План-конспект урока по географии в 8 классе «Азовское море: большие проблемы маленького моря»
План-конспект урока по географии в 8 классе.
Тема урока: «Азовское море: большие проблемы маленького моря».
Цель урока:
Изучить географическое положение, водный баланс, видовой состав растительного и животного мира, хозяйственную деятельность человека на Азовском море;
Показать взаимосвязь компонентов в природе и изменения, происходящие в природе моря под влиянием деятельности человека;
Развивать анализирующее мышление учащихся, умение делать обобщающие выводы и составлять краткие конспекты;
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, чувство ответственности.
Оборудование: физическая карта России, атласы России, схемы, таблицы, литература, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент:
1.Класс разбит на 4 группы, в каждой работает консультант;
2.Сообщение целей и задач урока.
II. Новый материал:
1.Исторический экскурс в историю развития Азовского моря;
2.Постановка проблемы учителем и задач для ее исследования классом.
(учитель зачитывает текст) №1 -история возникновения моря
3.Сейчас будем работать по группам. Каждой группе я раздаю задания. От группы должен быть один выступающий.
4. Выступление 1, 2, 3 групп с сообщением характеристики моря и выявления основных причин высокой продуктивности Азова в прошлом.
III. Закрепление материала : по ходу выступления каждой группы класс получает задания.
1 выступление. Чем же манило Азовское море? Конечно, рыбой. Какой?
(по ходу моего сообщения вы должны выписать виды рыб, названные мною, в тетрадь).
Самое маленькое из морей – Азовское, в недалеком прошлом оно было одним из самых продуктивных водоемов мира. Его улов за год составлял 8 тонн на 1 км. Особенно славилось море судаком, белугой, севрюгой. От свежей, копченой, вяленой рыбы ломились прилавки здешних базаров, отсюда везли ее в другие районы.
Азовское море отдавало почти 1/5 части улова всех внутренних водоемов бывшего Советского Союза. В том числе больше половины промысла судака, много тарани, леща, сазана, барабульки(султанки). Но, к сожалению, громкая слава Азова уже в прошлом. Море скудеет на глазах: в рыболовецких сетях все меньше крупной рыбы, а все больше мелкой – хамсы, тюльки.
Итак, на протяжении всего урока мы будем отслеживать каким было море в прошлом и каким оно стало в настоящее время. Поэтому у нас не просто урок-исследование, а еще и проблемный урок и проблема на доске(запишите в тетрадь).
Наша задача выяснить на уроке: Почему падает продуктивность Азовского моря? Можно ли ее восстановить на прежнем уровне? И что для этого можно сделать…
Задания классу: (записать на доске) S = 39 тыс.км2. Объем воды – 0,29 тыс.км2.
Средняя глубина – 7 метров. Максимальная глубина – 15 метров
По ходу выступления
1 группы: Ребята, внимательно слушайте. По ходу ответа вы должны выписать название заливов, островов, морских кос, пролива.
2 группы: Ребята, ваша задача в тетрадях отметить изменения водного баланса и солености вод Азовского моря.
3 группы: Ребята, ваша задача записать виды водорослей, обитающих в Азовском море.
( информация учителя) текст № 2.
4 группы: Ребята, в тетрадях укажите отрицательные черты хозяйственной деятельности человека на Азовском море в виде плана:
1….
2….
3….
IV.Выступление 4 группы.
1. Сдать на проверку тетради 8 человек;
2. Сообщение дополнительного материала учителем с постановкой вопроса:
Какие меры необходимо принять для спасения Азова?
3. Слушаем мнение класса;
4. Мнение учителя
2 Выступление. Ребята! Дополните! Себе в тетради виды рыб из моего сообщения.
Рыбное население Азова, включая Сиваш, представлено 104 видами и подвидами рыб, принадлежащих к 34 семействам. По своему происхождению рыбы моря можно разделить на следующие группы:
- реликты каспийской фауны ( белуга, севрюга, осетр, сельдевые, включая тюльку и большинство бычков),
- атлантические реликты (акула-катран, скат-морская лисица, глосса),
- средиземноморские переселенцы ( хамса, кефаль, камбала, сарган, скат-морской кот),
- рыбы пресноводного происхождения ( окунь, ерш, судак, лещ, плотва),
- акклиматизаторы ( толстолобик, белый амур),
- млекопитающиеся : в Азовском море встречается дельфин – азовкаили пыхтун.
Итак, прослушав ваши сообщения, пришли к выводу, что основными причинами продуктивности Азовского моря в прошлом являются: (на доске). Записать в тетрадь.
Проблема урока: записать в тетрадь
256222524130000Прошлое: Настоящее:
Азовское море – один из самых Продуктивность моря с каждым годом Продуктивных водоемов мира.
падает
Текст № 3
Еще одна проблема Азовского моря: ( используется карта)
Геологоразведочные работы показали, что под дном моря залегают запасы нефти и газа. Особенно значительны запасы газа, имеющие промышленное значение. Азовское море – газоносное море.
Итак, отрицательное влияние человека на Азов очень велико.
Вопрос: Какие меры необходимо принять, чтобы уменьшить отрицательное влияние человека на море?
Слушаем мнение класса.
Мнение учителя.
Вывешивается таблица улова рыбы.
5. Постановка вопроса: Какой путь выбрать? Путь, направленный на снижение солёности и постепенное доведение ее до первоначальных величин или путь, по которому мы идем сейчас? (Мнение класса).
V. Заключение:
1. Подведение итогов урока;
2. Вывод (делает учитель).
Путь, направленный на снижение солености и постепенное доведение до естественных величин, требует значительных материальных затрат. Но ведет к восстановлению природных богатств моря.
Второй путь значительно легче и проще, не требует крупных капиталовложений, но результатом его будет постепенная деградация и гибель природного комплекса.
3.Итог урока: стихотворение Р. Рождественского. «Все меньше окружающей природы ,все больше окружающей среды»
VI. Домашнее задание: составить отчет в виде отдельных глав реферата каждой группе по своему материалу.