Учебно исследовательская работа Гадания в селе Большой Макателём и его окрестностях


Отдел народного образования
администрации городского округа город Первомайск
Нижегородской области
МОУ Большемакателёмская СОШ
Областной конкурс исследовательских и проектных работ
«Природа и традиционная культура»
Секция:
Этно - экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников
Учебно-исследовательская работа
«Гадания в селе Большой Макателём и его окрестностях»

Выполнила: Сазанова Татьяна 14 лет
Руководитель: Сазанова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Большой Макателём 2015 год
Оглавление:
1.Введение………………………………………………………3-5с
2. Основная часть………………………………………………6-15с
3.Заключение…………………………………………………….16с
4.Паспорта исполнителей……………………………………17-23с
5. Список используемой литературы…………………………..24с
6.Приложение…………………………………………………25-29с
6.Рецензия…………………………………………………………30с
1.Введение.
«Человек живет не только в природной среде, но и среде,
созданной культурой его предков и им самим.
Сохранение культурной среды задача не менее важная…»
(Д.С. Лихачов).
История родного края волнует каждого человека. У человека есть родина, есть корни, которые держат его на земле. Спроси старого человека, и он скажет, кем были его предки, где они жили, чем занимались. Но молодые люди забывают обычаи и историю своего народа. Потеряли голоса сельские гармошки, не услышишь народные песни, не увидишь народные обряды. А это богатство надо сохранять, не растерять. Традиции и обычаи должны передаваться из поколения в поколение, и мы должны в современной жизни обращаться к своим корням. Мои корни – это Нижегородская область, Первомайский район, село Лапша, где я родилась и село Большой Макателём, где живу. Пока остались наши прапрабабушки, хранители многих обычаев и обрядов мы обязаны сохранить их знания и передать другим.
Актуальность работы связана с сохранением традиций русского народа и необходимостью приобщения к истории и культуре подрастающего поколения. Девушки передавали секреты гадания из поколения в поколение. И вот, в своем неизменном виде, они дошли до наших дней. Современные девушки не отстают от своих прабабушек и с большой охотой  приступают к гаданиям. Меня заинтересовали гадания, я решила всё узнать об особенностях гадания в нашей местности.
Цель исследования: Изучение обрядов гадания в нашей местности и приобщиться к народной культуре, почувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от местного фольклора.
Задачи:
Изучить имеющийся материал по данной проблеме на местном уровне через сотрудничество со старожилами села.
Раскрыть ценность и значимость обрядов гадания.
Систематизировать полученный материал, представить его в письменном и наглядном варианте.
Объект исследования:
Обряд гадания.
Предмет исследования:
Способы гадания.
Методы исследования:
А) Теоретические:
1. Анализ литературы по национальной культуре для выявления концептуальных основ работы.
2. Обобщение результатов исследования.
Б) Эмпирические:
1.Опрос местных жителей (беседа)
2. Письменный опрос (анкетирование)
Вопросы анкеты.
В какой период гадали?
В каком месте?
Гадали группой или по одному?
Какие гадания вы знаете?
От кого узнали?
Какие атрибуты используются при гаданиях?
Какова их роль?
2.Основная часть.
Во- первых, обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, чтобы узнать значение слова ГАДАНЬЕ. Вот какое объяснение этого слова.
1.Гадать. Пытаться получить ответ (о том, что будет, или о том, что было) у гадалки, по раскладке карт или другими способами. Гадание на картах, на воске. Цыганка гадает по руке.  2. Традиционно сложившиеся в народе приемы узнавания чего-нибудь (будущего, вообще того, что неизвестно) по картам, разным предметам, по приметам. Гадания под Новый год, под Рождество, в крещенский сочельник. Святочные гадания о суженом. Девичьи гадания при луне, при месяце. Гадания по руке, на картах, на воске. Гадание на зеркале со свечой.
