Программа элективного курсаТвой выбор (9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЫМ- ТАМАКСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО заместитель по УВР директор школы
_____И.И.Гумерова _______Д.М.Миннуллина _________А.М. Иванов
Протокол №1 от 20.08.2014г _____________2014г Приказ №35 от 29.08.2014г
Программа
элективного курса
для 9 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 27.08.2014г
Составитель:
Евтюхина Галина Викторовна
учитель первой квалификационной категории
2014год
Пояснительная записка
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа элективного курса по профориентации «Твой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твой выбор».
Цели курса:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи: курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Общее количество часов, отводимое на курс в 9 классе -17ч.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по темам курса проводятся практические работы.
В рамках курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке
Перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- правила выбора профессии;
-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
-значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны уметь:
-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
-составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности:
-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Рекомендуемая литература для учителя
1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 клаасы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;
2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;
3. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», Моска «ВАКО»2006год
4. «Профориентация Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Моска «ВАКО»2006год
Рекомендуемая литература для учащихся
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.–М., 2011г.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
“PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.
Учебно-тематический план элективного курса «Твой выбор»
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
Тип
урока
Дата проведения
По плану
фактическая
1
Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие.
Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что»
Представление о себе и выборе профессии.
Профессиональное будущее.
Комбинированный
(Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия)
2
Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование.
(первичная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.
Анкетирование
3
Классификация профессий.
Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»,
классификация профессий по Климову,
игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь.
Комбинированный
4
Темперамент и выбор профессии.
Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер.
Комбинированный
5
Интересы и выбор профессии.
Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е.,
обработка и обсуждение результатов. Обратная связь.
В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам.
Комбинированный
6
Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.
Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок.
Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)
Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь.
Комбинированный
7
Возможности получения профессии
Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО.
Схема получения профессии.
Комбинированный
8
Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления
( анкетирование).
Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение«Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.
В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни.
Комбинированный
Анкетирование
9
Многообразие мира профессий.
Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.
Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь.
В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда.
Комбинированный
10
Труд. Характер труда в профессиональной деятельности.
Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.
Комбинированный
11
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.
Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей.
Комбинированный
12
Как достичь успеха в профессии.
Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» – соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.
Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.
В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.
Комбинированный
13
Профориентационная игра «Спящий город»
Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.
В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.
Комбинированный
14
Учебные заведения г. Октябрьский, сюЮтаза.
Учебные заведения: ВУЗы, СУЗы.
Комбинированный
15
«Образ будущего»
Эссе по схеме (стр 154)
Творческий
16
Коллаж «Моя будущая профессия» Мини – проект « Мой вариант продолжения образования.
Работа в парах.
Мини-проект.(на примере конкретного учреждения)
Творческий
17
Заключительная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования.
Итого
17
Заголовок 1Заголовок 215