Конспект НОД по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Знакомство с русской избой
Конспект
совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы
Тема: «Знакомство с русской избой»
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Программное содержание:
– пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;
– развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;
- воспитывать эстетическое чувство на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).
Словарная работа:
Обогащение словаря: пригожие, колышит, ухват, чугунок, расписной.
Активизация словаря: печь, сундук, изба.
Оборудование:
Демонстрационный материал: “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).
Раздаточный материал: платки, рубахи.
Подготовка образовательной деятельности: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
План проведения:
Вводная часть (1 мин):
- сюрпризный момент;
Основная часть (12 мин.)
- вопросы детям;
- физкультурная пауза (1,5 мин.);
- игра.
3) Заключительная часть (2 мин.):
- подведение итогов;
- вопросы воспитателя.
Форма проведения: подгрупповое
Этапы
НОД,
время
Деятельность воспитателя
Деятельность детей ответы детей
Методические приёмы и указания
Вводная часть
(1мин)
Основная часть
(12 мин.)
Физминутка 1,5 мин.
Заключительная часть (2 мин)
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы).
В роли тётушки выступает кукла би-ба-бо.
- Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука).
Прячет бабушка в нем вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут
- Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?
- Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?
(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).
- С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?
- Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я как груздь надел панаму,
А на маме как цветок
Яркий ситцевый .
- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка?
- Что на голове у Маши?
- Какой он?
- Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке. Во что мы нарядим мальчиков?
Звучит мяуканье кошки.
- Ой, а кто это к нам пришел?
- Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток, котя беленький лобок. Этот котик очень любит спать там, где тепло.
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Вы знаете, что это?
- Правильно, печь. Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите?
Хорошо сидит коток,
Котя маленький роток
Дремлет котик на печи,
Ждет румяны калачи.
- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом.
- Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней
А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки
Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.
- Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит
К низу узок, верх широк,
Не кастрюля
- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка).
- Какие вы умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?
- А почему?
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что схватил его....
(Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию).
- Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.
- Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали, познакомились с новыми вещами в моей избе. С чем мы познакомились?
- А кто из вас был в деревенской избе?
- Из чего вы ели кашу в деревне?
- Сундук видели у бабушки?
- Что ваша бабушка в нём хранит?
- Я очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.
- Сундук
- Большой, расписной, железный.
- Платье, рубашка, платок, полотенце.
- В шкафу, комоде.
- Платок
- « Маша и медведь».
- Платок.
- Красивый. Красный, в горошек.
- В рубашки
- Котик.
- Мяу.
- Печь.
- Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком.
- Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу.
- Чугунок.
- С кастрюлей. В нём готовят.
- Нет.
Ответы детей.
- Ухват.
Дети вспоминают и рассказывают.
-Кашу ели из чугунка.
Ответы детей.
Сюрпризный момент
Показ
Показ.
Художественное слово - загадка
Вопросы
Поисковый вопрос
Художественное слово - загадка
Подтверждение.
Показ
Сюрпризный момент
Вопросы
Художественное слово – загадка
Художественное слово.
Указание
Вопросы
Похвала
Показ
Проблемный вопрос
Похвала
Подведение итогов.
Вопросы.