Гадания называли ещё ворожба, загадывание. Магические действия, направленные на узнавание будущей судьбы конкретного человека или всего коллектива. Смысл гадания – приоткрывает завесу между настоящим и будущим – обуславливает приуроченность самой гадательной акции к периодам, которые, в традиционном сознании, воспринимаются как временные рубежи. Большая часть гаданий у русских приходилась на святки, поскольку в крестьянском календаре этот период осмыслялся как начало нового этапа в сельскохозяйственной деятельности, основным ориентиром которой были процессы роста и затухания солнца.
Святочные гадания являлись самостоятельными действиями, изолированными от других обрядов, совершаемых в период от Рождества до Крещения. Большинство местных жителей обращает внимание на гадания, которые совершались в период с Рождества до Крещения.
Гадание на Рождество зародилось во времена языческой Руси.  Это гадание приходится на время зимнего солнцестояния и ему придается особое значение. С приходом Христианства гадание на Рождество сохранилось, несмотря на церковный протест. Служители церкви единодушно пытались бороться со всеми проявлениями суеверия. Но сделать с Рождественскими гаданиями решительно ничего нельзя было. Они приобретали мистическую силу и из всех гаданий считались самыми исполняемыми. 
Рождественские гадания испокон веков окутаны тайной, надеждой и чудесами самой волшебной ночи в году. Именно в эту ночь девушки, страстно желающие узнать о своем будущем, собирались, чтобы совершать волшебные таинства и обряды.
А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал:
…Настали святки.
То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима…
В наше время старые традиции возрождаются, и, наверное, многим будет любопытно узнать, как гадать на Рождество. С этим вопросом я обращалась к жителям следующих сёл: Большой Макателём, Малый Макателём, Лапша и Успенское. Все опрошенные отмечали, что гадали на Рождество, на святки.
Гадание на Рождество приходится  на две недели Рождественских праздников. Принято гадать с 6 января (Рождество) по  19 января (Крещение). Это время является временем зимних праздников и называется Святками. Почему для гадания выбрано именно это время? Считалось, что именно в этот период  границы между потусторонним миром  и этим миром тонкие, а потусторонние силы очень активны.
В святки церковь воспрещает пост, коленопреклонённые молитвы, бракосочетания. Не одобряет она и гадания. Но нет на Руси другого праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обрядов, гуляний, примет. Тут смешались за две тысячи лет и языческие, и православные обычаи - лишь любовь и радость не покидали сердца.
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды гадания, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место: зеркала, свеча, обручальное кольцо. Девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Наверное, Вы тоже мечтаете погадать на суженого и узнать хоть что-нибудь о своем будущем. Вот какие способы мне удалось узнать.
Из рассказа жительницы села Лапша Филькиной Тамары Павловны (1932г.р.): «На святки в 12.00 часов ночи или маленько попреже, чтобы принести воды. Пойдём за водой в колодезь. Одна не пойдёшь в 12 часов ночи. Мы идём две или три. За водой идёшь ни слова, упадёшь ли ты, не смейся и не кричи. Вставай и шагай без разговору. Принесли воды тихонько, аккуратненько, поснавили. Начинаем собирать стол: кладут самый чистый новый платок, чтобы был не стираный, не глаженый, необязанный, расстилают на стол. Всё затогово продумали затогово, а тут калякать нельзя. Расстелили платок, надо стакан чистый, ровный, безо всяких полос. Наливаешь воды и ставишь стакан