Программа эмоционально –эстетического и нравственного воспитания дошкольников на основе музыкального фольклора и православных традиций Кубани КОЛОСОК
«КОЛОСОК»
программа эмоционально –эстетического и нравственного воспитания дошкольников
на основе музыкального фольклора
и православных традиций
Кубани
Музыкальный руководитель: Платонова Т.А.
Введение
Агрессивная теле– и радио-среда,неоправданно длительное нахождение в виртуальном пространстве компьютера привели к тому, что в наши дни дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками.
Малыши постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Ведь годы дошкольного детства,когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, – самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период – решающий в его жизни. И очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка, определения его жизненной и гражданской позиции, общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Наш край богат духовными традициями, в них- душа народа. И знакомить с основами этих традиций детей в казачьих семьях начинали с самого раннего возраста. Создать условия для ознакомления ребенка с духовным наследием и традициями своего народа не на уровне сухих исторических фактов, а на уровне души, воспитывать «очеса сердца» -это задача так же требует решения уже в дошкольный период жизни наших детей.
Еще в 20-х годах XX века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский определял смысл детства как подготовку «к самостоятельному творчеству в жизни», а первой и основной задачей воспитания называл «охрану и развитие творческих сил в нас, творческой основы души». Он также отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: «Творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…» Этим и обусловлен выбор содержания занятий в программе «КОЛОСОК» и тех способов, с помощью которых это содержание сообщается детям, вызвать отклик в душе ребенка-дошкольника, зажечь его сердце- вот главная задача, которую ставил перед собой автор программы.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа,душа предков наших казаков, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Кубани праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»Эти слова выдающегося русского педагога нашли сегодня свое отражение в рекомендациях ДОН Краснодарского края…. Смысл и красота праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век раскрываются в духовной поэзии, в песне, в нашем кубанском фольклоре. Именно единение народного песенного творчества и классических,духовных музыкальных и поэтических произведений для детей является отличительной чертой программы «Колосок».
Пояснительная записка
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход- один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития .Он самоцелен. Однако следует помнить, что детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев неоднократно подчеркивал, что жить на Кубани, не постигая её духовных ценностей, не открывая для себя мир православной культуры – это значит утратить национальные корни, стать «иванами, не помнящими родства» . Современная гуманная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Программа эмоционально-эстетического и нравственного воспитания дошкольников на основе песенного фольклора и православных традиций Кубани «КОЛОСОК» основана на программе «Детство», Концепции нового государственного стандарта дошкольного образования, рекомендациях ДОН Краснодарского края, а так же на годовом цикле народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Проблема эмоционально-эстетического и нравственного воспитания дошкольников в современных условиях нашла свое отражение в программах Потаповской О.М. «Подарок к празднику»,Крячко А.А. «Введение в традицию»,в Программе для детских садов, общеобразовательных, воскресных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений курских педагогов В.А.Гребенькова и В.М.Меньшикова. Однако перечисленные программы предполагают прежде всего ознакомление с основами народной культуры через изучение истории и быта жителей данного региона ( «Введение в традицию»), через художественно-продуктивную деятельность («Подарок к празднику»).
При создании мною программы «Колосок» была также рассмотрена и программа « Дошкольникам о Кубанском фольклоре» Г.В.Бочтаревой, Т.Н.Бурлаковой (г.Краснодар).
Однако перечисленные методики необходимо было «поставить на рельсы практики» с учётом конкретных условий микросоциума- МДОУ детский сад №2»Рябинка» п. Мостовского, которые предполагали следующее:
- наличие социального заказа родителей на эмоционально-эстетическое,нравственное воспитание детей через знакомство с традициями православных и фольклорных праздников на Кубани, в Мостовском районе;
- подборка автором Программы обширного методического и песенного материала к народным, казачьим праздникам, подборки стихов и песен кубанских поэтов и композиторов, как для детей, так и для взрослых, создание банка тематических бесед и консультаций для воспитателей и родителей «Традиции и праздники в кубанской семье».
- в МДОУ детском саду №2 «Рябинка» уже сложились определенные традиции по приобщению дошкольников к фольклору, духовной культуре Кубани. Имеет место сложившаяся система сотрудничества педагогов ДОУ и учителей православной школы «Фавор».
