Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» для 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» для 5 класса составлена на основе авторской программы Александрова Ю. Н.
« Юный эколог»2010 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа курса «Юный эколог» для 5 класса сопровождает цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса .3. Место курса в учебном плане школы.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
5. Содержание курса.
6. Тематическое планирование.
7. Календарно-тематическое планирование
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
9. Планируемые результаты изучения курса.
Цели и задачи экологического образования:
Цель – формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- научить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия и настроения;
- научить основам экологических знаний;
- совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение - обоснования.
Воспитательные задачи:
- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
- возбуждать желание охранять природу;
- воспитывать умение сопереживать всему живому;
- воспитывать экологическое мышление детей;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Развивающие задачи:
- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление;
- развивать психические процессы (внимание, память)
и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение.
Помимо этого, экологическое образование призвано обеспечить:
-ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
-признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса
Курс «Юный эколог» на ступени основного общего образования уникален своей мировоззренческой функцией, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности . При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Экология как учебная дисциплина вариативной части предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
-формирование системы экологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
-применения межпредметного анализа учебных задач. Принципы программы:
•Включение учащихся в активную деятельность.
•Доступность и наглядность.
•Связь теории с практикой.
•Учёт возрастных особенностей.
•Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
•Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Гимназия № 17» г. Кемерово.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по экологии
Личностными результатами являются следующие умения:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
-дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Пре-
образовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Экология» являются следующие:
-учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу воды и ветра, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях.
-учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).
Содержание программы «Юный эколог» в 5 классе
5 класс (35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Тематический план программы
Примерная программа составлена из расчета 35часов на учебный год, из них 20 час приходится на практические занятия.
№п/п Раздел и тема Всегочасов Теория Практика
1 Экология растений 8 2 6
2 Экология животных 11 5 6
3 Экология человека 10 5 5
4 Влияние человека на природу 5 2 3
Итого: 34 +1 14 20
Содержание разделов
программы Основное содержание по темам рабочей программы Характеристика деятельности
учащегося
Тема 1. Экология растений – 8 часов
1.Что такое экология.
2.Экологические факторы.
3.Общая характеристика растений. 4.Практическая работа «жизненные формы растений»
5.Практическая работа «Определение возраста деревьев».
6.Жизнь растений. 7.Практическая работа «Наблюдение за комнатными растениями»
8.Грибы и лишайники. Практическая работа «Распознавание ядовитых и съедобных грибов». Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы. Формулирует понятие о жизнедеятельности растений
Запоминает ядовитые растения
Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на растения
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе.
Тема 2. Экология животных - 11 часов
1.Общая характеристика животных
2. Среды жизни животных
3.Пищевые связи в биогеоценозе
4.Поведение животных.
5.Ролевая игра «Поведение животных».
6. Домашние животные
7. Ролевая игра «Пищевая связь».
8.Охрана животных
9. Семинар «Животные Красной книги». 10.Изготовление кормушек и скворечников для птиц. 11. Фильм «Заповедники и национальные парки». Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки.
Формулирует понятие о жизнедеятельности животных
Запоминает цепи питания
Делает вывод о факторах окружающей среды, влияющие на животных
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе
Тема 3.Экология человека – 10 часов
1.Экология человека. Здоровье
2. Ролевая игра «Как не заболеть ».
3.Исследовательская работа «Качество дома».
4.Экология отношений
5.Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье».
6.Духовный мир человека. Нравственность
7. Исследовательская работа «Сезонная одежда».
8. Рисунки парков, скверов, цветников
9. Семья
10.Человек и природа
Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Зависимость образа жизни от внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир человека. Формулирует понятие здорового образа жизни,
правил поведения
Запоминает опасные ситуации
Делает вывод об эволюции человека, как биологического и социального существа
Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
Тема 4. Влияние человека на природу – 6 часов
1.Человек-часть природы
2.Экологическая культура
3. Исследовательская работа «Изучение органолептических свойств воды».
4. Семинар «Проблема бытового мусора».
5. Озеленение территории школы. Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности
Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)
Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации
Итого: 34 +1 резерв Библиотечный фонд (полный каталог см. в паспорте кабинета биологии)
Литература для учителя:
1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Практикум по экологии. – АО «МДС», 1996.
2. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
3. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
5.Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
6.Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
“Красико – Принт”, 2005 г.
7. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
8. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
9. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.
10. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Город без отходов // Биология в школе: журнал. – 2005. – № 3.
11.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
12.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
13. Пономарёва, О. Н. Методические рекомендации учебнику экологии // Биология в школе: журнал. – 2003. – № 1.
14.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
15. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
16. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
17. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.
18. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.
Литература для ученика:
1. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», 2000.
2. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.
3. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
4.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
5. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.
6. Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.
7. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.
Электронные обучающие средства:
•http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
•http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
•http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
•http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Семена и плоды
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»
Портреты биологов
Раздаточные
Комплект таблиц «Экосистема — экологическая едини-
ца окружающей среды»
Учебные видеофильмы
«Первая медицинская помощь»
Слайд-альбомы «Человек и его здоровье
«Эволюция»
«Экология»
Мультимедийные средства обучения
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Ком пакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»
Список ключевых слов
Абиотические факторы
Автотрофы
Адаптация
Акклиматизация
Антропогенные факторы
Атмосфера
Биогеоценоз
Биосфера
Водная среда
Геосфера
Гетеротрофы
Жизненные формы
Загрязнение
Индикатор состояния среды
Кислотный дождь
Литосфера
Мониторинг
Озоновые дыры
Охрана среды
Парниковый эффект
Природоохранная деятельность
Ресурсы
Среда обитания
Условия среды