на этот платок. Надо кольцо, чтобы оно было золотое, и главна вещь, чтобы оно было подвенешно, кто-то в нём венчался. Нам Варвара Яковлевна такое кольцо добывала. Сейчас колец полно золотых, а надо золотое, да ещё венчальное. Опускаем кольцо в воду, лежит всё спокойненько. Ага две рюмочки насыпаешь в них иль же песку, иль же пшена для свечкав. Ставишь две свечки околь этого тута. Когда начнёшь тогда и зажигаешь. Всё устроим, кто будет первым гадать? Ой, ну ты первая гадай. Чем спорить, лучше сразу написать на бумажке. Нас было шесть штук: Тамарка, Тамарка, Санька, Санька, Нинка, Танька. Вытащишь бумажки, а я первая, я третья, вот и кряду идёшь. Начинаем гадать, огонь тушим и говорим, ну про себя: «Господи, прости меня». Гадать - та ведь грех. «А, Господи прости меня». А тут начинаешь, Варюшка нам припасёт веретено, мы к ней в келью ходили. Даёт веретено, она всегда пряла. Значит всё, какие – то минуты пошли на первый час. «Господи, прости, если есть моя судьба». Начинаешь говорить и стукать веретеном. «Суженый, ряженый выдь ко мне сюда». А веретеном всё стучишь по столу и около стакана. «Суженый, ряженый выдь ко мне сюда». Минут пять стоишь и глядишь в стакан, ага потемнело, сейчас кто- то выйдет. Мне вышла могила. Могила, прям настоящая могила, во всё кольцо. Оправлена, хорошая, высокая могила. Монишь, идите гляите. Все, батюшки, правда могила. Ой, батюшки, могила. Всё конец её минут пять и всё пропала вся могила и чистая вода, опять полотно в стакане. Потом вторая, сливает мою воду, другую наливает и делает тоже так. За мной тогда подошла Нинка Васина тоже так стала говорить. «Господи, прости меня. Если есть моя судьба. Суженый ряженый выдь ко мне сюда». Значит он судьбой наречённый. Ух, сразу она монит. Я долго могилу – то ждала, а она сразу монит. Подошли все уткнулись. Человек, ну стоит человек. Стоит человек высокий парень, ну лицо никак не разберёшь. Торчали, торчали, перестали торчать. Всё через несколько минут пропал. Значит всё судьба вышла. Но вот всё равно недавно овдовела, а я рано. Буду я вдова. Да и остались только мы с Санькой Якуниной».
Проанализировав этот способ гадания видно, что руководит этим процессом опытная женщина, которая знает все правила и объясняет, что необходимо соблюдать запреты: не смеяться, не разговаривать, гадать по одному, по очереди. Она помогает, готовит все приспособления «добывала кольцо», давала веретено. Сама она не гадала ей около 45-50 лет, вдова. Гадание происходит у неё в доме-келье. Девушки в келье собирались одного возраста 17-18 лет.
Из опроса местных жителей можно сделать вывод, что девушки гадали не только дома (в келье), но и в бане, как рассказывает Илюшкина Людмила Николаевна, о гадании своей мамы.
Гадание с зеркалами (Илюшкина Людмила Николаевна 1932г.р. жительница с. Малый Макателём) Взошла в баню, девка, мать моя. С двумя зеркалами, взяла одно у соседки, а другое у подружки. По очереди, девки подружки на улице были, а одна заходила в баню. Значит, сидит девка между двумя зеркалами, а перед ней три свечи. Читают тут молитву или без молитвы, это я точно не скажу, но скажу точно, что ждут толи двенадцати часов или просто ждут. Но вот мать ждала, ждала, и ужас берёт, и выходит парень. Я, говорит, захлопнула все зеркала и свечи и убежала. Вот так гадали.
Очень часто встречаются гадания при помощи валенок. Валенки не только обувь, а народный фольклор, символ страны. В нашей местности был широко развит валяльный промысел (с. Лапша), но я узнала, что валенок это атрибут гадания. Вот несколько вариантов гадания при помощи валенка.
Абрамкина Зоя Николаевна 1924г.р. жительница с. Большой Макателём
Рассказала, как её учила гадать её бабушка Дарья Ивановна Гущина. Брали валенок и кидали через ворота, если перекинула, то выйдешь замуж, если нет, то нет.
