Статья: ПОЛЬСКАЯ ОБЩИНА ЯЛТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ПОЛЬСКАЯ ОБЩИНА ЯЛТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Учитель истории
Юрийчук Юлия Николаевна
Крым – многонациональный регион, и каждый историк, каждый педагог должен быть знаком с общинами национальных меньшинств для получения новых знаний, формирования своих взглядов и расширения кругозора, ведь одной из главных задач педагога является воспитание патриотизма и толерантности. Так же в настоящее время отсутствует систематизированная информация о польской общине Крыма, вопрос не осветлен в научной литературе в полном объеме.
Основу историографии данного вопроса составляют труды Малышевой Н.В. Крым. Соцветие национальных культур и Пилунского Л. П. Какова судьба польского населения Крыма? . В этих работах, поверхностно освещена история польской общины Крыма, и их современная деятельность.
Целью написания данной статьи является ознакомление с историей и современной жизнью польской общины г.Ялта, воспитание толерантности и популяризация общин.
Для достижения целей, автору необходимо реализовать следующие задачи:
– изучить историю появления поляков на территории Крыма;
– проанализировать становление и закрепление польской общины Крыма;
– проследить демографические изменения популяции поляков в Крыму;
– охарактеризовать деятельность польских общин
Основными источниками для написания этой статьи автор использует архивные документы ГАРК, в основном переписи населения и демографические справки, метрические справки о рождении, бракосочетании, смерти. Так же, материалы из семейных архивов крымских поляков, Крымско-польские сборники научных работ, материалы сайтов польских общин, и литературу посвященную польским общинам Крыма и поликультурности полуострова в соновном это работы Пилунскиого Л. П. Какова судьба польского населения Крыма, Малышевой Н.В. Крым. Соцветие национальных культур и Никольского П. А. Население Крыма.
Как свидетельствуют различные источники, поляки предположительно появились в Крыму ещё в XII-XIIIвв. Известно, что небольшую часть Тмутараканского княжества составляли поляки. В дружине князя Владимира во времена похода на Херсонес также были поляки. О пребывании польских купцов в Солдайе в XIII в. Пишет французский посол Г. Рубрук, побывавший в Крыму в 1253 г. [2].
Но активное заселение полуострова представителями Речи Посполитой началось после принятия манифеста русского правительства от 13 февраля 1798 года, в котором были определены права и льготы иностранцам при переселении в Крым, разрешалось избирать место жительства по своему усмотрению, за исключением Севастополя. В городах участки под строения, а в селах участки свободной земли предоставлялись во владение на правах дворянства. Разрешалось брать лес из казенных дач Крыма. Даровалась свобода от рекрутской повинности и закрепощения, на 30 лет освобождались от государственных податей, и навсегда от подушных податей. Первыми из Польши в Таврическую губернию прибыло 170 польских семей, которые заселили земли в районе Перекопа и Армянска.
Как показал анализ документов Государственного архива Автономной Республики Крым, увеличению польского населения Таврической губернии способствовали две крупных миграционных волны — в 1830-х и 1860-х гг после подавления восстания Т. Косцюшко, в следствии которого царизмом была переселена часть польського населения на пустые земли Таврической губернии. Правительство планировало поселить тут 10 тыс. поляков. В основном колонизаторы заселили уездные земли перекопского района, где и основали 4 деревни. 27 мая 1836 г. утверждено «Положение о порядке переселения обывателей Царства Польского в Империю». Разрешалось переселяться тем полякам, которые не принимали участия «в мятеже польском». В губернию переселялись семьи, главы которых имели «в руках определенное ремесло», поэтому они селились в городах, возле городов, в больших поселениях.
Согласно статистическим данным полученным из первых официальных документов датированных 90-ми годами ХIХ века в Таврической губернии насчитывалось примерно 19 тысяч людей исповедующих римско-католическую религию, из них поляков – 6929 чел.
В середине 60-х годов 19 в. в Таврической губернии проводятся мероприятия по причислению к сословиям жителей Царства Польского, решаются вопросы о принадлежности к дворянству шляхтичей, которые должны были подать в Таврическое губернское правление ревизские сказки, подтверждающие их происхождение. Если дворянское происхождение не подтверждалось, то подавших ревизские сказки до 1января 1866 г. приписывали, с их согласия, в мещанское или крестьянское сословие.
Селиться обособленно в конце ХIХ века, в отличие от других поселенцев, полякам было запрещено. Почти каждое село, где обосновались переселенцы, делилось на две части: польскую и украинскую. То есть поселян, исповедующих православие и католицизм.
