Разработка внеклассного мероприятия по математике — Игра Поле чудес
Разработка внеклассного мероприятия по математике - игра «Поле чудес».
Математику только потому надо знать,
Что она ум в порядок приводит!
Введение.
Применение математической игры на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.
Основными целями применения математической игры во внеурочной деятельности являются:
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие волевых качеств;
Контроль знаний;
Мотивация учебной деятельности.
Для математических игр свойственны следующие задачи:
Образовательные, т.к. они способствую прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют кругозор учащихся;
Развивающие – это те, которые развивают у учащихся творческое мышление, способствуют практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях, способствуют развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
Воспитательные: способствуют воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; воспитывают нравственные взгляды и убеждения; способствуют воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Любая математическая игра выполняют ряд функций.
Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать, ученик не сможет участвовать в игре. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности.
Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.
Итак, игра «Поле чудес» с математической направленностью.
Цель игры: познание в области математики.
Задачи игры: расширить и углубить знания в области математики; сконцентрировать внимание на отдельных вопросах; активизировать свои взгляды и убеждения.
Условия игры: определяется возраст игроков (т.е. учащиеся какого класса будут принимать участие в игре)
Оборудование: родителями или самими детьми – старшеклассниками делается круглый стол так, чтобы он мог крутиться. На верхнюю круглую поверхность накладывается бумага с разлинованными секторами, где написаны количество очков, сектор «приз», сектор «банкрот», сектор «плюс».
На переносной доске прикрепляются поочерёдно листочки (формата А-4) обратной стороной с буквой того слова, которое необходимо игрокам отгадать. Прикрепляют их дети – помощники.
Подготовка к игре: выбранные участники игры (их может быть от 10 до 15 человек) приглашаются для проведения блиц-опроса, после проведения остаются только 9 участников, тех, кто первый ответил на каждый последующий вопрос.
Вопросы для блиц-игры:
К серой цапле на урок прилетело семь сорок, а из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей – сорок прилетело на урок?
Перечислите пять дней недели, не называя их по именам.
Сколько раз в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямую линию?
Три столяра в три дня смастерили три стола. Сколько надо столяров, чтобы сделать сто столов?
Летела стая птиц: впереди две птицы, позади две птицы, по бокам две птицы. Сколько всего летело птиц?
Сколько в школе дверных ручек?
Какой песок в реке?
У семи братьев по одной сестре. Много ли детей в семье?
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?
Кто первый дает ответ, тот и остается в команде «Поля чудес» (их должно быть не более 9 человек).
Ход игры (как образец для учащихся 5-х классов):
Ведущий (должен быть учитель или родитель) приглашает к столу первую тройку игроков. Игра начинается. Все задания должны соответствовать возрасту участников. И вот задание на первый тур –
«Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков»
О каком знаке идет речь?
(Ответ – равенство)
Игра продолжается и приглашается вторая тройка игроков.
Задание на второй тур - Одна из цифр в десятичной системе счисления. Считается, что её обозначение появилось впервые в древнем Вавилоне за 2 тыс. лет до нашей эры.
(Ответ – единица)
И, наконец, приглашается третья тройка игроков. Задание на третий тур:
Величина, характеризующая размер геометрической фигуры.
(Ответ – площадь)
Между основной игрой и финалом можно просмотреть музыкальный номер, можно поиграть с залом (зрителями), загадать им загадки математические, шарады, метаграммы, логогрифы.
ПРИМЕРЫ МЕТАГРАММ (если в слове заменить одну букву, то получится другое слово):
Я приношу с собою боль
Лица по форме искажения.
А «Ф» на «П» заменишь коль
То я всего лишь знак сложения. (ФЛЮС – ПЛЮС)
Что это такое?
С «Д» - ветвистый
С «З» - костистый
С «К» - ребристый. (ДУБ-ЗУБ-КУБ)
С «Д» давно я мерой стала
С «Т» уж нет и выше балла. (ПЯДЬ – ПЯТЬ)
Он зверёк не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О»
Будет крупное число. ( СУРОК – СОРОК)
ПРИМЕРЫ ШАРАД (слово, состоящее из двух или нескольких слогов):
Начало – голос птицы
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (КАР*ТИНА)
Первое найдешь средь нот
Второе – лось несёт.
Хочешь целое найти
Так ищи его в пути. (ДО*РОГА)
Моё начало – буква алфавита
Она всегда шипит сердито
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит
То сядет на цветок, то снова улетит. (Ш*МЕЛЬ)
Первая – приставка
Вторая – летний дом,
А в целом решается с трудом. (ЗА*ДАЧА)
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом ты найдешь его
Почти под домом каждым. (ПО*ДВА*Л)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй,
А в целом столик школьный твой. (ПАР*ТЫ)
Число и нота рядом с ним
Да букву припиши согласную
А в целом мастер есть один,
Что мебель делает прекрасную. (СТО*ЛЯ*Р)
ПРИМЕРЫ ЗАГАДОК-СКЛАДОК
Загадка эта нелегка
Пишусь всегда через два «к»
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я ХОККЕЙ
Огромная кошка мелькнет за стволами
Глаза золотые и уши с кистями
Но это не кошка, смотри – берегись,
Идет на охоту коварная РЫСЬ
Опасней всех в реке она
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюкаКонечно, это ЩУКА
На большие расстояния
Мчится он без опоздания
Пишется в конце два «с»
И называется ЭКСПРЕСС
ПРИМЕРЫ ЛОГОГРИФОВ (т.е. это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв)
Я укрываю самолёты
Когда кончаются полёты.
Но ты поставь союз за мной
И стану бурной я рекой. (АНГАР- АНГАРА)
На дне реки в прохладной тьме
Скрывалась я века
Но только «н» прибавишь мне
И я уже река. (ИЛ – НИЛ)
Пойди-ка в сад и погляди
Я там цвету, благоухая
Но «г» поставишь впереди
И в небе я загромыхаю. (РОЗА – ГРОЗА)
Мы всех – и взрослых, и детей
В часы досуга развлекаем.
Но если нам прибавить «т»
Мы их ужасно напугаем. (ИГРЫ – ТИГРЫ)
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну – я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой становлюсь. (ШЕСТ – ШЕСТЬ)
Я не люблю у школьников быть в дневнике
Ему из-за меня вся не мила природа.
Но если внутрь мне поставить «е» посреди
То женского я рода. ДВА – ДЕВА
Игра продолжается и Задание на финал: «Комбинация математических знаков и букв, имеющая самостоятельный смысл и выражающая какое-либо предложение». ОТВЕТ - ФОРМУЛА
После завершения игры, следует наградить всех игроков выставлением оценки «5» по математике. А финалисту игры предложить сыграть супер – игру.
И вот задание на супер – игру: «Точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату».
ОТВЕТ - АЛГОРИТМ
Если игрок угадал слово, ему в качестве подарка – три текущие оценки
«отлично» и сладкий приз. Если не угадал слово, только утешительный приз.
P.S.Все задания для игры можно взять из любых источников.
Я взяла из своих старых записей, сохранённых с 1990 года.
Всем спасибо, всем удачи!