Методическая консультация Организация работы ШМО учителей-предметников в рамках подготовки к ГИА
РАБОТА ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я расскажу вам о работе школьного методического объединения учителей русского языка, литературы, иностранного языка по подготовке к итоговой аттестации.
В наше методическое объединение входят 10 учителей: 5 учителей русского языка и литературы и 5 учителей иностранного языка. Из года в год наши педагоги занимаются подготовкой выпускников к итоговой аттестации, добиваясь хороших результатов в экзаменационных испытаниях.
В условиях современной школы возрастает необходимость и значимость такой работы, поэтому комплексная методическая поддержка педагогов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ - одно из главных направлений работы школьного методического объединения.
Нашим школьным методическим объединением разработана система мероприятий по подготовке учащихся к итоговой аттестации по следующим направлениям:
Работа с нормативно-правовыми документами
Организация работы с учителями-предметниками
Участие в работе творческих группах по подготовке к ГИА
Работа с учащимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Создание банка заданий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Указанные направления ежегодно отражаются в Плане мероприятий ШМО по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
На заседаниях МО учителя-словесники знакомятся с кодификаторами элементов содержания по предметам (КИМ), со спецификацией экзаменационных работ, системой оценивания, демонстрационными вариантами, правилами проведения экзамена.
Обсуждение подобных вопросов позволяет осуществить своеобразное методическое погружение педагогов в проблему. Организация обмена мнениями по наиболее сложным вопросам, возникающим при подготовке и проведении ГИА, всесторонний анализ собственного опыта педагогической деятельности, анализ результатов за предыдущий год, изучение передового опыта, оценка учебных и личностных достижений учащихся помогают нам сформулировать приоритеты в методической работе с учителями и учащимися.
Школьному методическому объединению отводится важная роль в процессе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Этот процесс требует высокого профессионального уровня педагогов. Учитель должен прекрасно владеть содержанием материала, современными образовательными технологиями, постоянно повышать свой методический уровень, вырабатывать собственную систему работы по подготовке к ГИА.
В связи с этим нами проводится тематическое консультирование педагогов МО по следующим темам:
Совершенствование рабочих программ по предмету с учетом результатов ГИА.
Критерии оценивания учебных и личностных достижений обучающихся.
Технология подготовки и проведения групповых и индивидуальных консультаций для учащихся в период подготовки к ГИА.
Разработка технологической карты учебного занятия с учетом требований ЕГЭ.
Роль самостоятельной работы обучающегося по предмету в структуре форм организации познавательной деятельности.
На заседаниях методического объединения проводим анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе ОГЭ и ЕГЭ, разрабатываем систему мер по профилактике типичных учебных затруднений и планы ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Нами разработаны листы достижений учащихся и индивидуальные карты ликвидации пробелов в знаниях учеников, которые ведутся на каждого выпускника 9 и 11 классов.
Анализ проводимых контрольных работ осуществляется по единой схеме, подробно, с определением перспективных задач преподавания, планирования работы с каждым учеником. На каждый класс у нас имеются накопители с диагностическими материалами, анализами и мониторингами, которые ведутся с 5 по 11 класс.
Учителями ШМО разрабатываются
- контрольно-измерительные материалы для осуществления промежуточного итогового контроля,
- дидактические материалы,
- разноуровневые задания по наиболее сложным темам курса,
- тематические консультации для выпускников.
Также результаты ГИА учитываются при составлении рабочих программ, которые рассматриваются и утверждаются на заседании МО, они оснащены контрольно-измерительными материалами на весь учебный год по предмету.
Педагоги МО находятся в постоянном поиске, изучая педагогический опыт по подготовке к ГИА методических объединений других школ, мы участвуем в работе РМО, организуем обмен опытом внутри школьного методического объединения и в рамках образовательного учреждения в целом. На заседаниях регулярно изучаются нормативно-правовые документы по ГИА; проводятся семинары-практикумы по решению заданий высокого уровня сложности по определённым темам. Учителя МО систематически занимаются повышением квалификации через систему самообразования по выбранным темам, участвуют в вебинарах по современным проблемам образования, оформляют подписки на методические издания по предметам, знакомятся с новинками книжных издательств, своевременно проходят курсы повышения квалификации, транслируют опыт работы в сети Интернет. В рамках самообразования педагоги МО составили индивидуальные планы профессионального саморазвития и программы самообразования, срок реализации которых 5 лет.