Во всех крупных городах Крыма (Ялте, Феодосии, Симферополе, Севастополе, Евпатории) и во всех больших селах Крыма до 20-х годов 20 в. обязательно действовал костел. По материалам Государственного архива мы можем проследить возникновение римско-католических домов, а потом на их месте — римско-католических храмов. В храмах велись метрические записи о рождении, крещении, браке и смерти прихожан. Данные метрические книги являются интересным источником для изучения жизни польского населения в Таврической губернии. В Государственном архиве Крыма хранится и коллекция метрических книг Таврической губернии, где имеются метрические книги римско-католических храмов. К сожалению их немного. В фонде 27 «Таврическое губернское правление» имеются метрические экстракты о рождении, бракосочетании, смерти.
Обучение в велось в церковно-приходских школах и производилось на русском языке. Поляки всегда были достаточно образованной частью населения Крыма. О состоянии грамотности польского населения Крыма, о знании языков, можно сделать выводы, проанализировав результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи.
Грамотные в %
м. 56,69;
ж. 46,18
В т. ч. в % по-русски
м. 40,06;
ж. 24,43
на других языках
м. 9,27;
ж. 14,33
Получившие образование
выше начального
м. 7,36;
ж. 7,42
Распределение населения по родному языку (польский)
Уезды и города
Симферопольский
М.1309
Ж.404
Евпаторийский
М.144
Ж.58
Перекопский
М.88
Ж.59
Ялтинский
М.282
Ж.181
Керчь-Еникальский
М.809
Ж.68
Севаст. Градонач.
М.2460
Ж.399
Как показывают дальнейшие наблюдения, поляки занимали по грамотности пятое место (51,44%) после эстонцев (73,81%), немцев (68,36%),
евреев (64,94%) и чехов (63,97%). И были на первом месте по образованию
выше начального.
В годы революции и гражданской войны многие поляки, опасаясь преследований и репрессий, приезжали в Крым, представляясь украинцами или русскими. Хотя при Советской власти в Таврии повсеместно открывались украинские школы, а кое-где и польские. До 1917 г. в Симферополе действовали римско-католическое училище, римско-католическая школа. Руководил этими заведениями Павел Францевич Шуберт. Известны имена педагогов: Станислава Цезаревна Зелинская, Елена Иосифовна Жевенко, Ванда Викторовна Маркевич, Карл Осипович Ясенецкий, Казимир Осипович Пузиновский. В Феодосии действовала Римско-католическая каплица (заведующий и ксендз Матвей Матвеевич Гудийтис) и Римско-католическое благотворительное общество (представительница Антонина Ивановна Вещицкая); товарищ председателя, он же казначей Антон Антонович ГротузПоляки старались сохранять язык, культуру, традиции. С этой целью было создано общество «Дом польский», о чем свидетельствует решение Симферопольского окружного суда по 2-му гражданскому отделению от 28 июня 1917 г. Юридический адрес общества: контора симферопольского нотариуса Дмитрия Павловича Березинского (ул. Дворянская, 5/18, дом Ф. Ф. Шнейдера).
В 1921–1922 гг. в Крыму функционировали две школы — в Севастополе и Симферополе, которые вели обучение на польском языке. В конце 1922 — начале 1923 учебного года, из-за нехватки денежных средств, Севастопольский окружной отдел образования решает закрыть школу. И родители учеников, чтобы сохранить школу, объединяются и создают к ноябрю 1923 г. культурно-просветительское общество. Севастопольское общество налаживает связи с Симферопольским польским обществом. В 1924 г. представители Севастопольского общества обследуют состояние польской школы в Симферополе, находящейся при костеле, библиотеки костела .
Польское общество было активным в своей работе. Это объяснялось тем, что Севастополь был городом рабочих, моряков, военных. К ноябрю 1924 г. при обществе был создан польский клуб, который был единственным в Крыму. При нем работала библиотека, читальня, драмкружок. Выписывались газеты и книги на польском языке. Но, к сожалению, нехватка денежных средств и другие причины привели к тому, что к началу 30-х гг. общество перестало существовать.
По территории Крыма начали повсеместно закрывать костелы и национальные школы.
