Доклад на темуНравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций

Нравственное воспитание детей в начальных классах на основе православных традиций.
Сарычева С.В.
Сердце у каждого человека, любящего свою Родину, охвачено печалью от того, что произошло с нашей страной. Но больше всего у нас тревога за детей. Сейчас в школах можно встретить накрашенных, курящих, бранящихся подростков с потухшими взглядами и нежеланием учиться.

Учить мы учим, и даже неплохо, а вот с воспитанием не получилось. Почему наши дети, повзрослев, становятся агрессивнее и злее? Почему они совершенно не умеют прощать обид, не умеют слушать и понимать друг друга, не испытывают никакого чувства ответственности за свои дела и поступки? Любой закон, кодекс основывается на чём-то авторитете. Но на чьём авторитете основывается основа всех законов – нравственный закон?

Для каждого человека не будет в этой области никакого авторитета, если в сердце не будет Бога. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Если Бога нет, то и всё дозволено».

Не может дерево доброе приносить плоды худые (Евангелие от Матфея). Значит, всё дело в дереве, то есть в нас. Давать знания – наша специальность. Мы учим, развиваем ум, память, воображение. Но не смогли научить тому, чего не постигли сами.

Как воспитать в детях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность? Воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натуры, а не средствами для достижения определенных целей?

Ни одна существующая система обучения и воспитания не даёт возможности задуматься самому человеку над вопросом : «Какой я вообще?»

Что же такое православное воспитание? Православное воспитание – это процесс формирования личности в системе понятий православного христианского мировоззрения. Приобщение ребёнка к источникам благодати и освещения является самой глубокой и сокровенной основой формирования его нравственного облика.
Какие дети пришли к нам в 1 класс? Капризные, мальчики очень драчливые. Ежедневные были драки и разбирательства. Что же произошло, когда начинались уроки православия? Дети научились видеть не только свои недостатки, но и осознавать их и преодолевать. Они стали лучше не из-за боязни наказания, не только «на глазах» у людей. Оставшись одни, они тоже уже не могли быть другими, так как хорошо усвоили, что у Бога нет ничего тайного, что не стало бы явным. Воспитание благочестия вырабатывается в детях тот внутренний духовный стержень, который становится основой и для внешнего поведения. Долгие годы, занимаясь с детьми, мы не замечали, как «облеплялся» характер ученика губительными греховными страстями. Мы, учителя, сами не были готовы к такому восприятию жизни, не предостерегали детей от духовного падения.
Первым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является чёткое знание того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности, нужно объяснить детям, в чём состоит смысл жизни человека на Земле, помочь уяснить значение понятия «человек создан по образу и подобию Божию». А без этого получится результат, от которого предостерегал К. Д. Ушинский: «Дай человеку все жизненные блага, но Леши его понимания смысла жизни на Земле – он будет несчастен».

Начинать новое дело всегда трудно, тем более то, которое помогает спасению души человеческой. Но ещё труднее переступить через себя, через свои сложившиеся принципы и взгляды.

На уроках русского языка мы записывали предложения «для души». Это были высказывания святых отцов, строки из Евангелия, библейских притч. После записи дети высказывают своё отношение и понимание их смысла. Такая работа способствует развитию духовной восприимчивости детей, развивает их словарный запас, приучает к размышлению и высказыванию своих мыслей.

Например: «Подарить другому улыбку, радость, счастье – это во всякое время может сделать самый беднейший из людей». – Какое счастье может дать бедняк? В чём состоит счастье человека?

В евангелие говорится, чтобы человек не запасал себе сокровищ на земле, которые может уничтожить моль, ржа или вор. Мы говорим о счастье духовном.

«Сердитый, злопамятный человек всегда бывает себе и другим во искушении» (Св. Авва Дорофей). Обсуждаем, почему человек вредит себе своей злостью, чем вредит другим? Что значит искушение? Сейчас вышло много книг в помощь учителю. Одна из них «Купцы духовной мудрости. Мудрые советы и мысли святых отцов».

Уроки чтения являются благодарнейшей возможностью для выработки навыков благочестия. Готовясь к уроку, продумывая работу над средствами языка, анализом произведения, отработкой техники чтения и развитием речи, то есть, выполняя учебно-воспитательные задачи, всегда можно найти такие места, на которые нужно заострить внимание детей.

«Сказка о царе Султане» А. С. Пушкина.
Царевич идёт за благословением к матери. Чем она благословляет? Иконой. Почему? Что значит «благословение родителей». Разбираются слова «благословение», «благодать», «благодарность», отмечаем их смысловую близость. Приводим слова из Библии: «Чти отца своего и матерь свою». Это 5-я заповедь, она учит благочестивому отношению к родителям.

Сказка «Гуси-лебеди».
Почему печка, яблонька и речка не помогли девочке? (Она была капризная). Когда оказали помощь? (Когда девочка смирилась, поблагодарила за помощь). Приводим слова: «Желающий найти истинное смирение и покой душе своей, да научится смиренномудрию, увидит, что в нём всякая радость и всякая слава» (Св. Авва Дорофей).

«Приятели» Михалков.
Почему быть вдвоём всегда лучше? Рассуждаем. В Библии говорится, что двоим лучше « Ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища».

Но со всеми ли будет хорошее. Нет, нельзя идти на поводу у других. Два слепца не могут вести друг друга – оба упадут в яму.

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы тебе не сделаться подобным ему» (Притчи Соломона).

«Сказка о потерянном времени» Шварц.
Всякому делу – своё время, у всякого возраста есть свои обязанности.
Надо сопоставить:

Дети Взрослые
Растут как? Работают зачем?
Развиваются как? Отвечают за кого?
Учатся чему? Растят кого?
Отвечают за что?

Время проходит быстро, его не надо беречь. На смену взрослым приходят их дети, но если они не научатся бережному отношению ко времени, своим обязанностям, то с ними может произойти то же, что и с героями этой сказки. Человек, который напрасно теряет время, быстро стареет.

«Если кто потеряет золото, то он вместо этого может найти другое, если же он потерял время, живя в праздности и лени, то невозможно найти другого взамен потерянного. Мы будем искать хотя бы час сего времени и не найдём его» (Св. Савва Дорофей).

Много возможностей для воспитания благочестия дают уроки изобразительного искусства. «Всё дышащее да хвалит Бога».

Рисунки животных, насекомых. Беседа «Братья наши меньшие».
Иллюстрация: Серафим Саровский кормит медведя из рук.
Божий мир красок.
Полевые цветы.
Уделяя на уроках минутку на воспитание духовной нравственности, мы способствуем развитию в детях лучших духовных качеств: скромности, смиренномудрия, послушания, миролюбия, искренности, уважения к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15