Лекция Информация и информационные процессы (с применением интеллект-карт) (дисциплина Информационные технологии)
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ИНФОРМАЦИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
Подготовила: преподаватель СЭМК Киселева И.В.
Лекция 1
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
1
Оглавление
1.
Понятие информации
................................
................................
................................
.
1
2.
Свойства информации
................................
................................
................................
2
3.
Информационные процессы
................................
................................
......................
2
Интеллект
–
карта «Окружающий мир»
................................
................................
..
8
Интеллект
–
карта «Информационные процессы»
................................
.................
9
1.
Понятие информации
Весь окружающий нас мир состоит из трех сущностей
-
вещества, энергии и
информации
(
интеллект
-
карт
а
«Окружающий мир»
)
.
Вещество
-
это все, что можно отнести к
материальному миру, энергия
-
это то,
что приводит наш мир в движение. К информации относятся связанные между
собой сведения, изменяющие наши представления о явлении или объекте
окружающего мира.
Информация
(от лат
.
«
information
»
-
сведения,
разъясне
ние, ознакомление)
-
это сведения об объектах я явлениях
окружающей среды, их характеристиках, свойствах, состояниях,
которые уменьшают степень неопределенности знаний,
имеющихся об этих объектах и явлениях
.
Информация является общенаучным понятием, это
значит, что оно
используется в различных науках: в информатике, кибернетике, биологии и т. д., и в
каждой науке понятие информации связано с различными системами понятий.
Поэтому, если говорить об информации в широком смысле, то это
-
обмен
сведениями межд
у людьми, обмен сигналами между объектами живой и неживой
природы, людьми и техническими устройствами. В принципе, информацию может
переносить любая материальная структура или поток энергии.
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
2
2.
Свойства информации
1.
Понятность
.
Этим свойством обладает
только та информация, которая
выражена в форме, понятной тем, кому она предназначена, в противном случае
информация становится бесполезной.
2.
Полезность
(ценность). Это комплексный показатель качества
информации. Зависит от того, какие задачи можно решить
, используя эту
информацию. Однако ценность информации
-
это понятие субъективное, т. к.
информация, полезная для одного человека может быть совершенно бесполезной
для другого.
3.
Достоверность
.
Информация достоверна, если она содержит сведения,
отражающие
истинное положение дел. Часто из
-
за искажений информации это
свойство утрачивается. Кроме того, достоверная информация со временем может
стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт
отражать истинное положение дел.
4.
Актуальность
.
Она определяется степенью сохранения ценности
информации в момент ее использования. Актуальную информацию очень важно
иметь при работе в изменяющихся условиях, т. к. в таком случае только вовремя
полученная (или обновленная) информация может
принести пользу (примером
может служить прогноз погоды).
5.
Полнота и точность.
Полнота информации означает, что она
содержит минимальный, но достаточный для принятия правильно решения состав.
Нарушение полноты информации сдерживает принятие решений и може
т повлечь
ошибки.
В
се перечисленные характеристики информации взаимосвязаны. Например,
ценность информации напрямую зависит от ее достоверности, полноты и
актуальности.
3.
Информационные процессы
Получение и преобразование информации является условием
жизнедеятельности любого живого организма.
П
ростейшие одноклеточные
организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о
температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных
условий существования. Любой живой организм,
в том числе человек, является
носителем генетической информации, которая передается по наследству. Человек
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
3
воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств
(зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироватьс
я в
мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе
достижения каких
-
либо целей человек принимает решения (обрабатывает
информацию), а в процессе общения с другими людьми
-
передает и принимает
информацию.
Информационными
называются
процессы
, связанные с
получением, хранением, обработкой и передачей информации
(
интеллект
-
карт
а
«
Информационные процессы
»
)
.
Информационные процессы характерны не только для живой природы,
человека и об
щества, но и для техники, которая
моделирует некоторые действия
человека и способна в этих случаях частично (а иногда и полностью) заменить его.
Человеком разработаны технические устройства, которые специально
предназначены для автоматической обработки информации.
1. Сбор (получение инфор
мации).
От умения человека правильно воспринимать информацию зависит во многом
его способность к познанию окружающего мира.
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту
информацию доносят до сознания человека его
органы чувств
:
з
рение, слух,
обоняние, вкус и осязание
. С их помощью человек формирует свое первое
представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства,
явлении и пр.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств,
называют
органолептической информацией. Практически 90% информации
человек получает при помощи органов зрения, примерно 9%
—
посредством органов
слуха и только 1%
—
при помощи остальных органов чувств.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стреми
тся
зафиксировать
ее так, чтобы она стала понятной и другим,
представляя ее в той или
иной форме
: м
узыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем
записать с помощью нот
; о
бразы, навеянные все той же мелодией, поэт может
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
4
воплотить в виде стих
отворе
ния;
хореограф
-
выразить танцем, а художник
—
в
картине.
Основными формами представления информации являются
: символьная,
текстовая, графическая, звуковая, видео
-
информация.
Для улучшения восприятия информации человек придумал различные
индивидуальн
ые приспособления и приборы
-
очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп,
различные датчики и т. п.
2. Хранение информации.
В наши дни человечество накопило огромное количество информации.
Под
считано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени
удваивалась каждые
50
лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые
2
года.
Человек обычно хранит информацию либо в собственной памяти, либо на
«внешних» носителях (на бумаге,
фотопленке, видеопленке и пр.). Для
долговременного хранения используются книги, в настоящее время
-
компьютерные
носители, устройства внешней памяти и др.