Завершающим штрихом ассимиляции польского населения стали репрессии 30-х годов. Как польских шпионов репрессировали всех поляков, у которых остались родственники в Польше или в других зарубежных странах. Позже появились новые директивы: в 1936 году — о переселении в Казахстан поляков, как «неблагонадежных». Выселение поляков было начато в 1936 году на основании постановления Совета народных комиссаров СССР. Более 35 тыс. поляков отправили в казахские степи. К весне 1941 года было переселено почти 8,9 тыс. поляков, которые расселялись в 115 спецпоселках. 12 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об амнистии более 389 тыс. бывших польских граждан, живущих на территории СССР, являвшихся гражданами Польши до 1 ноября 1939 года. Из них в тюрьмах, лагерях и местах ссылки находилось 121 тыс. человек, на спецпереселениях — более 243 тыс., военнослужащих — более 25 тыс. Во время Великой Отечественной войны при формировании 1-й Армии Войска Польского призвали таврических поляков. При мобилизации украинцы и русские польского происхождения вновь стали считаться поляками, иногда помимо своей воли. Их одели в военную форму, фуражки-конфедератки, и отправили с оружием в руках освобождать Польшу от фашистских захватчиков. После окончания войны поляки вернулись в Крым. Согласно переписи населения 1979 года в Крыму проживало 6,1 тыс. поляков [2].
После распада СССР началось возрождение польской духовности в Крыму, повсеместно открываются польские общины, 17 марта 1995 года в Симферополе было создано «Крымское республиканское общество поляков», которое имеет региональные отделения в Армянске, Бахчисарае, Красноперекопске, Евпатории, Феодосии, Ялте и других городах и районах Крыма.
Уже к 2001 году польское население Крыма составляло 4459 человек. В апреле 2004 года в Ялте было создано общество поляков Ялты «ODRODZENIE». Деятельность которого направлена на привлечение польского населения к участию в возрождении и развитии национальной культуры, языка, на знакомство жителей города с традициями польского народа, на укрепление связей с исторической родиной — Польшей. Председателем общества является Р. ДзердзякКак известно, душой народа является родной язык, поэтому, при содействии «Генерального Консульства Республики Польша в Севастополе» в Ялте были организованы бесплатные курсы польского языка, которые проводились преподавателем из Польши. Одной из главных задач польского общества – возрождение польского языка, как родного языка польской диаспоры. Ведь из 2435 поляков проживающих в Крыму, только 120 назвали польский родным языком [1].
Главным достоянием польского общества в Ялте является Римско-католический Костел Пресвятой Богородицы, построенный в 1906 году по плану известного архитектора Н.П. Краснова за деньги собранные общиной. Смета объекта составила 75 тысяч рублей. Католической общине удалось собрать 50 тысяч (средства собирались даже в Галичине), 9 тысяч предоставил Департамент духовных дел МВД Российской империи. Но 6 тысяч не хватило, поэтому костел так и остался с недостроенной колокольней. Костел Пресвятой Богородицы был действующим Храмом до 1928 года. Позднее там открыли спортзал, в 1945 году костел превратили в выставку голограмм и отдел фонда Ялтинского исторического музея.
В 1988 году в храме создали Дом органной и камерной музыки. В 1989 году костеле установили орган, изготовленный чешской фирмой «Ригер Клосс». Инструмент насчитывает 2604 трубы и 32 регистра. Но Дом органной и камерной музыки просуществовал недолго, в 1991 году президент сообщил о возвращении костела верующим. Первое богослужение спустя десятилетия состоялось в начале декабря 1991 года. В 1993 году здание окончательно вернули верующим, и Храм освятил епископ Ян Ольшанский. В настоящее время приход принадлежит Одесско-Симферопольской епархии Римско-Католической Церкви. Приход насчитывает около 200 человек.
История народа состоит из истории отдельно взятых людей, поэтому поляки очень трепетно относятся к историям своих семей. Самыми известными польскими родами в Ялте являются три рода: Пашковские, Пернацкие и Вольтановские. Все они приехали в Ялту в начале ХХ в. История каждой из них по-своему трагична, но все они не покинули своей новой родины, и остались в Крыму по сегодняшний день.
В жизни поляков так же важную роль играет духовная жизнь, как известно из 12 главных польских праздников – только 3 светских, исходя из этого, община проводит множество мероприятий религиозного характера. Очень почитаемым и самым любимым праздником католиков является Рождество Христово, в эти дни проходят праздничные литургии, встречи, фестивали и выставки. В этот день католики наряжают елку, на которой главным атрибутом должен быть ангел, мастерят вертепы, а ночью, под елку кладет подарки Святой Николай. Одним из самых масштабных в Крыму является Рождественский фестиваль колядок «В доме Марии». История Фестиваля начинается в 2010 году, когда в Ялтинском католическом храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоялся первый из них. С тех пор каждый год в январе проходит очередной Фестиваль. На Фестиваль съезжаются участники со всего Крыма, под сводами Храма звучат старинные и современные рождественские песнопения на различных языках: русском, украинском, польском, немецком, чешском, английском. Традиционно Фестиваль открывается произведениями для органа, а заканчивается совместным исполнением старинного Рождественского гимна «Adeste fideles» на латинском языке. В рамках фестиваля так же проходит конкурс-выставка вертепов, в котором принимают участие все желающие.
