ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНСУЛЬТАНЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования в воспитании детей. Появилось несколько новых программ (например, «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки»), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновлённое содержание – методическое обеспечение.
Тем очевиднее что вакуум, возникший в результате того, что из типовой программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологической направленности. Однако, ни в новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардиальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.
Наша задача – восполнить этот пробел. В отсутствии, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок сначала необходимо дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо остановиться на раскрытии таких понятий, как «национализм», «интернационализм», «патриотизм».
Сложность дифферентации этих понятий и правильного их осмысления заключается в том, что понятие «национализм» для многих россиян ассоциируется с понятием «национал-патриотизм» и, прежде всего, - с германским фашизмом, основой идеологии которого является противопоставление одной «избранной расы» (национальности) всем другим. Пропитанный чувством собственного превосходства, национал-патриотизм всегда сопряжён с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти, понятие «интернационализм» противопоставлено понятию «национал-патриотизм». Государственная идеология подменяла понятие «патриотизм» понятием «интернационализм» или использовала их как синонимы.
Понятие «интернационализм» трактуется также неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал патриотизму и проявляться, например, в объединении людей по признаку одного вероисповедания («все люди – братья во Христе»). Это означает, что христианин является гражданином Вселенной, И, следовательно, отвергается деление людей по станам проживания, расам, национальностям.
Интернационализм может проявляться и в идее преодоления людьми языковой разобщённости. Вспомним, например. Ещё недавно всерьёз дискутировавшую возможность перехода на единый язык «эсперанто».
Распространявшиеся в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Для сознательного пролетария основная цель – это мировая революция, ради которой он може и должен предавать не только своих близких, но и Родину. Фанатичная приверженность этой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время Первой мировой войны и особенно позднее, и в первые годы Советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат – брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, не всё к этому сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.) Каждый народ приносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в то же время, за весь свой народ.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи Национальные отличия сохранятся и в ХХ1
·веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачёв)
Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемленной частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращаются национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, качалкам, игрушкам-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской., филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, вопристию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общно. При этом, совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, в музее - краеведческих экспозиций. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотность со стороны взрослых в переработке материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая. Что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами, не понимая их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую. Недооценивали присказки, заклички, поэтому не всегда могли использовать их к месту.
Музыкальные руководители. Воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная Типовой Программой решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи, историю русского народа, не были проникнуты пониманием её древности и величия.
Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры! Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками. Загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевностью детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель – приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребёнка. Как основы его любви к Родине.
15