Путешествие в мир геологии. Горные породы, минералы. Полезные ископаемые.
Тема урока: Путешествие в мир геологии. Горные породы, минералы. Полезные ископаемые.
Предмет : природоведение
Класс : 5
Цель урока: формирование понятий горные породы, минералы, полезные ископаемые
Задачи урока:
направленные на личностный результат:
На когнитивном уровне: актуализировать и обобщить знания о строении, классификации горных пород и полезных ископаемых.
На эмоционально-ценностном: формирование бережного отношения к природным богатствам родного края.
На деятельном уровне: формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и формирование умения выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников.
направленные на метапредметный результат:
Формирование познавательных учебный действий (умения выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы).
Формирование коммуникативных учебных действий (формирование умения выражать свои мысли, развитие речи )
Формирование регулятивных учебных действий (формирование рефлективности оценки и самооценки)
направленные на предметный результат:
Формирование специфических умений (овладение понятиями – горные породы, минералы, полезные ископаемые)
Формирование специфических видов деятельности ( умения работать с иллюстрациями, умения работать с географической картой)
УМК:
Учебник Плешаков А.А. Сонин Н.М. Природоведение 5 класс М., Дрофа, 2009.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА
2 мин.
– Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в геологическую экспедицию. Делит учащихся на группы.
Делятся на группы.
II. Актуализация знаний
ИГРА «ЧИСТАЯ ДОСКА»
2 мин.
На доске понятия (месторождение, полезные ископаемые, горные породы, минералы) вы должны назвать понятие и объяснить его.
Учащиеся выходят, называют понятие, дают определение.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
2 мин.
1.Что изучает геология?
Наука о земной коре, о горных породах, минералах, полезных ископаемых
2.Что является важным в профессии геолога?
Немалая физическая сила, выносливость, смелость, настойчивость.
3.Назовите условия жизни геологов?
Живут в палатках, сотни километров проходят пешком, переплывают бурные реки, с тяжелым рюкзаком карабкаются по кручам.
4.Кто знает главный закон жизни геологов?
Дружба, выручка, верность.
III. Постановка учебной задачи
4 мин.
а) рассказ учителя
В недрах земли есть нефть, уголь, руды металлов, минералы, строительные и драгоценные камни. Находят и изучают эти богатства геологи – разведчики земных недр. Они ищут месторождения полезных ископаемых. Сегодня мы отправляемся в геологическую экспедицию. Она будет проходить по станциям.
Давайте определим для себя задачи на урок
Определяют задачи:
Научиться распознавать горные породы
Определять применение полезных ископаемых
Итак, тема нашего урока – Путешествие в мир геологии. Горные породы, минералы. Полезные ископаемые.
Записывают в тетрадь
Рассказ учителя
План:
1. Станция «Музей камней»
2. Станция «Металлическая»
3. Станция «Рудная».
4. Станция «Пещера».
5.Станция «Инженерная».
6.Станция «Наш край».
7.Станция «Геологическое поле»
Читают на доске
IV. Открытие нового знания
Смысловое ф°чтение текста учебника 5 мин
1. Станция «Музей камней». Распознать горные порода по определителю, рассказать об одной из них
Работают с учебником, коллекцией минералов. Каждая группа получает коллекцию горных пород: известняк, кварц, глина; каменный уголь, торф, каменная соль.
V. Первичное закрепление.
Прием «КОРЗИНА»
5 мин
2. Станция «Металлическая» Получают задание разделить металлические предметы на 2 группы: изготовленные из черных и цветных металлов. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В конце игры детям предлагается убрать из «корзины »лишнее.
Каждый ученик вспоминает и записывает в «корзину» все, что знает.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
4 мин.
3. Станция «Рудная».
Получают наборы руд, металлические предметы. А теперь ребята проверьте сами себя. Запишите в тетрадь только те предложения (из какой руды сделаны предложенные металлические предметы), которые вы считаете правильными из нашей «корзины».
Индивидуально убирают те предложения, которые считают неправильными.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7-8 мин
Беседа
4. Станция «Пещера».
Учитель рассказывает об образовании карстовых пещер. Экспедиция попадает в «пещеру», в ней «черный ящик».
Распознают по описанию горную породу.
Слюда.
5. Станция «Инженерная».
Применение полезных ископаемых. Задание «собери пары». (выполняется на время).
Сопоставляют карточки: на одних карточках – название полезных ископаемых, других – их применение.
Песок-стекло; глина- кирпичи; торф-удобрение; нефть- бензин.
Прием «ЧИСТАЯ ДОСКА» (наоборот)
6. Станция «Наш край»
-Задание «третий лишний» используя карту Красноярского края найдите одно полезное ископаемое, которого нет в нашем крае, а про другие рассказать где применяются
Учащиеся выходят по одному из группы к доске, выполняют задание.
Прием: «Задаем друг другу вопросы» (приложение 1)
- Станция «Геологическое поле» выборочно учащимся предлагается взять карточки с вопросами отличающиеся уровнем сложности (оценены от 2 до 5 баллов)
Капитан команды выбирают карточку, называют полезное ископаемое, посовещавшись в группе, задают вопрос другой группе
Домашнее задание.
Д/З по 3-м уровням:
Базовый - читать §33, вопросы 1-3 устно
Повышенный – вопрос 4
Необязательный – прочитать об охране недр в Красноярском крае.
Записывают в дневники.
VIII. Рефлексия деятельности.
3 мин
Беседа
- смогли ли мы выполнить цель нашего урока?
- да
Подведение итогов, награждение победителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.В чем разница между каменным углем и торфом? (4 балла).
2.Согласны ли вы, что необходимо бережно относиться к полезным ископаемым? (5баллов).
3. Из какой руды получают железо? (1 балл).
4. Какой металл называют «самоварным золотом»? (3 балла).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Загадки
В воде родится, а воды боится (соль).
Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам делать ножницы, ключи (железная руда).
15