Методическая разработка по воспитательной работе По страницам православных праздников


Сценарий мероприятия
" ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ОСЕННИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ. ЗИМНИЕ КУЗМИНКИ."
Голубева Людмила Михайловна учитель технологии и истоков
МОУ «Климовская школа»
Цель мероприятия: Формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков через приобщение их к православным и народным традициям, к духовным истокам русской культуры.Задачи мероприятия:1) познакомить детей с историей возникновения осенних православных праздников;
2) познакомить с традициями народного праздника Кузьминки;
3) раскрыть широту русской души, умение народа работать и отдыхать;
4) воспитывать доброе отношение к народным традициям, любовь к народной культуре.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Сегодня мы с вами перелистаем некоторые страницы осенних православных праздников.
Многие века наши далекие предки отмечали Новый год не 1 января, как мы сейчас, а 1 сентября. В те времена все православные праздники были на Руси государственными.
1 страничка календаря
Рождество Пресвятой Богородицы
И первым большим – двунадесятым – праздником после Нового года было Рождество Пресвятой Богородицы, которое отмечают православные христиане 21 сентября.
В одном городе жили муж и жена Иоаким и Анна. До самой старости у них не было детей. Но они усердно молились Богу, и у них родилась дочь. Ее назвали Марией. Принимая рождение дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна дали Богу обещание: посвятить свою дочь на служение Богу в Иерусалимский храм. Родители любили Свою дочь всем сердцем и растили ее с нежностью. На святой Руси Богородица—помощница и покровительница.
Рождество Пресвятой Богородицы — Это праздник начала начал! Свято верит народ, тихо молится, Чтоб Господь в этот день всем послал И терпенье, и блага, и радости, И великую тайну любви.
2 страничка калнндаря
Покров Святой Богородицы православные христиане отмечают 14 октября
Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в 10 веке. На греческую империю напали сарацины. Шла война. Неприятель был силен, и грекам грозила большая опасность. Царьград осадили враги, подступив к самым стенам. Днем и ночью служили священники в храмах, Моля Господа о спасении города и людей.
В то время жил в Константинополе юродивый Андрей. Он со своим учеником Епифанием 14 октября пришел в церковь на службу, где удостоились чудного видения.
Святой Андрей, подняв свой взор к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми.
Преклонив колени, Пресвятая Дева начала молиться за христиан и долго пребывала в молитве. Закончив молиться, Она сняла со Своей головы покров и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. И этот покров в руках Владычицы блистал «ярче лучей солнечных». Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей.
В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.
По осенним седым облакам
Вошла Богородица в храм. На колени Она опустилась,
Перед образом Сына молилась. И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой Свой покров. Он из света небесного свит,
Невесом и прозрачен на вид, 
Он от скорбей и бед защитит.
Никто из людей, молящихся в храме, кроме святого Андрея и его друга Епифания, больше не видел Пресвятую Деву, потому что сердца их были греховны и закрыты для этого видения. Богородицу может увидеть человек только с чистым сердцем. Но покрывает она святым своим покровом всех верующих в Господа людей, пусть этот покров и невидимый, но мы всегда можем почувствовать защиту Богородицы.
3 страничка календаря
Празднование Казанской иконы Божией Матери
  Следующая наша страница посвящена празднованию Казанской иконы Божией Матери 4 ноября.
Казанская икона Божией Матери занимает видное место в истории России. Именно перед ней молился русский народ во время всех вражеских нападений на нашу землю. Великие победы нашей Родины связаны с этим образом: и Полтавская битва и Бородинское сражение, и победы Великой Отечественной войны – освобождение Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Эта икона поистине стала покровительницей российского воинства, и к ней обращаются люди в годы тяжелых испытаний.
О, Божья Матерь!
Умягчи Сердца жестокие и злые
 И пусть Твоей любви лучи
Пробудят кротость в них впервые.
 Открой сердцам, о Божья Мать,
И доброту, и состраданье,
 И жалость к каждому созданью
Пролей с небес, как благодать.
Перед святой иконой
Много молилось людей!
Клали земные поклоны,
Что-то шептали Ей.