Исходя из вышеизложенного, основной целью Программы «Колосок» является: общение ребенка– дошкольника с искусством с акцентом на эмоциональную сферу То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего ребенка
Цель программы:
Формирование у старших дошкольников позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, развитие песенных и сценических навыков детей в ходе музыкально-драматической клубной деятельности, организованной с учётом регионального компонента.
Задачи:
1.Ввести детей в круг основных народных праздников, привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов, познакомить с особенностями подготовки и проведения праздничных дней на Кубани, пробудить чувство сопричастности к традициям своего народа.
2.Формировать умение воспринимать музыку и понимать ее содержание; развивать музыкальную память, внимание, координацию движений, сценические навыки. Способствовать развитию творческих способностей, воображения и фантазии старших дошкольников как одного из условий успешной предшкольной подготовки детей.
3. Развивать музыкальную культуру детей, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. На основе синтеза искусств и приобщения дошкольников к ценностям кубанской культуры, знакомить с доступными их пониманию произведениями духовно-нравственного содержания.
3. Воспитывать такие нравственно-коммуникативные качества личности,как: умения сопереживать другим людям и животным;уважительное отношение к старшим;любовь к родителям; чувство такта и доброжелательное поведение в ходе общения со сверстниками,стремление проявлять милосердие, сострадание, творить добро. 4. Ориентировать семью на эмоционально-эстетическое,нравственное воспитание детей, на основе приобщения к традициям и
культуре Кубани.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с основными фольклорными праздниками и духовными традициями своего народа с одной стороны и развитие певческих умений , формирование сценических навыков, введение в прекрасный мир песни и поэзии Кубани - с другой- это и является предполагаемым результатом в ходе реализации программы «Колосок»
Название программы «Колосок»-сложилось из своеобразной схемы работы педагога. Наглядно показать тесную зависимость и в то же время некоторую автономность программных циклов помогает именно вид колоса.
Духовное, культурное наследие нашего народа- вот та благодатная почва, на которой взращен наш «колосок». Его корень- народные традиции, песенный фольклор, обрядовые игры, попевки. Стебель- классическая музыка,современная песня и поэзия Кубани . В колосе нашем 12 «зерен», 12 основных тем, которые мы раскрываем в ходе занятий:
«Край родной,кубанский край»(сентябрь)
«Почтение к сединам вашим»(октябрь)
«Святая сила материнской любви»(ноябрь)
« Цветик-семицветик» (декабрь)
«Наш семейный праздник» (январь)
«Армию родную любят малыши!»(февраль)
« При солнышке- тепло, при матушке-добро!»(март)
«Пасха в кубанской семье» (апрель)
«Подвигу жить в веках!»(май)
«Берёзкины именины» (июнь)
«Семейный круг» (июль)
«Яблочный Спас всем веселье припас!» (август)
Каждое из «зерен» представляет собой целый мир как давних, так и современных традиций Кубани, объединяет события из истории нашего края и сокровищницу народного ,духовного творчества.
Главное условие успешной реализации программы- это её преемственность в планировании с основной образовательной программой ДОУ по музыкальному воспитанию. Это помогает избежать перегруженности детей ,способствует возможности «обыграть» ту или иную тему как на кружковых занятиях. так и занятиях основных, плановых. Соблюдается принцип преемственности и целесообразности.
Занятия по программе «Колосок» начинаются с третьей декады сентября месяца.
Программа предусматривает три направления деятельности педагога:
-работа с детьми
-работа с воспитателями
-работа с семьями воспитанников
Основные формы работы по направлениям представлены в таблице:
работа с детьми работа с воспитателями работа с семьями воспитанников
Факультативные музыкальные занятия, беседы, музыкально-ритмические игры .
Певческие и все виды творческой музыкальной деятельности детей
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по поселку).
Детская благотворительность.
Тематические интегрированные занятия, мини-концерты (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок
Оформление индивидуального портфолио ребенка.
Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
выступления на семинарах, педсоветах по вопросу эмоционально-эстетического и нравственного развития дошкольников
лекторий для воспитателей;
занятия –тренинги по развитию и совершенствованию всех видов движений, которые предлагаются детям,освоению песенного репертуара;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
анкетирование и тестирование воспитателей ;
индивидуальные консультации;
наглядные виды работы: папки-передвижки, выставки метод. литературы.;
экскурсии, целевые прогулки (по поселку)-совместно с детьми
совместные праздники, спектакли, именины детей;
родительские собрания по вопросу эмоционально-эстетического и нравственного развития дошкольников, воспитание основ толерантного поведения.
