Конспект урока по чтению и развитию речи в 4 классе на тему Снежная баба по произведению Саши Чёрного


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8. Тел./факс (22) 5-24-48, Эл. почта. Schoolint8@mail.ruОткрытый урок по чтению и развитию речи в 4-а кл.

Учитель Чижова А.В.
Яхрома 2016

Тема. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Снежная баба»
Цель:  Развитие  у детей техники и выразительности чтения, речи.
Задачи:
Знакомство с новым произведением.
Закрепление  и обобщение знаний  детей  о зимних явлениях в природе.
Развитие умения выделять главное.
Развитие умения правильно строить предложения при ответе на вопросы путём их перефразировки.
Формирование умения работать в парах.
Расширение словарного запаса, коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально –волевой сферы.
Воспитывать положительную мотивацию к уроку чтения.
Ход урока
Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья!
  Кивком головы и улыбкой поприветствуйте друг друга. Пожелайте друг другу успехов на уроке.
Разминка.
Сели правильно, приступаем к работе. Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек и органы дыхания, для этого проведём дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика. «Подуй на снежинку»
Цель: Развивать речевое дыхание.
К нам, ребята, залетели снежинки, нам нужно будет сдуть их.
На экране будут появляться снежинки, вы должны будете дуть на них.
2) чистоговорка.
Чтобы лучше нам читать,  надо язычки размять.
Ок-ок-ок –выпал снежок
Ул-ул-ул- ветер подул
Оз-оз-оз пришел мороз
Ом – ом – ом – Гриша катит ком.
- О каком времени года наша чистоговорка? (о зиме.)
-Назовите зимние месяцы.
Проверка домашнего задания.
А о каком времени года мы читаем произведения на уроках чтения,  вспомните. С каким рассказом мы познакомились на прошлом занятии? Рассказ А. Н. Толстого «Ёлка». Вашим домашним заданием было нарисовать рисунки к этому рассказу и ответить на вопросы. Я организовала выставку из ваших рисунков.
1.Как выглядела ёлка, когда её принесли из леса?
2.Что в ней изменилось потом?
3.Как в старину украшали ёлки?
4.Как сейчас украшают ёлки на новый год?
5.Как вы думаете, почему матушка не велела заходить детям в гостиную до вечера?
Затем дети показывают свои рисунки к рассказу: «Ёлка» к 1 части и «Ёлка» ко 2 части, выборочно зачитывают к ним отрывки из текста.
IV.Физ. минутка для глаз.
Прежде чем приступить к чтению нового произведения мы с вами сделаем разминку для глаз. Какой праздник к нам приближается? Я предлагаю вам глазками украсить нашу новогоднюю елку.
Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг.(глазами обводят круг)
Глазкам видеть всё дано: где- окно (смотрят влево), а где –крыльцо (смотрят вправо)
Обведу я снова круг (обводят круг), посмотрю на мир вокруг.
V. Новая тема.
Сообщение темы урока
-Сегодня мы продолжим разговор о зиме.
На уроке мы познакомимся с творчеством Саши Чёрного. Саша Черный – это псевдоним. Что такое псевдоним?
Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря.
Саша Черный – русский поэт, и мы познакомимся сегодня с его стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Его слепили дети ловко, из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка, вместо глазок угольки.
На голову ведро одели и соломенный парик.
А теперь скажи скорее, кто же это? (снеговик)
 Правильно, снеговик.
-А как, мы еще называем снеговика?
Мы сегодня познакомимся со стихотворением Саши Чёрного «Снежная баба»
Словарная работа.
Копна – небольшая куча
Мохнатая – рыхлая, пушистая
В тексте нам встретятся сложные слова, прочитаем их по слогам.
В ва-силь-ко-вомХо-ро-во-дыРаз-ле-те-лисьСи-нег-ла-за-яVI. Чтение произведения учителем.
VII. Чтение стихотворения учащимися.
-Жужжащее чтение.
1-ое четверостишие прочитать вслух.
2-е четверостишие прочитать грустно.
3-е с испугом.
-Чтение по цепочке
VIII. «Минутка отдыха»
Физкультминутка «Снежок». (Н.В. Нищева)Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого),Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней),Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).И совсем-совсем несладкий (грозят пальчиком).Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).И… сломаем (топают).
IX. Анализ произведения на основе вопросов и презентации.
Как звали мальчика?
Какой была погода?
Опишите, какой вы представляете Гришину снежную бабу.
Почему Грише не спалось?
Можно ли назвать Гришу заботливым мальчиком?
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Какие строки ты считаешь смешными? Прочитайте их.
X. Работа в парах.
Восстановить строчки стихотворения (четверостишье)
и выразительно прочитать их.
XI. Домашнее задание.
Научится выразительно читать стихотворение. Ответить на вопросы с.64 -66
XII. Рефлексия.
Стихотворение какого автора читали? Как называется стихотворение?
Чему учит нас это стихотворение Саши Чёрного?
Грустное или весёлое стихотворение мы сегодня читали?
Какое у вас настроение?
Учитель дарит закладки ученикам с изображением Снеговика и проводит в дальнейшем конкурс « Чья закладка дольше прослужит»