Лекция Информация и информационные процессы (с применением интеллект-карт) (дисциплина Информационные технологии) 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере. 
 
 
 
ИНФОРМАЦИЯ И 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ 
ПРОЦЕССЫ
 
 
Подготовила: преподаватель СЭМК Киселева И.В.
 
Лекция 1
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
1
 
Оглавление
 
 
1.
 
Понятие информации
 
................................
................................
................................
.
 
1
 
2.
 
Свойства информации
 
................................
................................
................................
2
 
3.
 
Информационные процессы
 
................................
................................
......................
2
 
Интеллект 
–
 
карта «Окружающий мир»
 
................................
................................
..
 
8
 
Интеллект 
–
 
карта «Информационные процессы»
 
................................
.................
 
9
 
 
 
 
1.
 
Понятие информации
 
Весь окружающий нас мир состоит из трех сущностей 
-
 
вещества, энергии и 
информации
 
(
интеллект
-
карт
а
 
«Окружающий мир»
)
.
 
Вещество 
-
 
это все, что можно отнести к 
материальному миру, энергия 
-
 
это то, 
что приводит наш мир в движение. К информации относятся связанные между 
собой сведения, изменяющие наши представления о явлении или объекте 
окружающего мира. 
 
 
 
Информация
 
(от лат
.
 
«
information
»
 
-
 
сведения, 
разъясне
ние, ознакомление)
 
-
 
это сведения об объектах я явлениях 
окружающей среды, их характеристиках, свойствах, состояниях, 
которые уменьшают степень неопределенности знаний, 
имеющихся об этих объектах и явлениях
.
 
 
Информация является общенаучным понятием, это 
значит, что оно 
используется в различных науках: в информатике, кибернетике, биологии и т. д., и в 
каждой науке понятие информации связано с различными системами понятий. 
Поэтому, если говорить об информации в широком смысле, то это 
-
 
обмен 
сведениями межд
у людьми, обмен сигналами между объектами живой и неживой 
природы, людьми и техническими устройствами. В принципе, информацию может 
переносить любая материальная структура или поток энергии.
 
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
2
 
2.
 
Свойства информации
 
1. 
Понятность
. 
Этим свойством обладает 
только та информация, которая 
выражена в форме, понятной тем, кому она предназначена, в противном случае 
информация становится бесполезной.
 
2. 
Полезность
 
(ценность). Это комплексный показатель качества 
информации. Зависит от того, какие задачи можно решить
, используя эту 
информацию. Однако ценность информации 
-
 
это понятие субъективное, т. к. 
информация, полезная для одного человека может быть совершенно бесполезной 
для другого.
 
3. 
Достоверность
. 
Информация достоверна, если она содержит сведения, 
отражающие
 
истинное положение дел. Часто из
-
за искажений информации это 
свойство утрачивается. Кроме того, достоверная информация со временем может 
стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт 
отражать истинное положение дел.
 
4. 
Актуальность
. 
Она определяется степенью сохранения ценности 
информации в момент ее использования. Актуальную информацию очень важно 
иметь при работе в изменяющихся условиях, т. к. в таком случае только вовремя 
полученная (или обновленная) информация может 
принести пользу (примером 
может служить прогноз погоды).
 
5. 
Полнота и точность.
 
Полнота информации означает, что она 
содержит минимальный, но достаточный для принятия правильно решения состав. 
Нарушение полноты информации сдерживает принятие решений и може
т повлечь 
ошибки.
 
В
се перечисленные характеристики информации взаимосвязаны. Например, 
ценность информации напрямую зависит от ее достоверности, полноты и 
актуальности.
 
 
3.
 
Информационные процессы
 
 
Получение и преобразование информации является условием 
жизнедеятельности любого живого организма. 
П
ростейшие одноклеточные 
организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о 
температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных 
условий существования. Любой живой организм, 
в том числе человек, является 
носителем генетической информации, которая передается по наследству. Человек 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
3
 
воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств 
(зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироватьс
я в 
мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе 
достижения каких
-
либо целей человек принимает решения (обрабатывает 
информацию), а в процессе общения с другими людьми 
-
 
передает и принимает 
информацию.
 