2) Есаева Юлия Сергеевна (1975г.р. с. Большой Макателём) вспоминает, что валенок кидали через колодец и в какую сторону нос повернёт, в той стороне суженого найдёшь.
3) Еськина Анна Михайловна (1957 г.р. с. Успенское) Гадание узнала от бабушки. Надо бросить валенок через баню, куда укажет нос валенка, там и будет жить суженый.
4) Илюшкина Людмила Николаевна 1932г.р. жительница с. Малый Макателём. Вот возьмёшь, кто валенки, кто лапоть, кто ступень. Больше всего ступень. Девки подружки, ведь не по одной ходили. И через этот, омёт был, вороты, на уровне дома. Вот через ворота кидаешь. Потом выбежишь, ворота откроешь, твоя обувка, как легла. Если по ходу, ну как вот на дорогу идти, то значит выйдешь замуж.
Гадания на сон. Один из распространённых видов гадания, основанный на традиционных представлениях о том, что душа человека во сне покидает его тело и путешествует по раю или аду. Интересные и серые, пропитанные отголосками прошедшего дня или, напротив, несущие в себе некие знамения, переносящие нас в далекое прошлое или рисующие в сознании картины будущего, приятные или кошмарные — все это наши сны. Значение снов сложно переоценить, хотя и не исключено, что в некоторых случаях их содержание формируется под влиянием ярких впечатлений прошедшего дня, либо является лишь отражением только что произошедших событий. Тем не менее, наши сны остаются неиссякаемыми источниками информации. Чаще всего предсказание, сделанное на их основе, сбывается. Вот несколько вариантов гаданий на сон.
1.Белячкова Полина Николаевна (1932 г.р. с. Большой Макателём)
А). Клали под подушку шапку мужскую, кто приснится – твой жених.
Б). Клали под подушку замок. Если кто придёт во сне и возьмёт его в перчатках, то жених будет богатым, если без, то бедным.
2. Абрамкина Зоя Николаевна (1924г.р. с. Большой Макателём) Кусок хлеба клали под подушку, если уголок хлеба пропадёт, жених приходил ел, а если нет то нет.
3.Шичкина Мария Леонтьевна (1963г.р. с. Большой Макателём) Вечером перед сном кушали девушки что-то солёное, например, рыбу. Рядом с собой из спичек строили колодец и ложились спать. Ночью должен присниться парень, который якобы должен напоить девушку, прийти к колодцу. Вот за него будто - бы она выйдет за муж.
4. Илюшкина Людмила Николаевна 1932г.р. с. Малый Макателём Клали в голова гребешок и отцовы старые кальсоны не стираны. Это в голова ночью клали и приговаривали. «Суженый, ряженый приди, меня расчеши». Ну, и вспоминай во сне, кого ты видала. Значит, выйдешь замуж или жених будет, как получится. Вот эдак гадали.
Для русского сознания традиционна вера в магическое значение всего начинающегося, первого нашла отражение в практике гадания, в которых примечалось и первое услышанное слово (имя первого встречного) и качество первого попавшегося предмета (полено), и символическое значение предмета, к которому в первую очередь подошла кура (зерно, вода)
Мне удалось записать два варианта гадания с курами.
Филькина Тамара Павловна жительница с. Лапша 1932г.р.
Надо четыре блюдечка, в какие соль насыпают. И насыпаем: в одно блюдечко - пшеницы, в другое- ржи, в третье – ячменю, а в четвёртое блюдечко наливаем воды. И уходи во двор за курой. Всему гаданию будет хозяйка кура. Приносим куру с нашести. Если пустишь её, она по всему двору, по всей избе уйдёт. Мы её загораживаем табуретками. Две табуретки так и так. Один проход оставляем, самим стоять, так и куру пустим к этим блюдечкам. Все три блюдечка стоят и четвёртый. Она стоит, стоит раз в пшеницу- клюнула. Значит, будет жених богатый, но злущий, жадный. Вота очень богатый, но злой и жадный. Если она идёт, идёт и клюнет рожь. Но если она клюнула ты раз гадаешь, клюнула и забирай. Начинает гадать другая. А это всё стоит. За курой идут за другой. Хватит, эта опять к пшенице подойдёт. Пошли за другой, другую несём. Нас шесть штук: любую поймам, сцопам. Неси другая, опускам она ходит, ходит раз к воде и пьёт – горька пьяница лантрыга. Всё отпела, третья начинает гадать. Третья гадает. Принесли, опустили. Она шла, шла раз в рожь клюнула. Если рожь клюнула, будет бедный, но добрый. Надо четырём гадать, это мы до шесть, раз шесть кур приносим. Приносит четвёртая, несём, все смотрим, ячмень клюнула - вечно гулящей - щёголь. Вот како гаданье- то.