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ИКТ);
анкетирование и тестирование
индивидуальные консультации;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии, целевые прогулки (по поселку)-совместно с детьми
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Основные принципы программы
Принципы воспитания толерантной личности:
принцип соблюдения этических норм и требований человеческой морали
гуманистическая направленность воспитания
природосообразность
культуросообразность
светский характер образования
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность,
доступность и мера,
научность,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность,
прочность усвоения знаний,
связь теории с практикой обучения и жизнью,
воспитание в процессе обучения;
вариативный подход.
Для реализации программы используются следующие основные методы: наглядный, словесный, практический.
Основные характеристики деятельности
Главное условие успешной реализации программы- это её преемственность в планировании с основной образовательной программой ДОУ по музыкальному воспитанию. Это помогает избежать перегруженности детей ,способствует возможности «обыграть» ту или иную тему как на кружковых занятиях, так и на занятиях основных, плановых. Соблюдается принцип преемственности и целесообразности.
Занятия по программе «Колосок» начинаются с третьей декады сентября месяца.Первые недели сентября-адаптационные. практические занятия с детьми не проводятся. Музыкальный руководитель посещает группу, участвует в проведении прогулок. Согласовываются планы студии с основным планом работы ДОУ, планами воспитателей групп. Проводятся занятия с воспитателями, беседы с родителями воспитанников.
Несколько занятий, объединенных общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Как правило, каждый такой цикл включает 2-3 «рабочих» занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) студийным праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
Количество занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста участников и составляет от 25 до 35 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.
Изложение материала рассчитано на два года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Второй год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Первый год обученияПояснительная записка
Цель первого года обучения
Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым в ходе совместных музыкальных занятий, праздников.
Задачи:1. Формировать у детей первоначальные представления о мире искусства, знакомить с основными музыкальными понятиями, элементарными сведениями из теории музыки,танца.театра;
2. Познакомить с традиционным праздничным фольклором: заклички, колядки. щедривки, веснянки. Учить исполнять одноголосные хоровые песни с элементарными притонами,развивать чувство ритма, пластику и координацию движений,умение «обыгрывать» колядку, веснянку и пр.
3. Углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге;
Наиболее продуктивным в этом возрасте является обучающее занятие, , цель которого – расширение знаний о традициях родного края через музыкальные произведения и малые фольклорные формы,, обогащение словарного запаса детей.
Учебно-тематический план 1 года обучения (5-6 лет)
№
п/п Наименование разделов, блоков,
тем Количество занятий
1. I блок. Осень.
Темы:
«Край родной, кубанский край»
«Почтение к сединам Вашим»
«Святая сила материнской любви 10
2
4
4
2 II блок. Зима.
Темы:
«Цветик-семицветик» (декабрь)
«Наш семейный праздник» (январь)
«Армию родную любят малыши!»(февраль) 12
4
4
4
3
III блок. Весна.
Темы:
«При солнышке-тепло, при матушке-добро»(март)
«Пасха в кубанской семье» (апрель)
«Подвигу жить в веках!»(май)
12
4
4
4
4 IVблок. Лето.
Темы:
«Березкины именины» (июнь)
«Семейный круг» (июль)
«Яблочный Спас-яблочки припас» (август)
12
4
4
4
5 Итоговые занятия 2
ИТОГО: 48
Содержание программы первого года обучения.
1.Блок «Осень»
Диагностика знаний детей о родном поселке,крае.
Консультирование родителей о нравственном воспитании в семье
Занятие «Край родной, кубанский край»
Экскурсия в храм Свято- Рождества Богородицы п.Мостовского.
Вокально-хоровое пение
Слушание: «Гимн Краснодарского края». «Вальс» Дм.Кабалевского, песни о маме,бабушке
Малообъемные песни-игры, прибаутки – в 1-2 звука, в терцию
Работа над артикуляций. дикцией, осознанием исполняемого произведения.
Музыкально-ритмические движения
-Основное положение рук и ног.Соединение рук в хороводе.Фигры хоровода:круг.
Занятие «Почтение к сединам Вашим»
Кукольный спектакль-сказка «В гости к бабушке»( в постановке взрослых)
Выставка детских рисунков «Дедушек и бабушек любят малыши»
Вокально-хоровое пение:
Малообъемные песни-игры, прибаутки – в 1-2 звука, в терцию
Разучивание песни «Золотые руки»,И.Розенштейна
Формирование умения эмоционально и выразительно преподнести исполняемое произведение.