 
 
Информационными
 
называются 
процессы
, связанные с 
получением, хранением, обработкой и передачей информации
 
(
интеллект
-
карт
а
 
«
Информационные процессы
»
)
.
 
 
Информационные процессы характерны не только для живой природы, 
человека и об
щества, но и для техники, которая
 
моделирует некоторые действия 
человека и способна в этих случаях частично (а иногда и полностью) заменить его. 
Человеком разработаны технические устройства, которые специально 
предназначены для автоматической обработки информации.
 
1. Сбор (получение инфор
мации). 
 
От умения человека правильно воспринимать информацию зависит во многом 
его способность к познанию окружающего мира.
 
 
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту 
информацию доносят до сознания человека его 
органы чувств
: 
з
рение, слух, 
обоняние, вкус и осязание
. С их помощью человек формирует свое первое 
представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, 
явлении и пр.
 
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, 
называют 
органолептической информацией. Практически 90% информации 
человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% 
—
 
посредством органов 
слуха и только 1% 
—
 
при помощи остальных органов чувств.
 
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стреми
тся 
зафиксировать
 
ее так, чтобы она стала понятной и другим, 
представляя ее в той или 
иной форме
: м
узыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем 
записать с помощью нот
; о
бразы, навеянные все той же мелодией, поэт может 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
4
 
воплотить в виде стих
отворе
ния; 
хореограф 
-
 
выразить танцем, а художник 
—
 
в 
картине.
 
Основными формами представления информации являются
: символьная, 
текстовая, графическая, звуковая, видео
-
информация.
 
Для улучшения восприятия информации человек придумал различные 
индивидуальн
ые приспособления и приборы 
-
 
очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, 
различные датчики и т. п.
 
2. Хранение информации.
 
В наши дни человечество накопило огромное количество информации. 
Под
считано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени 
удваивалась каждые 
50
 
лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые 
2
 
года. 
 
Человек обычно хранит информацию либо в собственной памяти, либо на 
«внешних» носителях (на бумаге, 
фотопленке, видеопленке и пр.). Для 
долговременного хранения используются книги, в настоящее время 
-
 
компьютерные 
носители, устройства внешней памяти и др.
 
Хранение информации имеет большое значение для многократного 
использования информации и передачи инф
ормации во времени. В этом случае для 
ускорения поиска информация должна быть как
-
то упорядочена. В библиотеках это 
-
 
картотеки, при хранении с использованием компьютера 
-
 
размещение информации 
в определенных папках, в более сложных случаях 
-
 
это базы данн
ых, 
информационно
-
поисковые системы и т. д.
 
3. Обработка информации.
 
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информаци
и 
(как без применения технических средств, так и с их применением)
, например:
 
а)
 
получение новой информации из уже известн
ой путем логических 
рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической 
задачи);
 
б)
 
изменение формы представления информации без изменения ее 
содержания (например, перевод текста с одного языка на другой);
 
в)
 
упорядочение (сортировка) инф
ормации (например, упорядочение 
расписания движения поездов по времени их отправления);
 
г)
 
поиск нужной информации в некотором информационном массиве 
(например, поиск номера телефона в телефонной книге).
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
5
 
Т.е. о
бработка информации подразумевает преобразование 
ее к виду, 
отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения 
информации может включать в себя, например, такие действия как численные 
расчеты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизацию и т. д.
 
4. Передача информации.
 
Передача информации необходима для ее распространения. 
Она
 
может 
происходить при непосредственном разговоре между людьми, посредством 
переписки, а также с помощью технических средств связи. Основными устройствами 
для быстрой передачи информации на большие 
расстояния в настоящее время 
являются радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети 
на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть 
каналами 
передачи информации
.
 
В
 
процессе передачи информации, она может искажатьс
я 
или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого 
качества или на линии связи присутствуют шумы (помехи).
 
Передача информации 
-
 
это всегда двусторонний процесс, в котором есть 
источник и есть приемник информации. Источник пе
редает информацию, а 
приемник ее получает.
 
Для обмена информацией с другими людьми человек использует
 
язык.
 
 
Язык
 
–
 
это определенная система символов и правил представления 
информации.
 