Просили Ее с надеждой:
«Спаси, сохрани, научи».
И лик Ее кроткий и нежный
Любви озаряли лучи.
  И тех, кто пред Нею стояли
И руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях,
Смягчала страданья и боль.
 Отношение русских людей к Божией Матери всегда было особым, недаром Россию называют Домом Пресвятой Богородицы.

4 страничка календаря
Праздник «Кузьминки»
Праздник «Кузьминки» – традиционный русский народный праздник, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы, как день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним.
Праздник Кузьмы и Демьяна был сигналом начала молодежных посиделок.
А что происходило на посиделках, как молодые парни и девчата проводили посиделки, мы постараемся разыграть сейчас и думаем, что вы не будете просто зрителями, а будете веселиться и играть вместе с нами.
Гости:        Здравствуйте, хозяева ! Мир Вашему дому!
Хозяева: Здравствуйте!
Девушка:   Позвольте нам войти! Пустите нас в свою избу на посиделки!
Хозяйка:       А чем платить будете? Чай ваши посиделки мне недешево обойдутся: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!
Девушка:     А что надобно ?
Хозяйка:         Да немного :   (загибает пальцы)
Дровец возок, керосину жбанок,
Пшеницы полпуда,  гороху три блюда,
Меду туесок,  масла горшок,
Да денег пятачок!
Девушки :       Вот так немного!
            Ладно, мы про этот обычай  знаем !
              Мы  все  принесли: и дрова, и мед, и масло!
              И крупу!  И пятачок!
(относят гостинцы на место: дрова, мешочки, горшочек и т.д.)
           
Хозяйка:           Вот и хорошо! Вот и ладно! Усаживайтесь  вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. (Девочки усаживаются на лавки. )

Девушка:     Работа да руки – надежные в людях поруки.
Девушка:     Прялка не Бог, а рубаху дает!
Девушка:  В соседней хате уже рубахи ткут, а у нас еще и пряжа не готова.
Хозяйка:       Девчата, ну что ж, вы молчите?
Просите Кузьму Демьяна сравнять вас поздних с ранними.
Девушки:    «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с   ранними !»
Девушка:        А  кто  такие  Кузьма и Демьян?
Девушка:        Кто ж  их не знает!
Девушка:        Это святые, они девушкам рукодельничать помогали.
Девушка:       А я слышала, что они  людей лечили. Ни копеечки за это не  брали.
Девушка:       Подумаешь, что ты слышала.
Всем известно, что эти святые мир в домах семье  хранить помогали.
Рассказ хозяйки
Главные герои этого праздника – Кузьма и Демьян – покровители ремесел и женского рукоделия.
Кузьма и Демьян – братья погодки были хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, они слыли и хорошими кузнецами, которые ходили по селам, помогали людям, а платы не брали, творя добро от души. Почитались они как хранители кур, отчего сельская Русь называла день памяти святых куриным праздником, или куриными именинами.
Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.
В одной старинной русской песне есть такие слова:
О, святой Кузьма-Демьян. Приходи на свадьбу к нам.
Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую, Крепкую, долговечную...
Ходило предание, что на Руси жили два брата-погодка. Они были бессребрениками: леча людей, не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их в разных местах. Но народ рассудил по своему, ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых.
В этот день и молодежь, и дети – все примечали, какой будет погода.
Какая же погода была 14.11.2016.?
Народные приметы связанные с этим днем.
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Если на Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозным. Кузьма да Демьян куют лед на земле и на водах.
Закует Кузьма-Демьян так, что год не расковать!
Кузьма закует, а лишь Михайло раскует. (Часто на 21 ноября бывает оттепель).
Демьянов путь – не путь, а только перепутье.
Не заковать реку зиме без Кузьмодемьяна.
В народе с Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранней!»
Ученые пишут, что раньше наши прапрабабушки трудились не разгибая спины: чтобы соткать за 6 месяцев по три холста в 50 метров длиной, надо было проводить за ткацким станком 12–15 часов в день. Поэтому зимой и прялка, и ткацкий станок были неразлучны с женщиной, даже когда осенними и зимними вечерами девушки шли на посиделки, они могли начать игры и танцы лишь после того, как сделают принесенные из дому «уроки» – пряжа, которую обязательно надо было спрясть, и только потом развлекаться – петь, играть, шутить, плясать. А начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом.