Илюшкина Людмила Николаевна 1932г.р. жительница с. Малый Макателём
Кружим кружок, углей- кучка. Зерна кучка, блюдо с водой. Блюдо с водой. Сэсто кур, сколько подружек. Каждая за своей курой следит. Поймала на дворе, пустили одновременно. Если клюнет в воду, муж будет пьяница. Если в зерно клюнет, будет богатый.
Гадали обычно незамужние девушки. Гадания обычно приурочивали к двенадцати часам ночи. Часто они выходили на улицу и узнавали судьбу несколькими способами.
1.Еськина Анна Михайловна 1957г.р. жительница с. Успенское Если в двенадцать часов ночи, выйти на крыльцо и встретить проходящего мимо мужчину, как его имя, так и будут звать будущего мужа.
2. Белячкова Полина Николаевна (1932 г.р. с. Большой Макателём)
Собирались с подружками и кричали около окна: «Вилы- грабли», если ответят вилы, то выйдешь замуж.
3.Гадали на женихов. Выходили в дровяник, брали охапку дров, приносили в сени и считали дрова. Если дров оказывалось чётное число, значит, девушка должна в этом году выйти замуж. Если число дров нечётное, значит, в этом году замуж не выйдет. Шичкина Мария Леонтьевна (1963г.р. с. Большой Макателём)
4.Зайти в сарай, наощупь взять палено, смотреть какое оно, если много бересты, то будешь жить богато, если мало - то бедно. (Есаева Юлия Сергеевна 1974г. р. Большой Макателём )Значительное количество разного рода гаданий основано на счёте и измерении. Так, чтобы узнать, выйдет девушка замуж, нужно посчитать количество тычинок у забора и количество дров принесённых из дровника.
1. Вечером выходили с подружками на улицу. (Абрамкина Зоя Николаевна 1924г.р. с. Большой Макателём) Любой забор, городьбу, обхватишь, если чётное количество тычинок, то выйдешь замуж в этом году.
2.Гадали на женихов. Выходили в дровяник, брали охапку дров, приносили в сени и считали дрова. Если дров оказывалось чётное число, значит, девушка должна в этом году выйти замуж. Если число дров нечётное, значит, в этом году замуж не выйдет. Шичкина Мария Леонтьевна (1963г.р. с. Большой Макателём)
В гадании часто использовались и свойства стихий огня и воды. Например, гадания по теням.
Илюшкина Людмила Николаевна 1932г.р. жительница с. Малый Макателём Нарывали старой бумаги и клали её в плохое блюдо, значит, чтобы была тень. Зажигают эту бумагу и на тень глядят. Как получится огонь или вот тень. Какую картину нарисует. Иногда карета или на тележку похожа. То это выйдешь замуж. Строго смотри, не прозевай это время, когда бумага сгорит.
3.Заключение.
Всякие приметы и обряды - это результат долгого, пристального созерцания и богатого многовекового опыта наших предков. Так что, кое-что может и сбыться.
Мы хотим сохранить в памяти фольклорные произведения своей малой Родины. Хочется верить, что эти крупицы донесутся до следующих поколений, не растеряются в пути. Наши предки пронесли через многие тысячелетия и передали нам, эти обряды.
Время и жизнь очень многое меняет, а вот народные традиции и обряды остаются в памяти народа навсегда. Они возвращают нас в далёкое прошлое, на них держится этнография. Всё это мы сохраним и преумножим.
Паспорт респондента:
Ф.И.О. Есаева Юлия Сергеевна
Дата и место рожденья 3 марта 1975 г. С. Б. Макателём Первомайский р-н
Место жительства С. Б. Макателем ул. Кооперативная д.2 кв.2
Образование Высшее.
Место работы МОУ Большемактелёмская СОШ. Воспитатель
Национальность Русская

