Использование мнемотехнических приёмов в коррекции речи детей дошкольного возраста.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. Особенно, это касается детей дошкольного возраста.
От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Формирование связной речи – изначально сложный процесс. Существует ряд методик развития речи, разработанных О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиной и другими педагогами. Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Необходимо учитывать особенности таких детей: они болезненно переживают свой речевой дефект, порой бывают замкнутыми, отгораживаются от своих сверстников барьером необщительного поведения.
По результатам диагностики уровня сформированности навыка построения связного высказывания я отметила у детей следующие недостатки:
- трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций;
- отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
- нарушение логической последовательности изложения (наблюдаются смысловые пропуски);
- недостаточное использование фразовой речи в процессе учебной и игровой деятельности.
Поэтому я поставила перед собой цель – сформировать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию.
Исходя, из результатов диагностических исследований, я стала искать средства организации речевой деятельности детей, чтобы, по словам известного педагога и психолога В.В.Давыдова обеспечить комфортный «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению». И определила основные задачи содержания деятельности по развитию речи дошкольников, которые заключались в формировании у них:
- разных структурных уровней языковой системы (лексики, грамматики, фонетики;
- элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);
- языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
- речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку.
Все эти задачи можно реализовать, используя метод мнемотехники. Это система различных приёмов и способов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Опираясь, на результаты научных исследований педагогов-новаторов Б.Д.Эльконина, Л.Е.Журовой, Т.В. Большевой, Л.Е.Белоусовой, И.М.Ветровой и др. я пришла к выводу, что легче решать задачи, когда поиск правильного решения опирается на специально созданную модель, которая в схематичной форме отражает отношения между объектами.
Использование мнемотехники в процессе коррекции речи имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);
- перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведение.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
- модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
- картинографию;
- коллажи;
- планы-схемы;
- мнемотаблицы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. И как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения;
- контрастные рамки; и др.
Дети учились анализировать объекты по различным параметрам, объединяли представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находили точные, образные слова. Короткая полоска символизировала гнома, длинная – великана, зигзагообразная линия – кого-то злого, волнистая – доброго и т.д. Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям я стала использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогали детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащали словарный запас. Важно учитывать насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса – рыжая, ягода – красная. Позже - усложняла или заменяла другой заставкой - изображала персонажа в графическом виде: лиса – состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, я познакомила детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, я брала на себя обучающую роль, т.е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого произведения я разрабатывала и составляла свою мнемотаблицу, подбирала рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети эмоционально, выразительно воспроизводили произведение.
Знания детей по заученным произведениям отображались в игровых модулях «Сцена», «Сказочная полянка», «Чудо – избушка», «Стена фантазий» и др.
Постепенно дети совместно с педагогом изготавливали мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т.д. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.
Наглядность в виде моделей любого плана, помогает детям в освоение многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т.д. Данное пособие я использую в разных видах детской деятельности. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Для развития навыка творческого рассказывания использую силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т.п.).
Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространёнными предложениями, вводила модели «красивые слова» - употребление детьми качественных прилагательных; «слова – действия» - употребление глаголов. Незаменимое место отводила моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картинно-графических схем, способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делают рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам использую приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Одним из приемов обучения детей связному рассказыванию является логопедическая сказка. (Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков. Сказки В.Волиной, А.Цыферовой). Дети самостоятельно составляют мнемотаблицы и рассказы по ним. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыков последовательного и связного творческого рассказывания задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Мнемотехника прочно вошла в жизнь моих воспитанников. К концу подготовительной группы дети уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов. Практика показала эффективность работы над данной проблемой, это:
- значительное расширение активного словаря у детей;
- усвоение ряда языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний;
- улучшение монологической и диалогической речи.
Использование метода мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием. Но могут быть использованы и в работе с детьми не имеющих недостатков в развитии речи, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей дошкольного возраста.