На беседах парни и девушки знакомились друг с другом. Жен и мужей себе выбирали. Парни приглядывались к девкам сызмальства: каковы они на ласку да привет, как родителей уважают да стариков чтут. Девка сердцем красна и к хозяйству ль тянется, к рукоделью ль льнёт. В руках ведь счастье девичье. Как совесть - честь блюдёт: не бывает ли на игрищах допоздна, не строит ли бесстыжие глазки парням?
На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину - «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.
Разыгрывается сценка «Уля и Филя».
Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Где ты был?
Филя. У матушки. Уля. Что мать, гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала оладушек! Уля. А где же они?
Филя. Я их под лавку положил! Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.
Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю
Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала сарафан. Уля. А где же он?
Филя. Я его в печку положил. Уля. Экий ты, Филя, чудак.
Филя. А ты бы как?Уля. Я бы его в шкаф повесила.
Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю
Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала барана. Уля. А где же он?
Филя. Я его в шкаф повесил. Уля. Экий ты, Филя, чудак.
Филя. А ты бы как?Уля. Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.
Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.
Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала Настюшку. Уля. А где же она?
Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал. Уля. Экий ты, Филя, чудак.
Филя. А ты бы как? Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.
Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала свинью. Уля. А где же она?
Филя. Я ее за стол посадил да чаем напоил. Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!
Разыгрывается игра «Кума».
1. - Дома ли, Кума, дед Матвей?
- Дома!
- Что он делает теперь?
- Лежит! - Что же у него, Кума, болит?
- Головка!
- Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.
2 - Дома ли, Кума, дед Матвей?
- Дома.
- Что он делает теперь?
- Лежит.
- Что же у него, Кума, болит?
- Плечики!
- Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.
3 - Дома ли, Кума, дед Матвей?
- Дома.
- Что он делает теперь?
- Лежит.
- Что же у него, Кума, болит?
- Животок!
- Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!
4 - Дома ли, Кума, дед Матвей?
- Дома!
- Что он делает теперь?
- Лежит.
- Что же у него, Кума, болит?
- Пяточки!
- Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!
5 - Дома ли, Кума, дед Матвей?
- Нет его, сбежал!!!
Ведущий: Я вот всё смотрю и радуюсь: как много гостей сегодня! Много гостей – много и новостей. А каких новостей? Да весёлых. Вот послушайте.- Андрейка, детка, о чём плачешь?
- Об ворота головой ударился!- Когда это случилось?
- Вчера!- А что ж сегодня плачешь?
- Да ведь вчера дома никого не было!
- Где ты был, брат Иван?
- В горнице!- Что делал?
- Петру помогал!- А что Пётр делал?
- Да на печи лежал!- Я медведя поймал!
- Так веди его сюда!- Не идёт!
- Так сам иди!- Да он меня не отпускает
- Здорово, кума!
- Да, на рынке была!- Никак глуха?
- Купила петуха!- Прощай, кума!
- Пять рублей дала!Ведущий: Ой, глухая бабка, и насмешила ты нас!
Как мы уже говорили, главные герои этого праздника – Кузьма и Демьян – покровители ремесел и женского рукоделия.
В их честь делали куклу и подвешивали над домашним очагом и рабочим столом как оберег. Кукла приносила в дом благополучие и здоровье. У этой куклы одна общая рука (братья ходили всюду вместе не разлучаясь), надевают на кукол обязательный атрибут - фартуки, и иногда ремесленные инструменты. В середине общей руки завязывают поясок как символ нерушимости связи. Концы рук соединяют нитью или поясом.
Мастер-класс по изготовлению куклы
Участники встают с куклами перед зрителями.На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора. Наш поклон вам за участье добродушное весьма,Вам сегодня ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма! 
Уносите в дом родимый радость нашего двора,На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!»
 Времена теперь другие, как и игры , и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была,
Но преданья старины забывать мы не должны.
Слава Русской старине! Слава нашей стороне!