Приобщение детей к истокам русской народной культуры 
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
        «Народ, который не знает своей культуры  и истории – презрен и легкомысленен.» Н.М.Карамзин 
           Детство – период  расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - прививать детям любовь к прекрасному, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, приобщать детей к истокам русской народной культуры. 
              Педагоги нашего детского сада в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующую цель: формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры и народным традициям.
Задачи   и формы работы вы видите на экране.
Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;
Развивать интерес к исконно русским традициям;
Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем, предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;
Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;
Знакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным  фольклором.
               Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги  нашего детского сада особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.
            Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
         Для этого в ДОУ созданы все условия : музыкальный зал, изостудия «Радуга», театральная студия, экологическая  комната, фольклорный центр «Русская изба», физкультурный зал, мини – музеи «Наша Родина – Россия», «Курочка Рябушечка»  и другие. 
             В  изостудии  «Радуга»  детей знакомят с различными видами искусства: графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством.  
              Все работы детей по декоративно-прикладному искусству оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых. В музыкальном зале действует выставка «Арт-салон «Волшебный сундучок»»
            В театральной студии  дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра. 
          С 2002 года в нашем детском саду функционирует Фольклорный центр «Русская изба», оформление которой учитывает все особенности русского народа.  Здесь проходят встречи и посиделки,  чтение сказок, можно познакомиться с жемчужинами народной мудрости и просто попить чай из самовара.
               Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе, характерных для музейной педагогики.
            В мини-музее «Курочка-Рябушечка» -   при проведении НОД -  расширяем  представление детей об окружающем мире, знакомим малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развиваем  речь, формируем  эмоциональное отношение  к животным.
            В мини-музее «Наша родина – Россия» - знакомим детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны (своего села, региона), воспитываем  патриотизм, знакомим с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.  
              Организация деятельности в мини-музеях предусматривает включение ребенка в разнообразные игры, театральные действия, изобразительную деятельность, а также разные формы проведения музейных занятий. Работа с экспонатами музеев таит в себе большие возможности, сближает ребенка с окружающим миром.
              Музыка – яркое средство эстетического воспитания. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями, праздниками прошлого широко используется знакомство с музыкальным фольклором в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Троицы», «Пасхальных перезвонов», «Посиделок».
         На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. 
С 7-11 апреля 2014 года в нашем детском саду проходила «Неделя русской культуры»
В процессе работы были определены содержание, формы и методы воспитания детей на материале народного искусства (музыкального, изобразительного, художественно-речевого). Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось как при проведении НОД, так и в процессе самостоятельной деятельности в различных режимных моментах будь то игра, прогулка.
Был составлен план «Недели русской культуры».
Детей знакомили с устным народным творчеством, стараясь как можно шире использовать все жанры словесного творчества: сказки, пословицы и поговорки, частушки и колыбельные песни.
В помощь воспитателям был подобран красочный иллюстрированный материал – как к сказкам, так и к пословицам  и поговоркам.
В группах проводились тематические НОД в соответствии с планом «Недели русской культуры» на которых детей знакомили с устным народным творчеством; с русскими традициями гостеприимством. Особенно интересны были такие НОД как: «В русской горнице», «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда», «Небылицы и считалочки», «Удивительная дымка», «Бабушка-забавушка». Во II-й младшей группе были организованы посиделки для детей и родителей, где дети рассказывали потешки, пели и плясали вместе с мамами. Завершились посиделки чаепитием.
На прогулке воспитатели групп, совместно с инструктором по физической культуре Орловой Светланой Николаевной, разучили с детьми русские народные игры такие как: «Ручейки», «Горелки с платочком», «Коршун», «Земля-вода-небо». Была составлена картотека русских народных игр.
И все это, конечно же, проводилось под музыкальное сопровождение, закреплялось на кружковой работе: «Волшебство из теста», «Волшебная ниточка», где руководители совместно с детьми лепили из соленого теста «угощение к чаю», изготавливали картины по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Были изготовлены творческие проекты по темам: «Русские узоры», «Устное народное творчество» (загадки, пословицы), «Березонька».
 
        Активное участие по приобщению детей к традициям и народной культуре принимают родители. Они являются инициаторами  и активными участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.
      Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре мы считаем эффективной и значимой. Мы собираемся продолжить свою работу в данном направлении  и сохранить в детском саду атмосферу увлеченности совместного творчества  взрослых и детей.