.
1) Классификация существительных.(Слайд № 11)
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
2)Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - животные.
Кукла, мячик и гармошка - игрушки.
Лук, редиска, огурцы - овощи.
Молоток, топор, щипцы - инструменты.
Платье, юбка и рубашка - одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка - посуда.
Василек, ромашка, роза - цветы.
Ветер, дождик и морозы - явления природы.
3) Самостоятельная работа.( Слайд №12)
Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?
птицы - цветы -
мебель - животные-
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
4). Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске): (Слайд №13)
Пушистый укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей . Стучит по стволу дерева Только не спит в своей . . .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
V. Физкультминутка. (Слайд№14)Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко ровно глубоко
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают засыпают (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.(2раза)
Дышится легко ровноглубоко
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
Продолжаем работу.
VI. Закрепление изученного. Работа по карточкам
3.Выбери ряд, в котором все существительные - одушевлённые.
мороз, лисица, белочка, норка, медведь, бобр, синичка
звери, лисица, белочка, бобр, хата, синичка
звери, лисица, белочка, медведь, бобр, синичка
звери, лисица, дупло, медведь, бобр, синичка
кустик, лисица, белочка, медведь, синичка
4. Игра «Кто я?»
Соедините слова. Самостоятельная работа.
В школе я - пешеход.
В магазине - ученик.
На улице я - кто? покупатель.
В транспорте я - сын, дочка.
Дома я - пассажир.
5. Зачеркните все слова, которые не относятся к имени существительному
Снег кружится,
Снег ложится
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег упал мороз! (С. Михалков)
VII. Итог урока. (Слайд№15) -Мы с вами построили трёхэтажный дом, в котором живёт имя существительное. Ас остальными этажами этого дома мы познакомимся на следующих уроках
VIII. . Рефлексия «Сегодня на уроке я» (Слайд №16)
- узнал новое
- научился
- было трудно
- всё понял, могу помочь другим
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).
IX. Домашнее задание. - Напишите сочинение о зиме.
15