Паспорт респондента:
Ф.И.О. Шичкина Мария Леонтьевна
Дата и место рожденья 18 января 1963 г. с. Атингеево,
Лукояновского р-он.
Место жительства С. Б. Макателем ул. Кооперативная д.5 кв.1
Образование Высшее.
Место работы МОУ Большемактелёмская СОШ. Учитель начальных классов.
Национальность Эрзя.

Паспорт респондента:
Ф.И.О. Еськина Анна Михайловна
Дата и место рожденья 10 февраля 1957 г. д. Грачёвка Первомайский р-н
Место жительства С. Успенское
Образование Среднее
Место работы Пенсионер
Национальность Русская

Паспорт респондента:
Ф.И.О. Илюшкина Людмила Николаевна
Дата и место рожденья 24 марта 1932 г. Первомайский р-н
Место жительства С. М. Макателем
Образование 7 классов
Место работы Пенсионер
Национальность Русская

Паспорт респондента:
Ф.И.О. Белячкова Полина Николаевна
Дата и место рожденья 30 октября 1932 г. с. М.Макателём Первомайский р-н
Место жительства С. Б. Макателем
Образование Средне специальное.
Место работы Пенсионер
Национальность Русская

Паспорт респондента:
Ф.И.О. Абрамкина Зоя Николаевна
Дата и место рожденья 1924 г. п. Красный, Первомайский р-онМесто жительства с. Б. Макателём
Образование 10 классов.
Место работы Пенсионер
Национальность Русская

Паспорт респондента:
1.Ф.И.О. Филькина Тамара Павловна
2.Дата и место рожденья 5 июня 1932 года с\з Власть Советов Шатковского района
3.Место жительства с. Лапша Первомайский р-н
4.Образование 4 класса
5.Место работы Пенсионер
6.Национальность Русская

4.Литература.
1.Русский праздник/ О.Г.Баранова[и др.]- С.Петербург: «Искусство -СПБ»2001-104с
2.Загадки судьбы «Диамант», «Золотой век», Санкт Петербург 1995-471с
3.Сайты: http://spletnicsa.ru http://www.liveinternet.ru/
Приложение.
Святочные гадания как чрезвычайно яркое явление традиционной культуры, связанное с одним из фундаментальных вопросов в жизни человека – вопросом судьбы, доли, являлись основой произведений русских художников.

Константин Васильев. Гадание.

Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Гадание.

Александр Емельянов. Святки.

Константин Маковский. Святочные гадания.

Брюллов К.П. Гадающая Светлана,1836г

Александр Никанорович Новоскольцев (1853-1919)

Алексей Гаврилович Венецианов. Гадание на суженого.

Юрий Сергеев. Ночное гадание.

Николай Корнильевич Пимоненко (1862-1912). Святочное гадание
Рецензия
на исследовательскую работу ученицы 8 класса
МОУ Большемакателёмской СОШ
Сазановой Татьяны.
 
Работа Сазановой Татьяны «Гадания в селе Большой Макателём и его окрестностях» посвящена способам гадания, которые использовали наши прапрабабушки.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир обращается к истории своего народа к его обрядам и праздникам. Поэтому тема обрядов гадания, сегодня очень важна для рассмотрения.
 Автор поставил перед собой цель изучить обряды гадания в нашей местности и приобщиться к народной культуре, почувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от местного фольклора. Автор изучил литературные источники по национальной культуре и самое главное пообщался с теми, кто напротяжении нескольких лет сам обращался к теме гадания - это наши прапрабабушки, которые хранят в соей памяти многое.
Татьяной проведена серьёзная работа по изучению обрядов. Она подробно описывает исследования на конкретных примерах.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную работу. Она выполнена на высоком уровне, содержит материал, представляющих интерес.
Материал в работе  изложен последовательно и чётко. Выводы  и заключение  сделаны правильно. Считаю, что исследовательская работа Сазановой Татьяны может быть представлен на областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Природа и традиционная культура» и заслуживает высокой оценки.
 
 
Директор школы  / Л.М. Горбунова/
« ___» ________________ 2015 г