Статья Воспитание личности на основе изучения православных праздников на уроках изобразительного искусства


Воспитание личности на основе изучения православных праздников на уроках изобразительного искусства
      В начале третьего тысячелетия в истории  России наступает новая эпоха –  эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека.     
 Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.
      Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.
Главная цель разработки и внедрения православных элементов в систему уроков изобразительного искусства— духовное развитие личности, все во имя возрождения в ребенке (и в учителе также) чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.
  С этой целью для культурно-эстетического развития и становления личности школьника на национальной основе определяются следующие задачи:
 - содействовать целостному оптимистическому мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства, народной поэзии и прозы, играх и обрядах, в родной музыке, родной природе;
- создавать среду общения для освоения народного искусства во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;
- способствовать развитию особых качеств творческого воображения, обусловленных пониманием коллективного созидательного начала, характерного для народного искусства. 
      Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народному и изобразительному искусству. Это аксиома.
  Итак, народное искусство — это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого — неотъемлемая часть культуры Отечества.
   Народное  искусство как ни какой другой вид учебно-творческой деятельности школьников позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог разных эпох и народов мира.
     Народные  православные праздники посвящены знакомству с традициями предков, связанными с праздниками, изучению обычаев русского народа и представлению работ учащихся, посвященных изученному празднику. Поставленные цели и задачи духовного развития личности реализовываются как во время уроков, так и во внеурочное время. Организация и проведение праздников занимают особое место в учебно-воспитательном процессе. Они помогают жить детям в одном ритме с природой, равномерно распределять труд и отдых.
  Сегодня остается дискуссионным  вопрос о достаточно распространенном в современном этнохудожественном образовании методе «погружения» детей в архаичные формы народной жизни, «проживания» старинных народных праздников и обрядов. Но не смотря на дискуссии взрослых дети с интересом на уроках знакомятся с такими народными праздниками как «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Покров», «Троица» и многие другие.
   Праздник  — это синтез различных  видов народного  коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечеринок является продолжением работы учащихся на занятиях народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал, а также способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности на предметах эстетического цикла.
  В процессе проведения праздника идет закрепление  и расширение знаний, применение их учащимися на практике в коллективном творчестве, так как праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества.
  Воспитательные  мероприятия в  процессе проведения обрядовых народных праздников определяются целью освоения и осмысления учащимися нравственных и эстетических ценностей народа.
     Интерес к древней мудрости, выраженной в приметах, предсказаниях погоды, фольклорном словотворчестве, не угас; вот и теперь с возрождением духовного начала наших людей мы вольно или невольно ощущаем потребность в Истине, изложенной не только в книгах святого благочестия, но и во всем, что обращает нас к истокам жизни народа, его культуры.
  Наши предки заметили, что все в природе  совершается по кругу, правильной чередой: зима сменяется весной, весна — летом, лето — осенью, а за осенью приходит зима. И так всегда. Однако люди увидели и другое: весна бывает теплой и влажной, благоприятной для урожая, холодной, сухой, что очень плохо для земледельца. То же  можно сказать про лето и зиму. Славяне верили, что если в определенное время года они совершат обряд, произнося магические слова и выполняя определенные действия, то погода будет такой, какая им нужна. Так возникли праздники-обряды, которые повторялись из года в год. Эти обряды и составляют в основном народный праздничный календарь. Обряды и сейчас не утратили своего значения. В них живет красота, утверждается бережное, уважительное отношение человека к природе. На основе старой славянской мифологии возникли замечательные песни, сказки, игры, они и в наше время делают обряды интересными, зрелищными. Народный календарь сохранил и практическое значение, так как несет в себе полезные сведения о временах года, о приметах, по которым можно предсказать погоду.
  Мы  привыкли к тому, что праздники нужны, чтобы радостно отметить какие-то важные события, даты. А вот для наших предков они были делом серьезным. Народные праздники отмечали определенные дни в году, даже не дни, а особенно важные в жизни природы моменты (приход весны, лета, зимы, осени). Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, прясть, ткать, т.е. выполнять любую повседневную работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека.
Медведко Людмила Петровна,
учитель начальных классов
МКОУСОШ №1, г. Россоши