Рабочая программа по литературе Донского края 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лиховская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано: Принята Утверждаю: на заседании с МС педагогическим Директор школы: ШППМ протокол №___ советом _______________ Протокол №___ от _______20___г. Протокол №___ Руководитель Председатель МС от ____20___г ШППМ _______________ от «__»______20__ г. _________________
Рабочая программа
по литературе донского края. 5 класс.
35 часов в год, 1 час в неделю.
Составлена на основе регионального компонента примерного программно-методического материала по литературе 5-9 классы под редакцией В.Я.Рыбниковой
Составитель: Буракова Е.В
х. Лихой
2011-2012 уч. год
Пояснительная записка.
В систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Донского края» (35 часов). Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. Ростов-на-Дону ЗАО «Книга» 2005г. Литература Программно-методический материал 5-9 кл. Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова.Ростов-на-Дону 2008
Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Литература Донского края»:через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах:
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора;
расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте;
заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором;
познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала;
развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства;
учить выразительно читать произведения фольклора.
Курс «Литература Донского края» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к .изучению курса. Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды практической деятельности: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Для подготовки к государственной итоговой аттестации предусмотрены следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в группах сменного состава.
Формы текущего и итогового контроля Методы и формы организации контроля:
Текущий опрос, фронтальный опрос, тест, диагностика навыка чтения,
выразительное чтение, чтение наизусть, картинный план, пересказ, чтение по ролям, творческий пересказ, тематический контроль, итоговый контроль.
Критерии и нормы оценок обучающихся
Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий.
Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга:
Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, терминологии по литературе,
в выкладках, которые исправлены после нескольких вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
На уроках используются как репродуктивные, так и продуктивные методы работы.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, реподуктивный, частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Тема урока
К –во часов
Тип урока
Виды деят-ти
Вид контроля
Прогнозируемые результаты
Дом. задание
Дата провед
План
Фактич
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Литература Дона и о Доне
1
Урок усвоения новых знаний
Сопоставление произведений русской и донской литературы
Развернутый ответ на вопрос: «Какие произведения о Доне донских писателей и других писателей вы знаете?»
Знание фольклора донского края
конспект
2
Пословицы и поговорки жителей Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Терлатйческий подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в пословицах и поговорках
Высказывание на тему: «В чем заключается поучительный смысл пословиц и поговорок?» или сочинение по пословицам
Знание фольклора донского края
Подготовить пословицы о донском крае
3
Загадки Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки
Составление загадок о Доне и его жителях
Знание фольклора донского края
Придумать загадке о Донской природе
4
Сказы. былички, байки Дона
1
Урок усвоения новых знаний
Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров
Выразительное чтение по ролям
Знание фольклора донского края
Подготовить инсценировку былички
5-7
Сказки жителей Дона различных национальностей
3
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Письменный ответ на вопрос: «В чем заключается народная мудрость сказки?»
Знание фольклора донского края
Конспект
8-10
Народные сказки казаков Дона
Волшебные сказки.
Сказки о животных.
Сказки об истории Дона
3
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ
Составление сказок о Доне и его жителях
Знание фольклора донского края
Составить волшебную сказку
11-13
Сказки казаков-некрасовцев
3
Урок закрепления изученного
Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Устное словесное рисование. Выявление роли иллюстраций в раскрытии идеи произведения. Выборочный пересказ.