Музыкально-ритмические движения
-Фигуры хоровода:круг, круг в круге.
Русский поклон: поясной.
Участие в утреннике ко Дню матери
Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Пресвятой Богородицы .Знакомство с иконой «Покров Пресвятой Богородицы».
Вокально-хоровое пение:
Пальчиковые игры и попевки на основе русских пестушек,колыбельных песенок в которых отражены темы материнской любви, взаимоотношений в семье.
Разучивание: «Наша с папой песенка»В.Рябинина
Работа с воспитателями
Оформление папки-передвижки «Праздники и традиции кубанской осени»
Мониторинг по теме « Традиции и праздники осени»
Консультации: «История Гимна Кубани» «Преемственность в работе ДОУ и семьи», «Образ Богородицы-образ матери»
Работа с родителями
Организация семейного «капустника»
Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей»
фоторепортаж «День матери» «Поздравляем дедушек, поздравляем бабушек»
консультации «Преемственность ДОУ и семьи в вопросах воспитания любви и уважения к маме,уважения к пожилым людям»
2. Блок «Зима»
Темы: «Цветик-семицветик»- о детях,которым нужна наша поддержка и помощь..
«Наш семейный праздник»
«Армию родную любят малыши!»
Тематическое занятие . «Святой Николай-покровитель казаков». Праздник Никола-зимний (19 декабря).
Вокально-хоровое пение:
Песни-частушки, рождественские колядки, щедривки(разучивание)
Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи.
Разучивание песни «Рождество », «Будем в армии служить!», «Армию родную любят малыши!»(по выбору)
Формирование умения эмоционально и выразительно преподнести исполняемое произведение.
Слушанье рождественских песен в исполнении хора «Мостовские казачата»
Музыкально-ритмические движения
-Фигры хоровода:круг, круг в круге
-Умение сочетать пение с движением.
-Шаг простой с притопом.Шаг с пятки на носок(русский переменный шаг)
-Марш
Рождественский праздник в группе «Рождество и святки дарят всем колядки!»
Работа с воспитателями
Выпуск информационного буклета»Песни в солдатском строю»
Индивидуальные консультации «Как отмечали Рождество на Кубани»
Мастер-класс «Учимся рождествовать»
Работа с родителями
Анкетирование родителей « Рождество в нашей семье»
Оформление информационных листков «Рождество. Отмечаем всей семьей»
«Растим будущего защитника Отечества»
собеседование по вопросу организации семейного праздника для ребенка
3. Блок «Весна»
Занятие. «При солнышке-тепло, при матушке-добро!»(март).
Беседы: «Мама-самый родной и близкий человек».Спектакль-сказка «Последний блин».
Занятие.«Пасха в кубанской семье» (апрель)
Пасхальный утренник
-Экскурсия в храм «Пасхальные колокола»
Разучивание стихов о Пасхе, весне.
Беседа: Преображение дома к Пасхе.
Вокально-хоровое пение
Тема весеннего пробуждения природы и ожидания праздника Воскресения Христова в народных кубанских песнях, попевках.
Русские народные ударные инструменты (трещотки и др.). Товары к пасхальной ярмарке: изготовление простейших трещоток и гремелок
Разучивание песен героев спектакля-сказки «Последний блин» ,песен «Победа»С.Михалкова, «Пасхальная песенка» И.Рутенина, «Песенка для мамы», «Наши бабушки и деды надевают ордена!»(по выбору)
Игровая программа «Красная горка»
Беседы: Связь поколений. Память о тех, кто не вернулся с войны (ко Дню Победы).
Тема:«Слава героям!»(май).Возложение цветов к Вечному огню.
Занятие-концерт «Пою моё Отечество»
Музыкально-ритмические движения
-Фигуры русской пляски («ковылялочка», «присядка» и пр.)
-Умение сочетать пение с движением.
-Притопы на сильную и на слабую доли
Работа с воспитателями
Выпуск информационного листка «Постный стол», «Пасхальные традиции Кубани» «Как изготовить пасхальный сувенир»
Мастер-класс «Песенки детские пасхальные»
Выступление на семинаре (педсовете) «Воспитание у дошкольников уважения к защитникам Отечества»
Участие в районном конкурсе «Пасха в кубанской семье», в честь св. Жен-мироносиц
Работа с родителями
Собеседование: «Традиции празднования Пасхи в нашей семье»
«Как воспитываем патриота?»