 
Алфавит языка
 
–
 
множество используемых символов
.
 
 
Естественные 
языки
 
–
 
это исторически сложившиеся языки 
национальной речи (русский, английский, китайский и др.).
 
В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 
33
 
знака, английский 
язык использует латиницу (
26 
знаков), китайский язык использует алфавит из 
де
сятков тысяч знаков (иероглифов).
 
Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами 
грамматики образуют основные объекты языка 
—
 
слова. 
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
6
 
 
Синтаксис
 
–
 
правила записи языковых конструкций (текста на 
языке).
 
 
Формальные языки
 
–
 
это искусственные языки для 
профессионального применения (язык математики, язык химических 
формул, нотная запись, языки программирования,
 
системы счисления, 
язык алгебры, языки программирования и др
).
 
Основное 
отличие
 
формальных языков от естественных 
состоит в наличии 
строгих правил грамматики и синтаксиса
.
 
Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие 
символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов 
электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и 
тире (код азбуки 
Морзе) и др.
 
Знаки могут иметь различную физическую природу. Например, для 
представления информации с использованием языка в письменной форме 
используются знаки, которые являются изображениями на бумаге или других 
носителях, в устной речи 
в качестве знаков языка используются различные звуки 
(фонемы), а при обработке текста на компьютере знаки представляются в форме 
последовательностей электрических импульсов (компьютерных кодов).
 
 
Кодированием
 
называется представление символов одного 
алфа
вита символами другого.
 
В качестве простейшей системы кодирования можно привести известную всем 
азбуку 
Морзе.
 
В процессе обмена информацией часто приходится производить операции 
кодирования и декодирования информации.
 
Вся информация, которая попадает в 
компьютер, преобразуется в 
последовательность электрических импульсов. Наличие импульса принято условно 
обозначать «1», а его отсутствие 
-
 
«0». Такой способ кодирования информации 
называется двоичным или бинарным. 
 
В настоящее время созданы технические уст
ройства, которые могут надежно 
сохранять и распознавать информацию, закодированную с помощью всего двух 
состояний (т.е. в двоичной системе кодирования):
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
7
 
Таким образом, в компьютерах используют двоичную систему потому, что она 
имеет ряд преимуществ перед др
угими системами:
 
а)
 
для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми 
состояниями (есть ток 
-
 
нет тока, намагничен 
-
 
не намагничен и т. п.), а не, 
например, с десятью, 
-
 
как в десятичной (например, электромагнитные реле 
(замкнуто/разомкнуто),
 
которые широко использовались при конструировании 
первых ЭВМ; поверхности магнитных носителей информации 
(намагничено/размагничено); поверхности лазерных дисков (отражает/не 
отражает); триггер, который может находиться в одном из двух состояний (0 или 1),
 
широко используется 
в оперативной памяти компьютера
);
 
б)
 
представление информации посредством только двух состояний надежно и 
помехоустойчиво;
 
в)
 
возможно применение аппарата алгебры логики для выполнения 
логических преобразований информации;
 
г)
 
двоичная арифметика намного проще десятичной. 
 
Недостаток двоичной системы 
-
 
это быстрый рост числа разрядов, 
необходимых для записи даже относительно небольших чисел.
 
 
 
1.
 
Приведите примеры информации, которую можно получить в 
аудитории.
 
2.
 
Приведите примеры 
информационных процессов из области 
человеческой деятельности, живой природы и техники.
 
3.
 
Определите в каждом из следующих процессов передачи информации 
источник, канал и приемник: телефонный разговор, общение по 
Skype
, 
сообщение о курсе 
Euro
 
€, сборка прибо
ра по схеме.
 
4.
 
Для чего человеку необходим компьютер (ответ связать с 
информационными процессами)?
 
5.
 
Можно ли информацию потерять? И как этого избежать?
 
6.
 
Как человек хранит информацию?
 
7.
 
Приведите примеры обработки информации, которую вы совершаете 
ежедневно.
 
 
 
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
8
 
Интеллект 
–
 
карта «Окружающий мир»
 
 
 
Информация и информационные процессы
 
Киселева И.В.
 
 
9
 
Интеллект 
–
 
карта «Информационные процессы»