Составление сценария сказки. Составление композиционного плана сказки
Знание фольклора донского края
Закончить сценарий сказки
14-15
А.П.Чехов «Наивный леший»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Анализ идейно-художественного
Сочинение- миниатюра «Смысл названия сказки»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту
16-18
П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
3
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение, различные виды пересказа. Устное словесное рисование. Сопоставление сказок автора с народными сказками. Рассказывание сказок
Защита читательского дневника
Знание писателей Дона
Дать характеристику главным героям сказки
19- 20
Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Комментированное чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Сопоставление _героев произведения
Устный ответ на вопрос «В чем смысл названия сказки?»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту
21-22
П.Г.Аматуни «Королевство Восемью восемь»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов и характеристики героев
Ролевая игра «Я - герой сказки Аматуни»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту
23-24
Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»
2
Урок усвоения новых знаний
Анализ фантастического сюжета. Выборочное выразительное чтение. Выявление гуманистической позиции автора
Беседа по вопросам
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту
25-26
Н.А.Суханова «Сказка о Юппи»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Устное словесное рисование. Выявление нравственных проблем сказки
Развернутый ответ на вопрос: «Чем мне запомнились сказки Сухановой?»
Знание писателей Дона
Подготовить вопросы по тексту
27
А.С.Пушкин «Дон»
1
Урок усвоения новых знаний
Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявление поэтической идеи стихотворения. Выразительное чтение
Чтение наизусть
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае
Выучить наизусть
28
Л.Н. Толстой «Метель»
1
Урок усвоения новых знаний
Подробный пересказ. Анализ эпизодов: средства создания образов и характеристики героев
Устный ответ на вопрос «Что я узнал о пребывании Толстого на Дону из его рассказа»
Знание творчества великих русских писателей о Донском крае
Анализ эпизода
29
А.П.Чехов «Умный дворник»
1
Урок усвоения новых знаний
Выборочное выразительное чтение. Сопоставление с другими рассказами Чехова. Выявление особенностей юмора в рассказе
Инсценирование рассказа
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту
30
А.П.Чехов «Дорогая собака»
2
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления изученного
Пересказ с элементами комментария. Характеристика главного героя. Сопоставление с рассказом «Умный дворник»
Сочинение-миниатюра «В чем проявляется "хамелеонство" в рассказах А.П.Чехова?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту
31
А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»
1
Урок усвоения новых знаний
Выразительное чтение, выявление особенностей речевой характеристики героя, определение авторской позиции. Сопоставление героя с другими чеховскими героями
Письменный ответ на вопрос: «Какой из рассказов Чехова показался мне самым смешным и почему?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту
32
М.Шолохов «Федотка»
1
Урок усвоения новых знаний
Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям. Выявление авторского отношения к героям
Письменный ответ на вопрос «Чем мне запомнился Федотка?»
Знание писателей-классиков Дона
Подготовить вопросы по тексту
33
А.Г.Гарнакерьян «Над Доном - рекой» (сборник)
1
Урок усвоения новых знаний
Выразительное чтение стихотворения. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок, поэтический прием (одушевление, метафора)
Чтение наизусть стихотворения одного по выбору
Знание писателей Дона
Выучить наизусть
34
В.И.Фролов. Стихотворения о Доне
1
Урок усвоения новых знаний
Выразительное чтение. Выявление внутреннего состояния лирического героя и способов его выражения
Подбор стихотворений о Доне для сборника
Знание писателей Дона
Выучить наизусть
35
Итоговое занятие
1
Урок контроля
Выполнение теста
Тестовая работа
Знание теоретического материала курса
Мониторинг качества обученности.
Таблица по видам контроля.
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3
Четверть
4
Четверть
Год
итого
Административный контроль знаний, умений и навыков
Количество плановых контрольных работ
Количество самостоятельных работ
Количество других видов работ
Количество экскурсий
Карта-схема проверки рабочей программы
Дата
Учитель
Предмет
Класс
Содержание
программного
материала
Выполнение программ
Организация повторения пройденного материала
Количество
контрольных
работ
Резерв времени
Выводы и предложения
Примечание
Подпись _____________
«С выводами ознакомлен»:__________________________________________________
« __»_________________
Информация о корректировке рабочей программы
Учитель _____________________________
Класс ______________
Предмет _____________________________
Причина невыполнения программы
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество часов отставания ________________________________________
Способ корректировки календарно-тематического планирования (объединение уроков, сжатие тем, комбинирование предметов и т.д.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 115