Оформление информационных листков: «Пасха. Отмечаем всей семьей»,
«Песни огненных лет»
консультации «Патриотическая песня в воспитании дошкольника»
участие в конкурсе «Пасха в кубанской семье»
выступление на родительском собрании «Любовь к Родине начинается с малого»
4. Блок «Лето»
Занятие.«Березкины именины» (июнь)
Экскурсия в храм на праздник Троицы.
знакомство с народными обрядовыми играми
Занятие «Семейный круг» (июль)
беседы: «Дом. Семья» , «О послушании».
участие в праздничной программе ко Дню семьи, любви и верности.
Занятие.«Яблочный Спас-яблочки припас!» (август)
экскурсия в храм
народные обрядовые игры
Вокально-хоровое пение
Песни плясовые, хороводные, шуточные. песни-игры.
Распевки: в терцию,кварту
Индивидуальная работа по постановке голоса
Работа с артикуляцией.ритмом
Песни: «Яблонька», «Казачата»
Музыкально-ритмические движения
Закрепление фигур хоровода
Платочек в русском танце
Работа с воспитателями
Выпуск информационного листка «Фольклор в организации летнего досуга детей»
Мастер-класс «Хоровод», «Основные танцевальные движения для детей старшей группы», «Детские песенки-потешки»
Оформление выставки «Яблочный Спас»
Индивидуальные консультации
Работа с родителями
Оформление информационных листков «Праздник семьи, любви и верности», « Яблочный Спас. Рецепты и советы»
Индивидуальные консультации «Музыкальные занятия и предшкольная подготовка»
Совместное посещение храма в День семьи,любви и верности, концертной программы в День защиты детей
Оформление выставки «Яблочный Спас», фото-выставки «Улыбка нашей семьи»
5.Итоговые занятия.
(январь) Рождественский утренник в Воскресной школе.
(август) песенно-игровая программа
Итоговая диагностика. Анкетирование родителей.
Анализ диагностики и анкетирования.
Песенный репертуар
Музыкальный фольклор
1.Кубанские народные колыбельные песни:
-«Ой, ты котенька-коток»
-«Ой, люленьки,люли»
2.Русские прибаутки:
-«Дроздок»
-«Сорока, сорока»
-«Как под горкой»
-«Дождик»
- «Барашеньки»
3. «Во поле березка стояла»русская народная песня
4. «Ах, вы сени»русская народная песня
5. «Как на тоненький ледок»русская народная песня
6. «Веснянка» украинская народная песня
7. «Радуйся, белая березка!» русская народная песня
8.»Во кубанской во станице»-кубанская народная песня
9. «По -полю, полю»-кубанская народная песня
10. «Ой,святое та Рождество»-кубанская народная песня
Календарные обрядовые песни, православные песни для детей:
11. «Как на масленой неделе»
12.»Авсень» -колядка
13. «Добрый тоби вечер, ласковый хозяин!»-колядка
14. «Коляда, коляда»
15. «Рождество Христово»
16. «Рождественская песенка»,сл.П.Дзюбы,муз. М.Красева
17. «Вейся, капустка»
18. «Яблонька»
19. «Вербочки» , Г.В.Свиридов
20. «Земелюшка-чернозем»
21. «Пришла весна пасхальная»
22. «Во поле березка стояла»
23. «Бывайте здорови!»
песенный и музыкальный репертуар для детей , как и темы консультаций и иных форм работы с воспитателями и родителями, предложенные в программе «Колосок» используется каждым руководителем кружка с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена музыкальных произведений на равнозначные по содержанию.
Список литературы
Н.И.Бондарь. Календарные праздники и обряды кубанского казачества»
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение,2001г.
3. П.П.Дзюба. .«Новогодние и рождественские утренники», ,Ростов-на –Дону: «Феникс»,2005г
4. «Праздники в детском саду»
5.«Свет Рождества Христова». Тверь: «Отчий дом», 2003
6.«Осень православная»,Москва: Свято-Тихвинский богословский институт,2000г.
7.Журнал «Свечечка»,Ростов-на Дону: «Детское просвещение», 2003-2011гг.
8.Журнал «Музыкальная палитра»,Санкт-Петербург,2009-2011гг.
9. «Большая книга российских праздников», Шалаева Г.Д.. Москва,2009г.