Фестиваль ставит своей целью возрождение национальных традиций исполнения рождественских песнопений, популяризация рождественских песнопений-колядок, как носителей духовности, привлечение подрастающего поколения и молодежи к национальной культуре своего народа, возрождение национального самосознания.
Из светских праздников уникальным является праздник Полонии и поляков за границей – 2 мая, который совпадает с днем Польского Флага. В этот день проходят концерты, выставки, благотворительные акции. Этот праздник призван объединять всех поляков живущих вне Польши и показывать их значимость для родины.
Поляки Крыма почитают пам'ять великих соотечественников С.А. Мокржецкого, К.К. Косцюшко Валюжинича, А.С. Гриневского,С.Ф. Дорожинского, польских историков Крыма А.Нарушевича ,Л. Подгородецкого.
Традиционными в Крыму также стали Дни поэта А. Мицкевича (1798—1855) — величайшего польского поэта эпохи Романтизма, побывавшего в Крыму в августе — октябре 1825 года. Достопримечательностям Крыма был посвящён цикл «Крымские сонеты», который оказал сильное влияние на мировую поэзию и был переведен на многие языки мира. Проводятся чтения стихов, вечера памяти, а также существуют туристические маршруты по следам А. Мицкевича
Под эгидой польского общества постоянно проводятся органные концерты, концерты классической музыки, благотворительные концерты и ярмарки. Представители общины с радостью общаются с учениками и студентами, проводят для них лекции, концерты и познавательные мероприятия, как например «Фестиваль Языков» – на котором среди 20 языков, был достойно презентован польский, «Дерево Языков» – мероприятие по озеленению города, где общины вместе со студентами и школьниками высаживали деревья в парковой зоне, школьные концерты посвященные теме многонациональности нашей родины. История польской общины в Крыму является неотъемлемой, очень весомой частью истории Крыма. Поляки в Крыму внесли веский вклад в развитие полуострова. Создание польского культурно-просветительного общества в Крыму, работа польских школ, численный состав поляков, их род занятий в 1920–30-е гг., участие поляков в подпольном и партизанском движении в Крыму в годы Великой Отечественной войны и в послевоенной истории Крыма.
Сегодня на территории Республики Крым проживает 2435 поляков. Крымские поляки давно покинули свою историческую родину – Польшу, но они не забыли своих корней, обычаев и традиций. Помогают этническим полякам найти своих предков, а так же по желанию выехать на свою историческую родину. Немаловажным является то, что польская община не ограничивается в своей деятельности и всегда открыта для представителей разных этносов, помогает дружественным народам в проведении их досуга. В ближайших планах общества – организация воскресных школ в местах компактного проживания поляков, открытие отдела польской литературы в одной из библиотек Симферополя, создание музыкальной студии и скаутского клуба.Польская община вносит неоценимый вклад в историю и культурную жизнь республики. Слабым звеном пока остаются серьезные историко этнографические исследования по специально разработанным программам.
Список использованных источников
ГААРК, ф. 26, оп. 1, д. 10975
ГААРК, ф. 26, оп. 1, д. 8653.
ГААРК, ф. 27, оп. 1, д. 7090.
Данные переписи населения [электронный ресурс], URL: http://www.evpatori.ru/itogi-perepisi-naseleniya-v-krymu.html
Крымское общество поляков [электронный ресурс], URL: www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/harmfund/societies/polyak/index.htmМалышева, Н.В. Крым. Соцветие национальных культур/ – Симферополь: Бизнес-Информ, 2001. — 160с.
Никольский П. А. Население Крыма.— Симферополь: Крымгосиздат, 1929.— 16 с.
Официальный сайт ялтинской польской общины «ODRODZENIE» [электронный ресурс], URL: http://odrodzenie.crimea.ua/ istoriya-polska/polyaki-v-krymu/
Памятная книжка Таврической губернии на 1916 год / Под ред. Г. Н. Чеснокова.— Симферополь, 1916.— С. 13.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. XLI. Таврическая губерния / Под ред. М. А. Тройницкого.— СПб: Изд. центр. статистич.
Пилунский Л. П. Какова судьба польского населения Крыма? // Крымская АССР (1921–1945).— Симферополь, 1990.— С. 228.
Поляки в Крыму [электронный ресурс], URL: http://krymology.info/index.php/Поляки_в_КрымуЭтническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (по данным переписей населения): информационно-справочное пособие / Автор-соcт. А.С. Петроградская.— Симферополь: АнтиквА, 2007.— 20 с.