Хранение информации имеет большое значение для многократного
использования информации и передачи инф
ормации во времени. В этом случае для
ускорения поиска информация должна быть как
-
то упорядочена. В библиотеках это
-
картотеки, при хранении с использованием компьютера
-
размещение информации
в определенных папках, в более сложных случаях
-
это базы данн
ых,
информационно
-
поисковые системы и т. д.
3. Обработка информации.
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информаци
и
(как без применения технических средств, так и с их применением)
, например:
а)
получение новой информации из уже известн
ой путем логических
рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической
задачи);
б)
изменение формы представления информации без изменения ее
содержания (например, перевод текста с одного языка на другой);
в)
упорядочение (сортировка) инф
ормации (например, упорядочение
расписания движения поездов по времени их отправления);
г)
поиск нужной информации в некотором информационном массиве
(например, поиск номера телефона в телефонной книге).
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
5
Т.е. о
бработка информации подразумевает преобразование
ее к виду,
отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения
информации может включать в себя, например, такие действия как численные
расчеты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизацию и т. д.
4. Передача информации.
Передача информации необходима для ее распространения.
Она
может
происходить при непосредственном разговоре между людьми, посредством
переписки, а также с помощью технических средств связи. Основными устройствами
для быстрой передачи информации на большие
расстояния в настоящее время
являются радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети
на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть
каналами
передачи информации
.
В
процессе передачи информации, она может искажатьс
я
или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого
качества или на линии связи присутствуют шумы (помехи).
Передача информации
-
это всегда двусторонний процесс, в котором есть
источник и есть приемник информации. Источник пе
редает информацию, а
приемник ее получает.
Для обмена информацией с другими людьми человек использует
язык.
Язык
–
это определенная система символов и правил представления
информации.
Алфавит языка
–
множество используемых символов
.
Естественные
языки
–
это исторически сложившиеся языки
национальной речи (русский, английский, китайский и др.).
В основе русского языка лежит кириллица, содержащая
33
знака, английский
язык использует латиницу (
26
знаков), китайский язык использует алфавит из
де
сятков тысяч знаков (иероглифов).
Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами
грамматики образуют основные объекты языка
—
слова.
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
6
Синтаксис
–
правила записи языковых конструкций (текста на
языке).
Формальные языки
–
это искусственные языки для
профессионального применения (язык математики, язык химических
формул, нотная запись, языки программирования,
системы счисления,
язык алгебры, языки программирования и др
).
Основное
отличие
формальных языков от естественных
состоит в наличии
строгих правил грамматики и синтаксиса
.
Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие
символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов
электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и
тире (код азбуки
Морзе) и др.
Знаки могут иметь различную физическую природу. Например, для
представления информации с использованием языка в письменной форме
используются знаки, которые являются изображениями на бумаге или других
носителях, в устной речи
в качестве знаков языка используются различные звуки
(фонемы), а при обработке текста на компьютере знаки представляются в форме
последовательностей электрических импульсов (компьютерных кодов).
Кодированием
называется представление символов одного
алфа
вита символами другого.
В качестве простейшей системы кодирования можно привести известную всем
азбуку
Морзе.
В процессе обмена информацией часто приходится производить операции
кодирования и декодирования информации.
Вся информация, которая попадает в
компьютер, преобразуется в
последовательность электрических импульсов. Наличие импульса принято условно
обозначать «1», а его отсутствие
-
«0». Такой способ кодирования информации
называется двоичным или бинарным.
В настоящее время созданы технические уст
ройства, которые могут надежно
сохранять и распознавать информацию, закодированную с помощью всего двух
состояний (т.е. в двоичной системе кодирования):
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
7
Таким образом, в компьютерах используют двоичную систему потому, что она
имеет ряд преимуществ перед др
угими системами:
а)
для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми
состояниями (есть ток
-
нет тока, намагничен
-
не намагничен и т. п.), а не,
например, с десятью,
-
как в десятичной (например, электромагнитные реле
(замкнуто/разомкнуто),
которые широко использовались при конструировании
первых ЭВМ; поверхности магнитных носителей информации
(намагничено/размагничено); поверхности лазерных дисков (отражает/не
отражает); триггер, который может находиться в одном из двух состояний (0 или 1),
широко используется
в оперативной памяти компьютера
);
б)
представление информации посредством только двух состояний надежно и
помехоустойчиво;
в)
возможно применение аппарата алгебры логики для выполнения
логических преобразований информации;
г)
двоичная арифметика намного проще десятичной.
Недостаток двоичной системы
-
это быстрый рост числа разрядов,
необходимых для записи даже относительно небольших чисел.
1.
Приведите примеры информации, которую можно получить в
аудитории.
2.
Приведите примеры
информационных процессов из области
человеческой деятельности, живой природы и техники.
3.
Определите в каждом из следующих процессов передачи информации
источник, канал и приемник: телефонный разговор, общение по
Skype
,
сообщение о курсе
Euro
€, сборка прибо
ра по схеме.
4.
Для чего человеку необходим компьютер (ответ связать с
информационными процессами)?
5.
Можно ли информацию потерять? И как этого избежать?
6.
Как человек хранит информацию?
7.
Приведите примеры обработки информации, которую вы совершаете
ежедневно.
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
8
Интеллект
–
карта «Окружающий мир»
Информация и информационные процессы
Киселева И.В.
9
Интеллект
–
карта «Информационные процессы»