В каждом кабинете русского языка ежегодно оформляются стенды со сменным материалом «Подготовка к ЕГЭ» и «Подготовка к ОГЭ», в которых содержится информация об особенностях КИМов по предметам. У каждого учителя - предметника имеются папки «Подготовка к ОГЭ» и «Подготовка к ЕГЭ», в которых систематизирован основной материал по подготовке к экзамену. Для учащихся 11-х классов проводятся инструктивные мероприятия: "Анализ результатов", "Процедура проведения ЕГЭ", "Нормативно-правовые документы по вопросам ЕГЭ", "Правила заполнения бланков ЕГЭ". Для учащихся 9-х классов: "Анализ результатов ОГЭ-9 ", "Особенности ОГЭ", "Правила работы с бланками ОГЭ-9"..
Организуются мониторинговые исследований, анализируются результаты диагностических работ, проводится промежуточная аттестация в формате ОГЭ, ЕГЭ (5-8, 10 кл.); пробные экзамены на основе контрольно-измерительных материалов ФИПИ в указанных форматах (9, 11 кл). Пробный экзамен проводится с соблюдением требований и условий, предъявляемых к проведению единого государственного экзамена на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.
Все контрольно-измерительные материалы созданы в форме тестов, являются едиными для всех школьников, тестовые материалы систематизированы по годам обучения.
Для проверки знаний учащихся на уроках русского языка и литературы, иностранного языка, начиная с 5 класса, используется тестирование с целью адаптации учащихся к данному виду работы. Традиционным и эффективным видом методической работы, углубления знаний учащихся в нашей школе стали предметные недели. Применяются самые разнообразные нетрадиционные формы их проведения, мотивирующие учащихся на серьёзную подготовку к ЕГЭ и направленные на организацию совместной деятельности, создание партнёрских отношений учащихся и педагогов. Это и литературные викторины, и игры-путешествия, и игры-конкурсы, и заочные путешествия, конкурсы презентаций, наши ребята с удовольствием участвуют в игровых конкурсах «Британский бульдог», «Русский медвежонок», «Пегас», конкурсах сочинений и чтецов, ежегодно занимают
призовые места в муниципальном этапе олимпиады школьников, участвуют в региональном этапе.
Методический день.
Одна из продуктивных форм работы по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ – методический день. Он проводится 4 раза в учебный год.
Методический день включает в себя 3 этапа:
1.Подготовительно-содержательный – выбор темы, отбор материала, разработка плана проведения.
2.Методический – проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с целью привития интереса к предмету.
3.Аналитико-обобщающий – обсуждение посещённых мероприятий; анализ опыта педагога, выработка рекомендаций по решению рассматриваемой проблемы.
ШМО учителей русского языка и литературы, иностранного языка ведётся разноплановая методическая работа по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, что доказывают результаты итоговой аттестации.
Деятельность учителя будет эффективной только в том случае, если он целесообразно организует качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации и сумеет правильно организовать учебный процесс. В данном направлении у нас имеется богатый опыт учителей, которые поделятся им с вами.
Индивидуальная диагностическая карта
______________________________________
Задания части С
Выполняемая работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итог
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Индивидуальная карта подготовки к ГИА
ФИ ученика –
Класс –
Выполняемая работа
Проверяемые элементы
Отметка
Мероприятия по ликвидации пробелов
Сжатое изложение
Текст как речевое произведение
Анализ средств выразительности
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Лексика и фразеология
Словосочетание
Предложение
Осложненное простое предложение
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Синтаксический анализ СП
Знаки препинания в ССП и СПП
Синтаксический анализ СП
СП с разными видами связи
Текст как речевое произведение
Индивидуальная карта подготовки к ЕГЭ
ФИ ученика –
Класс –
Выполняемая работа
Проверяемые элементы
Отметка
Мероприятия по ликвидации пробелов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10
Задание 11
Задание 12
Задание 13
Задание 14
Задание 15
Задание 16
Задание 17
Задание 18
Задание 19
Задание 20
Задание 21
Задание 22
Задание 23
Задание 24
Задание 25
Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА15